4 мая 2010 slon.ru
Вчерашняя новость о том, что одну из крупнейших авиакомпаний страны – UTair – делят на части и распродают, поставила меня в тупик. Сама UTair довольно убедительно опровергала статью газеты «Коммерсантъ». Но еще более убедительно выглядело письмо от финансового консультанта UTair, скан которого «Ъ» опубликовал в ответ на опровержение своей статьи. Кто же сказал неправду – газета или авиакомпания? Ни та, ни другая, как я поняла.
Чтобы разобраться в этой запутанной истории, нужно сперва вспомнить, кто владеет авиакомпанией. Структуры «Сургутнефтегаза» консолидировали более 75% акций UTair в 2004 году. Что общего у нефтяной компании и авиационной? Помимо того, что UTair возит пассажиров, она еще и крупнейший в России оператор вертолетов. В России вертолетный парк авиакомпании занимается обслуживанием нефтяных месторождений, в том числе месторождений «Сургутнефтегаза».
С тех пор, как UTair принадлежит нефтяникам, ее дела идут хорошо. По крайней мере, так кажется со стороны: появилась международная сеть вертолетных «дочек», куплено несколько российских аэропортов, в том числе в Восточной Сибири, где «Сургутнефтегаз» начал осваивать нефтяные месторождения. Столь разноплановый бизнес придавал UTair определенную устойчивость в кризис: в то время как российские авиакомпании одна за другой допускали дефолты, она смогла аккуратно платить по долгам. Бизнес пассажирских перевозок тоже не стоял на месте: парк самолетов пополнился Boeing 737, ATR-42/72, а из региональной авиакомпании средней руки UTair превратилась в крупнейшего игрока по внутрироссийским перевозкам. А в первом квартале она даже обогнала «Аэрофлот» и «Сибирь». И вот новости о разделе бизнеса и продажа пассажирской его части, да еще и из уст финансового консультанта авиакомпании, – источник, на первый взгляд, заслуживающий доверия.
Гендиректор UTair Андрей Мартиросов, с которым я разговаривала, отрицает, что такие переговоры ведутся. Председатель совета директоров UTair, вице-губернатор Ханты-Мансийского АО Вячеслав Новицкий, которому я позвонила, отрицает раздел бизнеса: такие вопросы должен рассматривать совет директоров, говорит он, а совет директоров такие вопросы не рассматривал. О том, что пассажирский бизнес UTair продается, мои источники в правительстве Тюменской области узнали из прессы. Как же вышло так, что одна из крупнейших компаний Тюменского региона продается, а об этом никто не знает?
Один из моих собеседников предположил, что финансовый консультант UTair, ГК «Регион», решила сделать бизнес на организации процесса разделения авиакомпании и стать агентом по продаже перевозочной ее части. И эта версия представляется мне наиболее сильной. Тем более, что еще один источник – в самом «Регионе» – рассказал, что предложение о покупке UTair, направленное мэру Москвы Юрию Лужкову, нельзя считать предложением со стороны UTair или ее акционеров: «Мы – давний финансовый консультант авиакомпании. И в этом качестве рассматриваем разные варианты по увеличению капитализации компании в целом, по притоку инвестиций. Это то, чем занимается любой финансовый консультант, иначе зачем он нужен? А то письмо – это рутинная вещь, всего лишь одно из наших предложений для UTair, с которым мы готовы были бы выйти в случае интереса правительства Москвы».
Правительство Москвы, после неудачной попытки создать крупного перевозчика на базе столичного «Атлант-Союза» и «Ростехнологий», конечно, со стороны производит впечатление нуждающегося в расширении авиационного бизнеса. Но, как заметил мой источник в мэрии, столичное правительство не вступало в переговоры о покупке UTair: «Мы, разумеется, заинтересованы в сильном базовом перевозчике, но не любой же ценой. Нам бы с нашим «Атлант-Союзом» сначала разобраться бы». Словом, сделка, о которой трубили вчера все кому не лень, на самом деле – плод фантазии финансового консультанта. Который теперь оказался в незавидном положении.
Люди, знакомые с обстоятельствами сотрудничества «Региона», UTair и «Сургутнефтегаза», говорят, что доселе финансовый консультант не позволял себе в отношении UTair действий, не санкционированных «Сургутнефтегазом». А все сделки, которые «Регион» проводил в интересах авиакомпании – покупки перевозчиков, аэропортов, всегда совершались в обстоятельствах строжайшей секретности. С главой «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым такие шутки, как история с письмом Лужкову, не проходят даром, и в «Регионе» об этом хорошо должны знать. Не удивлюсь, если после этого UTair найдет себе другого консультанта, который не станет делать веерную рассылку предложений о покупке авиакомпании.
Ирина Мокроусова
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Чтобы разобраться в этой запутанной истории, нужно сперва вспомнить, кто владеет авиакомпанией. Структуры «Сургутнефтегаза» консолидировали более 75% акций UTair в 2004 году. Что общего у нефтяной компании и авиационной? Помимо того, что UTair возит пассажиров, она еще и крупнейший в России оператор вертолетов. В России вертолетный парк авиакомпании занимается обслуживанием нефтяных месторождений, в том числе месторождений «Сургутнефтегаза».
С тех пор, как UTair принадлежит нефтяникам, ее дела идут хорошо. По крайней мере, так кажется со стороны: появилась международная сеть вертолетных «дочек», куплено несколько российских аэропортов, в том числе в Восточной Сибири, где «Сургутнефтегаз» начал осваивать нефтяные месторождения. Столь разноплановый бизнес придавал UTair определенную устойчивость в кризис: в то время как российские авиакомпании одна за другой допускали дефолты, она смогла аккуратно платить по долгам. Бизнес пассажирских перевозок тоже не стоял на месте: парк самолетов пополнился Boeing 737, ATR-42/72, а из региональной авиакомпании средней руки UTair превратилась в крупнейшего игрока по внутрироссийским перевозкам. А в первом квартале она даже обогнала «Аэрофлот» и «Сибирь». И вот новости о разделе бизнеса и продажа пассажирской его части, да еще и из уст финансового консультанта авиакомпании, – источник, на первый взгляд, заслуживающий доверия.
Гендиректор UTair Андрей Мартиросов, с которым я разговаривала, отрицает, что такие переговоры ведутся. Председатель совета директоров UTair, вице-губернатор Ханты-Мансийского АО Вячеслав Новицкий, которому я позвонила, отрицает раздел бизнеса: такие вопросы должен рассматривать совет директоров, говорит он, а совет директоров такие вопросы не рассматривал. О том, что пассажирский бизнес UTair продается, мои источники в правительстве Тюменской области узнали из прессы. Как же вышло так, что одна из крупнейших компаний Тюменского региона продается, а об этом никто не знает?
Один из моих собеседников предположил, что финансовый консультант UTair, ГК «Регион», решила сделать бизнес на организации процесса разделения авиакомпании и стать агентом по продаже перевозочной ее части. И эта версия представляется мне наиболее сильной. Тем более, что еще один источник – в самом «Регионе» – рассказал, что предложение о покупке UTair, направленное мэру Москвы Юрию Лужкову, нельзя считать предложением со стороны UTair или ее акционеров: «Мы – давний финансовый консультант авиакомпании. И в этом качестве рассматриваем разные варианты по увеличению капитализации компании в целом, по притоку инвестиций. Это то, чем занимается любой финансовый консультант, иначе зачем он нужен? А то письмо – это рутинная вещь, всего лишь одно из наших предложений для UTair, с которым мы готовы были бы выйти в случае интереса правительства Москвы».
Правительство Москвы, после неудачной попытки создать крупного перевозчика на базе столичного «Атлант-Союза» и «Ростехнологий», конечно, со стороны производит впечатление нуждающегося в расширении авиационного бизнеса. Но, как заметил мой источник в мэрии, столичное правительство не вступало в переговоры о покупке UTair: «Мы, разумеется, заинтересованы в сильном базовом перевозчике, но не любой же ценой. Нам бы с нашим «Атлант-Союзом» сначала разобраться бы». Словом, сделка, о которой трубили вчера все кому не лень, на самом деле – плод фантазии финансового консультанта. Который теперь оказался в незавидном положении.
Люди, знакомые с обстоятельствами сотрудничества «Региона», UTair и «Сургутнефтегаза», говорят, что доселе финансовый консультант не позволял себе в отношении UTair действий, не санкционированных «Сургутнефтегазом». А все сделки, которые «Регион» проводил в интересах авиакомпании – покупки перевозчиков, аэропортов, всегда совершались в обстоятельствах строжайшей секретности. С главой «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым такие шутки, как история с письмом Лужкову, не проходят даром, и в «Регионе» об этом хорошо должны знать. Не удивлюсь, если после этого UTair найдет себе другого консультанта, который не станет делать веерную рассылку предложений о покупке авиакомпании.
Ирина Мокроусова
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу