Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Марко Аннунциата, Мы все в одной лодке » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Марко Аннунциата, Мы все в одной лодке

Почти одновременные выступления Трише (ЕЦБ) и Кинга (Банк Англии) перед парламентами Великобритании и ЕС, состоявшиеся на прошлой неделе, с нашей точки зрения, подтвердили приближение спасательной операции с вмешательством правительства, которая вряд ли ограничится финансовым сектором США. Начало ей положила ФРС, принявшая меры по разрешению кризиса Bear Stearns. Результаты вдохновляют, но чтобы последовать примеру ФРС, необходима политическая поддержка, - как отметил Трише, в данном случае придется ставить на кон не балансы центральных банков, а деньги налогоплательщиков
5 апреля 2008 Архив
Почти одновременные выступления Трише (ЕЦБ) и Кинга (Банк Англии) перед парламентами Великобритании и ЕС, состоявшиеся на прошлой неделе, с нашей точки зрения, подтвердили приближение спасательной операции с вмешательством правительства, которая вряд ли ограничится финансовым сектором США. Начало ей положила ФРС, принявшая меры по разрешению кризиса Bear Stearns. Результаты вдохновляют, но чтобы последовать примеру ФРС, необходима политическая поддержка, - как отметил Трише, в данном случае придется ставить на кон не балансы центральных банков, а деньги налогоплательщиков. Если же эти результаты удастся повторить в наиболее шатких банковских секторах мира, предпринятые меры будут иметь гораздо больше шансов на успех. Политические препятствия значительны: в США картину усложняют выборы, а комментарии, сделанные Полсоном 28 марта по поводу ситуации на рынке ипотечных кредитов не дают оснований надеяться, что он протянет руку помощи ФРС; в Европе за принятие решения отвечают правительства разных стран, что само по себе является препятствием. Тем не менее, центральные банки четко дали понять политикам, что мы все находимся в одной лодке. После публикации экономических данных Трише заговорил, как важный государственный деятель, избегающий однозначных заявлений: он подтвердил, что в настоящее время учетные процентные ставки находятся на приемлемом уровне, однако четко указал на неопределенность и риски в финансовом секторе Еврозоны, подчеркнув необходимость достижения большей прозрачности. Кинг в своем выступлении обосновал реакцию Банка Англии на кризис и нарисовал пессимистичную, но не безнадежную экономическую картину с дальнейшим снижением ставок в перспективе.

Пока что данные оправдывают позицию ЕЦБ: по дороге в Европарламент Трише снова получил хорошие новости об индексе деловых настроений Ifo, который растет уже три месяца подряд как по текущим, так и по прогнозным индикаторам. В настоящее время данные по Ifo рисуют немного парадоксальную картину восстановления после короткого циклического спада, который начался задолго до наступления финансового кризиса. Ifo - не исключение, он подтверждает, что немецкая экономика до сих пор находится в добром здравии, ее промышленность показывает хорошие результаты, а экспорт преуспевает несмотря на усиление евро. Наш главный экономист в Германии, Андреас Реес считает, что благодаря невыполненным заказам и высокому спросу на капитальные товары, который существует на развивающихся рынках, активность немецкой промышленности в ближайшие месяцы сохранится.

В настоящее время в Еврозоне складывается неоднозначная ситуация: французский индекс доверия в промышленности превысил прогнозы, что указывает на продолжение роста ВВП в 1 квартале, а показатель доверия в промышленности Италии не оправдал ожиданий. Кроме того, в Еврозоне отмечается взаимозависимости экономик (де-корреляция). Однако в целом, как подчеркивает ЕЦБ, экономический рост в Европе продолжается, и в сфере банковских кредитов нефинансовому корпоративному сектору не наблюдается сокращений. Текущие показатели явно свидетельствуют в пользу позиции Трише, однако при растущей уязвимости потребительского сектора Европу ожидает более четко выраженный спад. Данные красноречиво указывают на необоснованность критики в его адрес, и у Трише не было причин оправдываться. Его обращение к парламенту было похоже на речь политика и содержало весьма расплывчатые заявления. Несколько моментов из этого выступления заслуживают особого внимания:

Во-первых, Трише подчеркнул необходимость повышения прозрачности в финансовом секторе и призвал финансовые организации, рейтинговые агентства и наблюдателей прилагать для этого больше усилий. Он заявил, что "перспективы финансовой стабильности в зоне евро по-прежнему неясны", особенно в том, что касается оценки общего размера и распределения финансовых убытков. Это высказывание содержит довольно-таки скептическую оценку нашей осведомленности о состоянии здоровья финансовой системы Еврозоны, и перекликается с призывами к повышению прозрачности, о котором в последнее время все чаще и настойчивей заявляют некоторые европейские чиновники. Далее Трише отметил, что банки Еврозоны уже столкнулись с ростом затрат на консолидирование долгов, а в будущем начнут испытывать еще большие трудности с получением прибылей. Крах Bear Stearns стал скорее отрезвляющим событием, чем поводом для злорадства, и это вселяет надежду.

Во-вторых, Трише заявил, что при возникновении проблем с платежеспособностью и намерении провести интервенцию эти проблемы следует решать за счет средств налогоплательщиков, а на за счет того, что центральные банки будут брать на себя дополнительные риски. Он провел четкое разграничение ответственности: центральный банк должен решать вопросы ликвидности и гарантировать стабильность цен, а разработка и осуществление операций по спасению предприятий входят в задачи правительства. Эти замечания очень важны по нескольким причинам. Во-первых, они подразумевают, что правительственные меры по спасению связанных с ипотечными кредитами активов, действительно могут оказаться необходимым или, по крайней мере, желательным шагом, и это касается не только США. Во-вторых, они показывают, что ЕЦБ отделяет себя от ФРС, что, на мой взгляд, фактически, является попыткой заблаговременно принять меры по финансовому спасению, как это было в случае с Bear Stearns. У ФРС не было выбора, так как ситуация требовала немедленных действий, однако более структурированные и широкомасштабные действия, в действительности, должны были предприниматься Администрацией и Конгрессом, а не ФРС. ЕЦБ дает (многочисленным) правительствам Еврозоны понять, что любые спасательные операции будут их личным делом.

В-третьих, ЕЦБ не намерен рисковать перспективами снижения цен на товары широкого потребления во второй половине года. Он считает, что такое снижение имело бы смысл с точки зрения макроэкономики, однако прежде чем учитывать его при определении своей политики, хочет пронаблюдать за тем, как оно скажется на общей инфляции.

В-четвертых, ЕЦБ действительно усматривает опасность в дальнейшем ускорении темпов инфляции, вызванном либо ускорением роста заработной платы, либо новым витком цен на товары широкого потребления, либо и тем и другим вместе. Поскольку прогнозы по поводу продолжительного роста инфляции в течение долгого времени будут негативно сказываться на экономическом росте и реальных доходах, ЕЦБ считает, что его нельзя даже допускать. В-пятых, во время пресс-конференции Трише отметил, что на данном этапе снижение процентных ставок было бы равносильно провоцированию риска недобросовестности, так как в результате (из-за усиления инфляции) большинство пострадало бы ради спасения горстки безумцев в финансовом секторе, - обратите внимание, что ключевым здесь является предположение, что снижение ставки на этом этапе не было бы оправдано перспективами движения инфляции.

Замечания Трише по поводу политики решения проблем с платежеспособностью эхом отозвались в выступлении управляющего Банка Англии Мервина Кинга, сообщившего Специальному комитету британского парламента по финансовым вопросам, что Банк Англии в настоящее время обсуждает с британскими финансовыми организациями вопрос о "более долговременных" мерах преодоления кредитного кризиса. В ответ на острую критику действий, предпринимаемых Банком Англии в отношении кризиса, Кинг заявил, что действия Банка по преодолению кризиса ликвидности были такими же решительными и эффективными, как действия ЕЦБ, и что чрезвычайные ссуды, предоставленные центральным банком, могут быть только временной мерой. Подозреваю, что немногие согласились бы с Кингом по поводу сравнения между Банком Англии и ЕЦБ, однако, думаю, большинство не стало бы отрицать, что из-за избытка неликвидных активов устойчивость финансовых позиций банков находится под большим вопросом, и эта неопределенность продолжает служить пищей для беспокойства на всех финансовых рынках мира. В оценке макроэкономических перспектив Банк Англии был осторожен, но пытался соблюдать объективность: Кинг признал, что два последних снижения процентной ставки не смогли понизить средние ставки по ипотечным кредитам, но главный экономист Банка Англии, Чарльз Бин возразил, что для поддержки жилищного рынка и экономики в целом пока что не требуется никаких особых мер. Тем не менее, Кинг предположил возможность "снижения темпов роста", а его коллеги из Комитета монетарной политики признали существование рисков экономического спада, вызванных проблемами на жилищном рынке, ужесточением кредитных требований и снижением покупательной способности домашних хозяйств. Кинг также выразил обеспокоенность по поводу инфляции, однако в этом заявлении прозвучала уверенность в том, что рост инфляции будет кратковременным, а возможное ускорение роста заработной платы вряд ли станет проблемой.

Выводы: Мы по-прежнему ожидаем, что в следующем месяце Банк Англии снизит ставку на 25 б.п., и в конце третьего квартала она дойдет до намеченных нами 4,50%. Что касается ЕЦБ, то мы придерживаемся своего прогноза на счет июньского снижения ставки на 25 б.п., так что в начале 2009 г. она опустится до 3,00%. Мы остаемся верны этому прогнозу по двум причинам. Во-первых, пока данные по росту в Еврозоне остаются стабильными, данные США, к примеру, по заказам на товары длительного пользования, дают более пессимистичную картину, - мы считаем, что связь между экономиками Европы и США будет ослаблена только частично, поэтому обеим сторонам не удастся избежать ущерба от спада в американской экономике. Во-вторых, мы полагаем, что риск умеренного ужесточения кредитных требований в Европе пока нельзя сбрасывать со счетов, что подтверждается замечаниями Трише. Самое главное, комментарии Трише и Кинга, сделанные для парламентов, с моей точки зрения, подтверждают, что нас ждет спасательная операция, которая не ограничится только финансовым сектором США. ФРС понимает, что в области политики процентных ставок его силы на исходе. Приближается момент, когда любое дальнейшее снижение ставки будет оборачиваться ростом инфляции и потерей доверия. Судя по последнему заявлению FOMC, они собираются сменить скорость, по сути, создав мини-Трастовую корпорацию, задачей которой будет хранение безнадежных активов Bear Stearns и их постепенная ликвидация без вреда для рынка.

Марко Аннунциата, доктор философии (HVB)
Unicredit Bank

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу