Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Нефтяные страхи и надежды » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Нефтяные страхи и надежды

Что будет с мировыми ценами на нефть? Россию этот вопрос особенно тревожит: слишком велика наша нефтедолларовая зависимость, слишком привыкли мы к нефтяной игле, отключение от которой сразу вызывает судороги и конвульсии. Ответный удар США по террористам усугубил неопределенность
9 апреля 2008

Что будет с мировыми ценами на нефть? Россию этот вопрос особенно тревожит: слишком велика наша нефтедолларовая зависимость, слишком привыкли мы к нефтяной игле, отключение от которой сразу вызывает судороги и конвульсии. Ответный удар США по террористам усугубил неопределенность.


Нефтяные страхи и надежды Андрей Данилин


Нефтяники встревожены. Эксперты и аналитики глубокомысленно чешут в затылках. Финансисты разводят руками. Политики из тех, что близки к правящим кругам, привычно бодрятся, бросая в массы традиционные заклинания типа "Все будет хорошо!". Вечные оппозиционеры столь же привычно бурчат что-то вроде "А ведь мы же предупреждали..." Народ, погруженный в повседневные заботы, как водится, безмолвствует. Прежде чем заняться таким неблагодарным делом, как прогнозы, надо вспомнить, как оно все было. Углубляться в благословенный "застой", пожалуй, смысла не имеет — все равно основной поток нефтедолларов, получаемых тогда Советским Союзом, бесследно исчезал тогда в топке, питавшей гонку вооружений и амбиции одной из двух мировых сверхдержав. Лучше начать сразу с 1998-го с его приснопамятным дефолтом. В ту пору много писали о влиянии азиатского финансового кризиса, крахе "пирамиды" ГКО, но как-то упустили из виду, что избыточное предложение нефти попросту обрушило мировой рынок, цена за баррель упала ниже 10-долларовой отметки.


Это несомненно стало одним из мощных внешних факторов, повлиявших на российскую финансово-экономическую систему, в огромной степени зависящую от экспорта нефти и других сырьевых товаров. Затем вновь начался период роста цен, который за сравнительно короткий срок увеличились в три с лишним раза. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), ведущий игрок мирового нефтяного рынка, умело регулировала предложение, поддерживая цены на выгодном для себя уровне. Под диктовку ОПЕК закончилось второе тысячелетие и началось третье. На 2001 год был установлен "коридор" в пределах 22–28 долларов за баррель.


Традиционные сезонные колебания спроса и предложения, отлаженный вброс слухов и информации: в США, главном потребителе нефти и нефтепродуктов, накоплены большие запасы — цена снижается, ОПЕК готовится сократить объем добычи — цена ползет вверх... В общем, все,


как всегда. Правда, примерно с начала лета на фоне сведений о замедлении темпов экономического роста в Соединенных Штатах мировая цена на нефть скорее снижалась, чем росла, но все же была далека от нижней границы "коридора".


Ситуация оставалась под контролем, и все были довольны. Правда, цена на российскую нефть Urals была, как водится, пониже, чем на более качественную североморскую смесь Brent, но нам и этого хватало. И нефтяные компании, и правительство получали сверхплановые доходы, поскольку в прогнозах и бюджетных проектировках мудро исходили из более низкого уровня цен. Все это благолепие, которое выстраивалось годами, рухнуло в одночасье вместе с башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.


Рынок сперва замер в страхе, затем цены, как всегда бывает в панике, моментально скакнули вверх, перевалив за 30-долларовую отметку. А потом, вопреки скороспелым прогнозам о дальнейшем повышении, посыпались вниз и в итоге оказались за пределами "коридора". Почему? Причины разные. Теракты нанесли мощнейший удар по американским авиакомпаниям, которые относятся к числу крупнейших потребителей топлива. Кроме того, более отчетливо проявилась тенденция если не к спаду и свертыванию производства, то уж точно к замедлению темпов экономического роста в США. Иными словами, наметилось снижение спроса. Вслед за ценами стали снижаться и биржевые котировки акций нефтяных компаний.


Существует, впрочем, мнение, что некоторые корпорации намеренно сыграли на понижение, чтобы скупить свои собственные акции по низкой цене. Так или иначе, но все это факторы экономические, а потому прогнозируемые. Проблема, однако, в том, что в дело вмешалась политика. И не просто вмешалась, а стала играть определяющую роль. В условиях, когда США, рвущиеся покарать террористов, прямо заявили всему миру: "Кто не с нами, тот против нас", страны-нефтепроизводители оказались перед сложнейшим выбором: либо поддержать Америку, наступив на горло собственной песне, либо принять меры для повышения цен на нефть, рискуя при этом навлечь на себя гнев со стороны Соединенных Штатов.


Судя по тому, как складывается ситуация с ценами, пока преобладает первая тенденция. Во всяком случае, на сентябрьской встрече высокопоставленные представители стран ОПЕК не решились объявить о сокращении объемов добычи, что могло бы привести к повышению цен на нефть. Однако отказываться от нефтедолларов для ОПЕК так же тяжело, как и для России. И не исключено, что в самое ближайшее время страны-экспортеры все же наберутся смелости и сократят добычу.


Дальнейшее будет зависеть от того, какой фактор — политический или экономический — возьмет верх. Возобладает экономическая логика — нефтяные цены вернутся в отведенный им "коридор", и тогда вместе с российскими нефтяниками сможет облегченно вздохнуть правительство, а с ним вместе и население, в особенности та его часть, которая именуется "бюджетниками". Если же США задействуют рычаг политического давления, что называется, по полной схеме, то Россию ждут тяжелые времена. На доходы нефтяников завязан не только бюджет, но и многие смежные отрасли, для которых "нефтянка" служит надежным локомотивом. Пока служит. Но если локомотив выходит из строя, пассажирам остается запастись терпением и затянуть пояса в ожидании перемен к лучшему.


ОПЕК предпочитает осторожность и сдержанность


Повышенным вниманием в эти дни пользуются прогнозы ближневосточных аналитиков, у которых больше всех фактов, чтобы судить о дальнейших действиях нефтяного картеля.


Нефтяные страхи и надежды Константин Мачульский


Эксперты специализированного авторитетного журнала "Мидл Ист экономик сервей" убеждены: шансы на то, что ОПЕК, пользуясь затруднениями Запада, пойдет в нынешних условиях на сокращение экспорта нефти, самые минимальные. "Сократить производство в условиях, когда мировая экономика переживает спад, значит вызвать на себя огонь критики", — говорится в последнем номере журналана. "В нынешних нестабильных условиях, когда спрос на нефть упал, а военные действия — на пороге, для производителей ОПЕК намного более приемлемо политически придерживаться квот и тем самым доказать свою состоятельность", — утверждает еженедельник. ОПЕК, как слудует из этого анализа, опасается обвинений в том, что он пытается ловить рыбу в мутной воде.


Впрочем, ОПЕК дал понять на последнем совещании в Вене в конце сентября, что больше не хочет тянуть на своих плечах бремя "войны за цены" и единолично поддерживать пресловутую "стабильность". На встрече с министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым министр нефти Кувейта Адель ас-Субейх особо подчеркнул, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) привержена сохранению мировых цен на уровне, который удовлетворяет как потребителей, так и производителей нефти. Имеется в виду ценовой коридор от 22–28 долларов за баррель. По мнению министра нефти Кувейта, страны — нефтепроизводители, не входящие в ОПЕК, в их числе и Россия, выиграли больше всего в условиях, когда картель "жертвовал собственными интересами во благо всех", чтобы избежать повторения ценового кризиса 1998 года.


При этом доля ОПЕК в мировой нефтедобыче за последние годы упала с 60 до 40 процентов, подчеркнул ас-Субейх. Он выразил надежду, что Россия будет постоянно вместе со странами ОПЕК добиваться стабильности цен "на постоянной основе, а не только тогда, когда ситуация на рынке становится критической и цены готовы рухнуть, как это происходит сейчас". Кувейтский министр уверен, что ОПЕК необходимо выработать новый механизм, который бы способствовал удержанию цен в коридоре 22-28 долларов за баррель в долгосрочной перспективе.


В свою очередь российский министр якобы даже пообещал, что Россия будет координировать экспортную политику со странами ОПЕК с целью добиться поставленной задачи удержать мировые цены на уровне 25 долларов за баррель.


Нефтяные страхи и надежды Координировать России экспортную политику с ОПЕК придется, поскольку мировая конъюнктура сегодня складывается явно не в пользу стран-производителей нефти, привязавших свои бюджеты и благополучие граждан к нефтедолларам.


Ближневосточное энергетическое агентство "Энерджи информайшн администрайшн" утверждает, что в ближайшие шесть месяцев спрос на нефть в мире резко упадет. "Экономический рост в последние месяцы заметно снизился, террористическая атака еще более ослабила мировую экономику и отложила сроки ее выздоровления до 2002 года, что скажется на спросе на нефть", — убеждены эксперты агентства. По их данным, в последнем квартале года спрос упадет на 700 тысяч баррелей в сутки до 76,6 миллионов баррелей, и это падение продолжится в первом квартале будущего года — его объемы оцениваются 900 тысячами баррелей в день.


Для стран Персидского залива пугающим выглядит и прогноз о падении спроса на нефть в США в этом году на 270 тысяч баррелей до 19,7 миллиона баррелей в сутки. Втроем Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт обеспечивают более 13 процентов потребности американского рынка в сырой нефти.


Обещанное падение спроса на нефть явно не дает картелю той самой стабильности, которую хотят видеть министры ОПЕК. В принципе, чтобы противостоять ценовым скачкам, был выработан механизм ценообразования, в соответствии с которым ОПЕК сокращает производство нефти на 500 тысяч баррелей в сутки каждый раз, когда цены на нефть держатся ниже 22 долларов за баррель в течение 10 рабочих дней, и увеличивает на теже 500 тысяч, если цены держатся выше 28 долларов в течение 20 рабочих дней.


На неделе, предшествовавшей ответному удару США по террористам, средняя цена нефти семи сортов так называемой "корзины ОПЕК" держалась ниже 22 долларов за баррель, что заставило картель вспомнить об "ужасах" трехлетней давности, когда цены на нефть упали ниже 10 долларов за баррель. С 11 сентября — дня террористической атаки на США — мировая цена на нефть опустилась на 20 процентов. Однако в ыннешней политической ситуации страны ОПЕК явно не хотят лишний раз раздражать США и поэтому не торопятся "включать механизм".


Начавшая действовать с 1 сентября производственная квота картеля определена в размере 23,2 миллиона баррелей в сутки, однако на практике это решение не выполняется. Члены ОПЕК, по данным экспертов, перепроизводят ежедневно выше квот до 1,4 миллиона баррелей в сутки, и лишь две страны следуют своим экспортным обязательствам: Индонезия — в силу малых производственных мощностей и Венесуэла — в силу повышенной сознательности. Главным же нарушителем квот является "тяжеловес" ОПЕК — Саудовская Аравия, перепроизводящая ежедневно 750–800 тысяч баррелей. Эта страна, кажется, сегодня готова отдавать нефть даром, лишь бы не допустить обвинений в свой адрес.


Противоречия между странами картеля явно обозначились в последние дни. По данным из информированных источников, Саудовская Аравия и Кувейт заблокировали предложение о созыве чрезвычайного совещания в Вене для обсуждения ситуации.


Тем не менеее генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес заявил, что ОПЕК может сократить экспортную квоту, если цены продолжат падение. После 11 сентября будущее видится еще более печальным, чем раньше", — пожаловался он журналистам. На вопрос, где же выход, Родригес ответил: "Одна из возможностей — сократить нефтедобычу. Но это лишь возможность".


По прогнозам саудовского министра нефти ан-Нуайми, если американская "акция возмездия" не коснется ни одной из стран-нефтепроизводителей, эффекта от бомбардировок для мирового рынка нефти не должно быть.


Но карающий меч американского правосудия, по утверждениям американской прессы, ныне навис и над Ираком. С момента оккупации Кувейта в 1990 году и введения мировой экономической блокады Ирак экспортирует нефть за пределами системы квот ОПЕК. Багдад то прекращает экспорт, мотивируя это отсутствием рабочего нефтяного оборудования, то выливает на рынок около 2,5 миллиона баррелей в сутки, используя нефтяную карту в торге с ООН и одновременно добиваясь уступок от потребителей.


Нефтяные страхи и надежды В связи с напряженной политической ситуацией в мире как-то незамеченным осталось обозначившееся на прошлой неделе нарастание кувейто-иракских противоречий вокруг добычи на приграничной территории. Государственный министр по иностранным делам Ирака Наджи Сабри аль-Хадиси обвинил Кувейт в "неоправданно большой добыче нефти на месторождении Ратка", находящемся в 15-километровой демилитаризованной зоне на границе двух стран. По мнению Сабри, Кувейт нарушает международные договоренности по совместной эксплуатации пограничных месторождений, и Ирак "вправе требовать материальную компенсацию". С целью прекратить "нарушение" МИД Ирака предлагает Кувейту ограничить "интенсивную активность" американских и британских нефтяных компаний на месторождениях Румейла-южная и Зубейр, которая ведется ими в пограничной зоне с 1995 года.


В ответ Кувейт "категорически отверг" иракские обвинения в "воровстве нефти", назвав их "угрозой региональной стабильности и безопасности". МИД Кувейта напомнил, что аналогичные иракские обвинения в адрес эмирата в июле 1990 года в "воровстве нефти" на сумму 2,4 миллиарда долларов стали поводом для иракской интервенции.


Конфликтная ситуация между двумя крупными экспортерами в прошлом не раз приводила к ощутимому росту цен на нефть на мировых биржах. Аналитики уверены, что именно "иракский фактор" способен сорвать все плану ОПЕК сохранить цены на "разумном уровне".


Если Ирак в одночасье будет вынужден или захочет в знак протеста прекратить экспортировать нефть, это может привести к быстрому росту цен, и как следствие, к новому нефтяному кризису.


Индустриально развитые страны научились эффективно бороться с "жадностью" ОПЕК, в кратчайшие сроки сокращая потребление нефтепродуктов и переводя экономику на альтернативные источники энергии, что больно бьет по бюджетам производителей нефти. Именно поэтому в страхе лишиться своей доли рынка ОПЕК вынуждена согласовывать глобальную экспортную политику и искать постоянного компромисса со странами Западной Европы — основными потребителями ближневосточной нефти и США.


Именно на это уповает Вашингтон, когда оказывает мощный прессинг на правительства стран Персидского залива для того, чтобы не допустить дефицита нефти на мировом рынке. Пока это политика себя блестяще оправдывает. В течение последних восьми лет американцы даже не позаботились увеличить свой нефтяной резервный фонд, который составляет чуть больше 550 миллионов баррелей, хотя нынешние объемы нефтехранилищ позволяют им довести этот показатель до 700 миллионов.


Логично предположить: пока Вашингтон диктует в регионе свои условия, каких-то глобальных потрясений в долгосрочной перспективе на мировом рынке нефти ждать не следует.


"Черное золото" любит войны


Каждое обострение обстановки на Ближнем Востоке, не говоря уже о многочисленных войнах, происшедших там в минувшие 50 лет, неизменно вызывали стремительный взлет мировых цен на нефть. Вот самые драматические эпизоды.


Война 1948 года, начавшаяся вслед за созданием государства Израиль, привела к 30-40 процентному росту цены на нефть. Эта планка была превзойдена в 1956 году Суэцкий кризис и последовавшfая за ним война между Египтом и израильско-британо- французской коалицией больно ударили по экономике Европы. Напомню, что тогдашний президент Египта Абдель Гамаль Насер затопил суда в Суэцком канале, перекрыв поставки нефти из района Персидского залива в Англию и Францию — главных союзников Израиля, и Западная Европа погрузилась в глубочайший энергетический кризис. Лишь после прекращения военных действий к апрелю 1957 года Западной Европе удалось восстановить поток нефти на свои рынки.


Во время арабо-израильской войны 1973 года арабские страны во главе с Египтом и Саудовской Аравией снова прибегли к испытанному оружию. Они ввели нефтяное эмбарго против США и ряда стран Европы, поддерживавших Израиль. "Нефтяное оружие впервые действительно вступило в силу — оружие политического шантажа", — говорил в те дни госсекретарь США Генри Киссинджер. Это событие потрясло Америку и привело к огромным изменением и в мировой экономике? и в жизни американцев. Как одно из следствий — самой автомобилизированной в мире нации пришлось пересесть с огромных длинных автомобилей на небольшие экономичные машины.


И, наконец, в момент американской операции против Ирака в 1991 году цены на нефть за несколько дней подскочили с 20 до 40 долларов за баррель.


(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу