Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Мера загрязнения: для чего нужны квоты на выбросы и как ими торгуют » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Мера загрязнения: для чего нужны квоты на выбросы и как ими торгуют

6 мая 2025 БКС Экспресс

Изменение климата, вредные выбросы в атмосферу, перепроизводство — все эти экологические темы не только не теряют актуальности с течением времени, но и становятся все острее. И государства стараются найти решение этих проблем. Так, например, появились квоты на выбросы.

Что это такое, как работает и зачем ими торгуют — расскажем в материале.

Исчерпываемый лимит
Квота на выбросы — это лимит, который государство устанавливает для предприятий из разных экономических секторов, чтобы снизить углеродное загрязнение. Рассчитывают квоты исходя из уровня урона производств экологии и оценки риска здоровья человека.

Компании, которые работают в этих секторах, должны иметь по одной квоте на каждую тонну выбросов. Такое соотношение работает по всему миру и повышает уровень предсказуемости издержек для всех участников рынка, при этом снижая административные издержки на поддержание такой системы. Квоты получают бесплатно от государства или покупают на аукционах, которые оно организует.

Торговые системы, где можно продавать или покупать углеродные единицы, называют углеродными рынками.
Также есть добровольные углеродные рынки. В рамках этой торговой системы государство не обязует компании регулировать выбросы, но они сами принимают решение их сокращать.

Все вместе это помогает переложить бремя ответственности за углеродный след в атмосфере на тех, кто его производит.

В мире используются два основных подхода к снижению выбросов парниковых газов — налоги на выбросы углерода или системы торговли квотами (СТК).

Как работает СТК
В основном СТК работают по принципу «cap and trade»: сначала регулирующий орган в стране определяет общий лимит выбросов для отрасли, затем его делят на квоты, которые распределяются между ответственными.

Если у предприятий получился излишек выбросов, они могут его «продать», а если его недостаточно — «докупить». Так они, соответственно, либо получают прибыль от того, что сократили выбросы, либо несут потери из-за перерасхода.

Следить за такой системой и управлять ей довольно сложно, зато в конечном итоге проще понять, была ли достигнута цель по соблюдению общего лимита и сокращению выбросов.

Еще один подход — «baseline and credit». Здесь нет общего предельного показателя по выбросам, а квоты устанавливаются для каждого предприятия отдельно. А далее, исходя из итоговых показателей выбросов, компании, как и при первом подходе, могут либо «купить», либо «продать» излишек.

В обоих случаях более экологичный бизнес выигрывает, потому что, продавая квоты тем, кто превысил предельные показатели, зарабатывает.

Есть и другой подход, исключающий покупку и продажу углеродных единиц, — плата государству своего рода штрафа за превышение лимитов.

Лидер на углеродном рынке
По состоянию на 2023 г. в мире насчитывалось 70 юрисдикций, где применялись схемы квотирования и торговли выбросами парниковых газов. При этом они покрывали в районе 17,5% мировых выбросов углерода.

Самый крупный углеродный рынок в мире на сегодня — Европейский союз. Здесь механизм мониторинга углеродных выбросов ввели в действие аж в 1993 г., а систему торговли квотами на них запустили в 2005 г. Она охватывает все государства-члены ЕС, страны

Европейской ассоциации свободной торговли, куда входят Исландия, Лихтенштейн и Норвегия, а также применяется в рамках производства электроэнергии Северной Ирландии.

Система продолжает постепенно расширяться: с 1 января 2024 г. в нее также включили судоходство, а компании, которые занимаются сжиганием бытовых отходов сверх порогового значения, обязаны отчитываться в регулирующий орган ЕС.

По данным на 2024 г., мировой рынок углеродных кредитов оценивался в $113,1 млрд, а европейская доля в нем составила более 80%.

Некоторые страны не могут выполнить обязательства по сокращению загрязнения по разным обстоятельствам.

Например, Сингапур — город-государство, которое зависит в основном от ископаемого топлива и нефтепереработки и имеет ограниченные ресурсы в целом. По этим причинам страна лидирует в Юго-Восточной Азии по участию в международных углеродных рынках и постоянно покупает кредиты на выбросы.

Что в России
Россия пока только начинает свой путь в области сокращения углеродных выбросов. Система квотирования в стране была введена 26 июля 2019 г. Федеральным законом № 195 «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

О том, что нужно соблюдать порог выбросов, отрасли и компании предупреждает федеральный орган исполнительной власти, который следит за охраной атмосферного воздуха.

С 2022 г. в РФ работает «Реестр углеродных единиц», где регистрируют экологические проекты и дают оценку их работе.

Пожалуй, самый известный эксперимент по ограничению выбросов парниковых газов в РФ — Сахалинский. Его начали в 2022 г. с расчетом на то, что к концу 2025 г. регион достигнет углеродной нейтральности. В рамках этого эксперимента квотировали выбросы на период с 2024 по 2028 гг. Правда, первую сделку купли-продажи единиц выполнения квоты оформили только 29 апреля текущего года.

Кстати, в Госдуме в начале апреля сообщили, что хотят вернуться к законопроекту об ответственности за нарушение квот на выбросы. Это аргументировали тем, что наказание «будет стимулировать компании исполнять инвестпрограммы по модернизации производственных мощностей».