Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Вызовы для лизингового бизнеса: кейс ГТЛК » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Вызовы для лизингового бизнеса: кейс ГТЛК

Вчера, 16:58 smart-lab.ru | ГТЛК bondsreview
Первый заместитель гендиректора ГТЛК Михаил Кадочников – о влиянии высоких ставок на лизинговую деятельность и планах ГТЛК на 2025 год.

Высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга на фоне роста неопределенности в экономике ограничивают деловую активность бизнеса.

Объем нового бизнеса по итогам 9 мес. 2024 г. вырос на 6% к аналогичному периоду прошлого года за счет крупных сделок отдельных игроков с железнодорожным транспортом и недвижимостью и составил 2,63 трлн руб. Без учета указанных сделок динамика объема нового бизнеса за 9 мес. 2024 г. к аналогичному периоду 2023-го была бы отрицательной (-7%).

Одним из сильных игроков, поддержавших рынок, стала Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая существенно нарастила лизинговый портфель в сегменте железнодорожного транспорта. За счет чего вырос бизнес в относительно неблагоприятной рыночной конъюнктуре и какое влияние на финансовые результаты ГТЛК оказывают высокие ставки, мы поговорили с первым заместителем генерального директора ГТЛК Михаилом Кадочниковым.

– Как вы оцениваете влияние роста ключевой ставки на финансовые показатели компании по результатам 2024 года?

Увеличение объема процентных расходов является следствием ужесточения денежно-кредитной политики. Это в значительной мере негативно повлияло на финансовые показатели ГТЛК в 4 квартале. Но в целом по итогам 2024 г. мы ожидаем позитивные результаты. Объем выручки составит порядка 112 млрд руб., что на 38% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превышает плановое значение. Чистый процентный доход составит порядка 8 млрд руб. По предварительным данным прирост активов за 2024 г. составит порядка 17%. Общий объем активов превысит 1,3 трлн руб., что также соответствует плановым показателям.

– Что повлияло на существенный рост лизингового портфеля ГТЛК?

ГТЛК вернула себе первенство на рынке лизинга, нарастив портфель до рекордного объема в 2,6 трлн рублей (+69% к 2023 г.). Мы стабильно наращивали новый бизнес до 3-4 кв., однако в настоящий момент темпы роста в целом по портфелю замедлились, спрос на новые активы заметно упал в текущих условиях. Ключевую роль в росте лизингового портфеля сыграли заключенные сделки по приобретению и лизингу инновационных высокоскоростных поездов для ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», которые удалось реализовать благодаря связанному финансированию от синдиката банков. Мы ожидаем, что тренд на связанные сделки продлится, как минимум, до лета. Также такие связанные сделки позволят нивелировать процентный риск в текущих условиях, поэтому в перспективе будем использовать этот инструмент для финансирования новых проектов.

– Какие направления будут приоритетными для Вашей компании в 2025 году?

Мы видим значительный потенциал в лизинге ж/д транспорта, особенно в таких сегментах, как лизинг инновационных вагонов. По нашим прогнозам, в долгосрочной перспективе парк инновационных грузовых вагонов будет только расти, постепенно замещая убывающий парк типовых вагонов. В 2025-2027 гг. ожидается списание свыше 90 тыс. ед. грузового подвижного состава, при этом эксперты оценивают, что потребуется закупка более 158 тыс. ед. новой ж/д техники, в т.ч. более 66 тыс. инновационных вагонов.

В настоящее время сохраняется проблема замедления оборота вагонов на сети из-за ситуации с брошенной ж/д техникой, а также продолжающихся работ по «расшивке» БАМа и Транссиба. Мы ожидаем увеличение доли инновационных грузовых вагонов в парках с 18,2% в 2024 г. до 24,2% к 2028 г. Повышенная грузоподъемность таких вагонов позволяет перевозить большее количество грузов меньшим количеством вагонов, что ускорит работу сети без привлечения дополнительного парка.

Также ГТЛК активно участвует в реализации госпрограмм, инструментарий которых позволяет демпфировать рост ключевой ставки для некоторых сегментов транспортной отрасли. Помимо нацпроекта «Эффективная транспортная система» в части ВСМ, ГТЛК определена базовым заказчиком по нацпроектам «Инфраструктура для жизни» в части льготного лизинга городского транспорта, «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» в сегменте водного транспорта, а также в рамках продолжающегося нацпроекта «БАС».

Кроме того, у нас в приоритете развитие новых направлений и увеличение объемов в таких сегментах, как лизинг спутников. Сейчас мы прорабатываем запуск программы льготного лизинга космических аппаратов в рамках нацпроекта «Космос».

– Насколько такой продукт как льготный лизинг спутников может быть востребован на рынке?

В ноябре мы заключили первую в России сделку по лизингу трех спутников Зоркий-2М, а также подписали соглашение о сотрудничестве с Роскосмосом с перспективой формирования программы льготного лизинга спутников и включения ее в нацпроект «Космос». По предварительным оценкам, планируемый объем инвестиций в программу на горизонте 2025-2031 гг. составит порядка 108 млрд руб., из них две трети приходится на внебюджетные средства. Действующей спутниковой группировки недостаточно для удовлетворения потребностей в данных. Уход иностранных поставщиков и появление частных российских операторов стимулирует спрос на лизинг такой техники.

Также мы видим большую перспективу в комбинированном использовании спутников и беспилотников, в частности, в сельском хозяйстве. Например, после того, как спутник зафиксировал снижение всхожести на полях, на место направляется беспилотник для доразведки, который может также нести с собой удобрения или дополнительные семена для устранения проблемы. Аналогичным образом эти технологии могут быть применены при тушении пожаров, устранении чрезвычайных ситуаций и ликвидации экологических катастроф.

– Как вы оцениваете влияние рыночных рисков на деятельность компании в текущих условиях?

Наша бизнес-модель является своего рода индикатором состояния транспортной отрасли. Мы работаем почти со всеми видами системного транспорта за исключением грузового автомобильного. Такая модель позволяет нам распределять риски по всей отрасли. Как показывает наш опыт, транспортная отрасль достаточно сбалансированная и в момент, когда один из сегментов проседает, такое снижение компенсируется за счет роста других.

Тем не менее, если ситуация с текущими ставками приобретёт затяжной характер, запас прочности у клиентов почти всех сегментов может оказаться недостаточным, и им будет трудно справляться с дополнительной процентной нагрузкой, что негативно скажется на их кредитоспособности.

Обладая прочными кредитными метриками, мы можем выступить в роли проводника такой ликвидности, тем самым предотвращая замедление развития отрасли. В свою очередь, со своей стороны мы регулярно осуществляем контроль ситуации с обеспечением нашей ликвидности. Учитывая открытый доступ к банковским кредитам и рынку публичного долга, а также оптимальную долговую нагрузку компании, риски ликвидности для нас оцениваем на низком уровне. В текущем году мы разместили 5 биржевых выпусков облигаций, один из которых номинирован в юанях, 40 выпусков облигаций по закрытой подписке в пользу Минфина для финансирования льготных ФНБ-проектов. Также один из выпусков биржевых облигаций находится в процессе размещения с фиксированной ставкой 25%.

Также мы проводим регулярную работу по подтверждению нашего кредитного качества. В декабре мы получили второй кредитный рейтинг на уровне ruАА- со «стабильным» прогнозом. Кроме того, стоит отметить значительный запас капитала – коэффициент достаточности капитала вырос до 16,2% по состоянию на 30.06.2024. Мы продолжим концентрироваться на финансово устойчивых клиентах, сохраняя риск неплатежей на низком уровне. По состоянию на 1 пг 2024 г. уровень проблемной задолженности составил всего 0,29%.

Наряду с низкими рисками ликвидности, лизинговые механизмы ГТЛК, включая льготные программы, будут востребованы среди клиентов, и смогут гарантировать рост нового бизнеса, а также поступление платежей для обслуживания долга при высоком уровне процентных ставок.

Все это характеризует ГТЛК как надежный инструмент для взвешенного подхода к риск-доходности.

– Как Вы считаете, каким будет уровень ключевой ставки в следующем году и какое влияние это окажет на бизнес ГТЛК?

В текущих условиях гораздо менее значим уровень ключевой ставки, нежели тренд на ее изменение. В декабре Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 21%, что, возможно, является сигналом о потенциальном развороте, который благоприятно отразится на инвестиционной активности и развитии экономики. Кроме того, положительным фактором станет сужение спредов при привлечении финансирования. В противном случае, если рост ставок продолжится, а спреды будут расширяться вследствие ужесточения нормативов для банков, мы сосредоточим внимание в первую очередь на льготных программах, в т.ч. с использованием средств ФНБ по ставке 1,5-3% годовых, а также на точечных комплексных сделках с банками либо небольшие сделки по лизингу спутников и цифровых активов с качественными клиентами на будущую перспективу. Также считаем, что для сдерживания рисков в лизинговой отрасли при текущих ставках необходимо применять нормативное регулирование кредитных метрик к компаниям этого сектора.