Глава экономического министерства ФРГ МИХАЭЛЬ ГЛОС подверг резкой критике нравы финансово-кредитной отрасли. В беседе с корреспондентом Handelsblatt КЛАУСОМ ШТРАТМАННОМ министр, в частности, обращает внимание на то, что предоставляемые компаниям кредиты сопровождаются строжайшими условиями, в то время как сами банки приобретают высокорисковые ценные бумаги в объемах, несопоставимых с их собственными размерами.
— Господин министр, один из ваших предшественников на этом посту — Людвиг Эрхард — сказал однажды, что экономика на 50% состоит из психологии. Если это так, то не требуется ли экономике ФРГ срочная терапевтическая помощь?
— Действительно, вследствие международного финансового кризиса мы переживаем двойной кризис доверия. С одной стороны, банки больше не доверяют друг другу и почти не предоставляют друг другу кредитов. Одновременно пострадало доверие к финансовым институтам и у общества в целом.
— Как министр экономики вы должны быть заинтересованы в том, чтобы доверие это было восстановлено как можно быстрее. Что вы намерены предпринять?
— У владельцев сберегательных вкладов оснований для кризиса доверия нет. Никому в Германии не надо беспокоиться по поводу того, что ввиду финансового кризиса его сбережениям что-то угрожает.
— Может быть, финансовые рынки нуждаются в дополнительном регулировании для того, чтобы вообще избежать подобного кризиса в будущем?
— Я бы предостерег от поспешных призывов к введению дополнительного регулирования. Однако возникает вопрос, с достаточной ли тщательностью проводили банки обязательную для них собственную оценку рисков или же полностью положились в этом на рейтинговые агентства. Мне абсолютно непонятно, почему предоставляемые компаниям кредиты банки всегда сопровождают строжайшими условиями, а сами одновременно приобретают высокорисковые ценные бумаги, стоимость которых проверена явно недостаточно, причем покупают их в объемах, часто несопоставимых с размерами данного финансового института. Важно, чтобы немецкие банкиры вместе со своими коллегами во всем мире учились на ошибках, на которые указал финансовый кризис.
— Не следовало ли наблюдательным советам банков дернуть стоп-кран раньше?
— Конечно, наблюдательные советы обязаны тщательно изучать решения правления, и если они не в полной мере выполняют свои функции в качестве контрольного органа, то несут солидарную ответственность за тяжелые последствия неправильных решений. Поэтому-то членами наблюдательных советов должны быть критично настроенные и квалифицированные эксперты, а не просто симпатичные люди.
— Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерманн в меньшей степени упоминает собственные ошибки, делая упор на недостаточность сил рынка и призывая на помощь государство. Что вы думаете по этому поводу?
— Финансовый кризис принял такой размах, что тут уже необходимы согласованные действия государств, эмиссионных и коммерческих банков.
— На поддержку пострадавших от ипотечного кризиса немецких банков Sachsen LB, WestLB и IKB уже потрачена двузначная миллиардная сумма денег налогоплательщиков. На эти средства вы могли бы профинансировать даже небольшую налоговую реформу. Вас это не беспокоит?
— Конечно, это меня не радует. Однако банкротство этих институтов нанесло бы удар по всей финансовой площадке Германии в целом, поставив под угрозу экономический рост, рабочие места и благосостояние многих наших сограждан.
— Многие опасаются, что финансовый кризис перейдет и на реальную экономику. Оправданны ли страхи экономики по поводу возможного дефицита кредитов?
— Пока что обеспечение экономики кредитов функционирует. К счастью, за минувшие годы показатели собственного капитала и притока наличности немецких компаний значительно выросли, причем в такой степени, что за счет кредитов приходится финансировать лишь незначительную часть инвестиций.
— И все же, кризис на финансовом рынке США окажет влияние на развитие конъюнктуры в Германии…
— Пока мы не видим признаков того, что возникшие в США проблемы повлияют на конъюнктуру в ФРГ.
— Вы действительно всерьез верите, что рецессия экономики США пройдет для Германии бесследно?
— Конечно, длительная рецессия крупнейшей в мире экономики скажется и на нас, однако на сегодня фактом является и то, что Германия нынче уже не так зависима от спадов в экономике США.
— Значит, вы по-прежнему прогнозируете рост экономики ФРГ в нынешнем году на уровне 1,7%?
— На 24 апреля назначено объявление очередного прогноза, и я не хотел бы забегать вперед. Симптомы ведь есть не только плохие. По-прежнему, немецкие концерны имеют хороший объем заказов на свою продукцию, позитивно продолжает развиваться и рынок труда. С другой стороны, падает прибыль компаний, экспортирующих свои товары в долларовую зону. Впрочем, те, кто позаботился об обеспечении своих курсовых рисков, ощущают постоянную слабость доллара с некоторой задержкой.
— Ну а разве слабость доллара не является уже достаточным основанием для того, чтобы понизить прогноз конъюнктуры в ФРГ?
— Сейчас примерно 60% немецкого экспорта идет в государства Европы. Это повышает устойчивость нашей экономики относительно динамики курса доллара.
— Не считаете ли вы целесообразным, в случае если конъюнктура в результате финансового кризиса заметно ухудшится, прибегнуть к снижению налогов?
— Мы намерены внимательно отслеживать динамику развития конъюнктуры, с тем чтобы при необходимости сразу прореагировать. Соответствующие концепции нашим министерством уже подготовлены. И если такой момент действительно наступит, то, на мой взгляд, снижение налогообложения средних и малых доходов стало бы шагом более предпочтительным, чем программы государственного дотирования.
Михаэль Глос занимает пост федерального министра экономики и новых технологий Германии с 22 ноября 2005 года; с 1993 года является членом президиума и правления партии «Христианско-социальный союз» (ХСС), а также возглавляет региональную организацию ХСС Нижней Франконии; с 1993 по 2005 год был председателем депутатской группы ХСС и первым заместителем председателя парламентской фракции ХДС/ХСС в бундестаге (парламенте) ФРГ; с 1990 по 1992 год зампред парламентской фракции ХДС/ХСС, курировал вопросы экономики, транспорта, среднего бизнеса, сельского хозяйства и туризма; с 1987 по 1990 год — руководитель рабочей группы «Финансы» и спикер парламентской фракции ХДС/ХСС по финансам и налогам; с 1981 по 1987 год — руководитель рабочей группы «Финансы и бюджет» депутатской группы ХСС в бундестаге ФРГ. Член бундестага с 1976 года. Родился 14 декабря 1944 года в Брюннау, женат, имеет двоих детей.
ПЕРЕВОД АЛЕКСАНДРА ПОЛОЦКОГО
http://top.rbc.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу