Рожденные кризисом » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рожденные кризисом

Как и следовало ожидать, выборы в Конгресс демократы проиграли если не с треском, то очень близко к этому, и никакой неожиданностью это не стало. Им еще повезло, что удалось сохранить за собой минимальное большинство в Сенате
10 ноября 2010 Аверкиев Олег
Как и следовало ожидать, выборы в Конгресс демократы проиграли если не с треском, то очень близко к этому, и никакой неожиданностью это не стало. Им еще повезло, что удалось сохранить за собой минимальное большинство в Сенате. Причем перевес в 60 мест в палате представителей, который получили республиканцы, стал самым большим с 1948 года! Собственно, победили они не благодаря каким-то своим идеям, а по причине плохой ситуации в экономике, как два года назад проиграли республиканцы, потому что избиратели поверили убедительному оратору Обаме. В ситуации, которая сложилась в США сегодня, проиграл бы любой, будь он хоть семи пядей во лбу. Избиратель ждет хорошей жизни уже завтра, а возможно ли это в принципе, его не интересует – таковы правила политической игры.

И ладно бы, победили просто республиканцы, это дело обычное, но, по сути, победило движение «Чаепитие», считающееся союзником Республиканской партии, которое буквально в считанные месяцы стало чрезвычайно популярно в США. Во всяком случае, один из руководителей «Чаепития», еще вчера мало кому известный Рэнд Пол, официально заявил, что республиканцы обязаны своей победой именно этому движению, и тут ему можно верить на все сто. Знаете ли, когда на выборах массово побеждают кандидаты, вынырнувшие буквально ниоткуда и славные только крайним радикализмом и вопиющим невежеством, да еще провозглашающие эти две составляющие высшей добродетелью, это очень тревожный симптом. Американцы все более склонны голосовать за тех, кто предлагает простые решения очень непростых проблем и по мере ухудшения ситуации эта тенденция будет нарастать.

Собственно, «Чаепитию» очень не по душе и слишком мягкая, на их взгляд, политика республиканцев, а потому Р.Пол практически выдвинул в массы лозунг-предупреждение Обаме: «Смотри Президент! “Чаепитие” идет!». Не республиканцы, а именно «Чаепитие», что позволяет судить о глобальных планах этого движения. Не так давно движение организовало митинг, на котором Обаму фактически сравнили с Лениным и Гитлером, обвиняя в «демократическом социализме». Характерный штришок: когда в штате Делавэр кандидатом от республиканской партии стала не имеющая никакого опыта руководящей работы, но зато член «Чаепития» Кристина О’Доннэлл, победившая опытного конгрессмена-республиканца, председатель республиканской партии штата назвал ее «безумной» и недостойной даже должности собаколова! Интересные у них там отношения и, что характерно, побеждают как раз такие «безумные». Выборы в Конгресс она, правда, проиграла, но это была проба пера. Не все же сразу! Тем более что Кристину отчаянно поддерживала такая незаурядная личность, как Сара Пэйлин, которая, кроме того, что была кандидатом в вице-президенты США в 2008 г., известна еще и тем, что в бытность свою губернатором Аляски пыталась запретить в учебных заведениях штата все, что связано с теорией эволюции Дарвина. Тогда не прошло. А зимой этого года она в прямом эфире советовала Обаме объявить войну Ирану, если он хочет победить на выборах 2012 г. Вот и настораживает, что такие политики, свято верящие в свою правоту, никого не желающие слушать и имеющие смутное представление об окружающем мире, набирают силу и вес.

Республиканская партия, известная своими консервативными взглядами и опорой на белое, не слишком образованное население – провинциальный средний класс, как-то сразу померкла на фоне «Чаепития», и даже Маккейн, известный своими резкими суждениями обо всем на свете, потускнел. А ведь до последних выборов никто это движение всерьез не принимал, а некоторые и вовсе называли его экстремистским.
Итак, политический расклад ясен. Как это отразится на экономике, тоже предположить не трудно. Когда президент Обама, в соответствии с демократическими традициями, поздравил республиканцев с замечательным результатом, ответом ему послужило заявление Р. Пола, в котором тот откровенно, совершенно в духе чаяний своих избирателей, ответил, что уж теперь-то победители отменят все новшества Обамы, начиная с реформы здравоохранения. А заодно они будут изменять до полной неузнаваемости любые его новые проекты. Другими словами, это движение собирается бороться не с кризисом, а с президентом и демократами, которые им просто не нравятся. Республиканцы видят в этих выборах возможность «сделать Обаму президентом одного срока». О действиях Обамы можно спорить, но он хотя бы понимает, насколько тяжелая ситуация сложилась в экономике, в то время, как предложения самих республиканцев и примкнувшего к ним «Чаепития» (хотя, кто к кому примкнул, так сразу и не скажешь) настолько просты и незатейливы, насколько бессмысленны и попросту опасны.
Вкратце они сводятся всего к нескольким вещам: жить по средствам, снизить налоги (причем, на богатых), вышибить государство из экономики, сократить военные расходы, что представляется делом несложным и быстрым в силу их склонности к упрощению. Им в голову как-то не приходит, что будь все так просто, кризис бы уже закончился и, строго говоря, не было бы никакой победы республиканцев на выборах. В первую очередь потому, что их услуги просто не потребовались бы избирателям, столь же наивно полагающим, что чем проще, тем лучше.

Победители совершенно упускают из виду, что сокращение налогов означает увеличение и без того колоссального дефицита бюджета и ставит под угрозу выполнение социальных программ, на которые и так не хватает денег. А доходы домохозяйств, скорее всего, обнулятся вообще, а как тогда быть со спросом, из-за падения которого реальный сектор экономики потихоньку задыхается? И что прикажете делать с пенсионными фондами, дефициты которых стали притчей во языцех, а если рухнут рынки, то эти фонды окажутся и вовсе банкротами, потому что держат средства в активах, которые удается поддерживать только эмиссией? Попробуйте сказать десяткам миллионов человек, что пенсий у них не будет. Они хотят сэкономить на пособиях, забывая, что множество людей оказались без работы благодаря выводу производства в страны с дешевой рабочей силой. Военные расходы сокращать, конечно, надо, но очень непросто это сделать, имея 800 военных баз по всему миру и ВПК, в котором занято множество народу. Жить в долг плохо, но не занимать нельзя, потому что надо как-то отдавать прошлые долги, а доходы государства падают. Они не учли, что вмешательство государства в экономику сводится, в основном, к тому, что оно национализирует долги компаний, в противном случае банкротства приняли бы массовый характер. Причем делает государство это вовсе не от хорошей жизни, а от безысходности. Повторю, действия Обамы можно оценивать по-разному, ему выбирать не приходится, но то, что предлагают республиканцы и «на ура» принимают их избиратели, напоминает, образно выражаясь, попытку грохнуть с размаху кувалдой по всему зданию и посмотреть, что из этого получится. А пока в Белом доме обитает Обама, а не, скажем, Пол, они собираются вставлять палки в колеса, насколько это возможно, хотя нет хуже ситуации, когда в критический момент штаб парализован разногласиями и склоками и не в состоянии делать что-нибудь осмысленное.

Пока демократы и республиканцы выясняли отношения на выборах, ФРС в лице Бернанке, наконец, сообщила, что выкупит с рынка казначейских облигаций на 600 млрд долл. и еще 250–300 млрд долл. пойдет на рефинансирование. В общем, как и ожидалось, не так уж и много. Некоторые хотели гораздо больше, но в самой ФРС уже затрудняются сказать, каким будет результат и увеличивать объем опасаются, хотя не исключают такую возможность, других вариантов у Феда нет, а ситуация и не думает выправляться. Евро на Forex отреагировал прыжками вверх-вниз, а Германия и Китай раскритиковали США за подобные выходки, как будто это для них новость: Бернанке заявил о количественном смягчении еще в августе, на рынках начался бурный рост, и теперь он просто не мог изменить свое решение, не уронив рынки.

Председатель ЕЦБ Трише, пожалуй, единственный, кто продолжает делать вид, что ничего такого не происходит. По его мнению, раз ни одна страна (кроме США) не заявила о смягчении валютной политики, то никакой валютной войны нет. Но в Германии все прекрасно понимают, что немецкое производство начало падение не в последнюю очередь из-за действий ФРС. В Евросоюзе вдруг пошли разговоры о прямо-таки катастрофическом положении Ирландии и Португалии и новых трудностях, ожидающих Евросоюз в связи с этой напастью. Ни одного слова о каких-то там войнах, разве только Минфин Германии назвал политику ФРС невежественной, но евро вдруг начал падать как-то уж очень вовремя. Вообще-то положение упомянутых стран действительно безнадежно, но еще пару недель назад руководство ЕС очень хвалило Ирландию как раз за эффективные меры по спасению экономики. Просто ситуацию все используют к своей выгоде, нисколько не стесняясь менять свое мнение в зависимости от текущей задачи. А то раньше никто не знал о долговых проблемах Европы!

Точно так же поступают Япония, которая проводит валютные интервенции, и Китай, который и не думает ревальвировать юань, справедливо считая, что критика США в его адрес — всего лишь политика. Ни одно правительство в мире не желает столкнуться лицом к лицу с миллионами разгневанных избирателей, обнищавших по его вине.

Никто никому войну объявлять не будет, все ее просто ведут. США заявляют, что во всем виноваты азиатские страны, чьи валюты недооценены. Те обвиняют США в том, что они хотят выйти из кризиса за счет развивающихся стран, и все абсолютно правы. Это значит, что единая экономика прекратила свое существование, и на очередном саммите G20 можно поднимать любые вопросы и подписывать самые удивительные документы, но все привычные законы утратили свою актуальность и вопрос только в том, когда это будет признано официально. Во всяком случае, пока Германия собирается говорить на саммите о валютной политике, США, которые решение уже приняли, намерены говорить о дефицитах и профицитах торговых балансов. В этой области у них серьезные проблемы. У Китая профицит 4,7%, а у США дефицит 3,2% и их это категорически не устраивает. Собственно, ради своих экспортеров, в том числе, эмиссия и затевалась, что исключает возврат США к старым правилам.

Что взамен? А взамен президент Обама, оправдывая действия ФРС, сказал, что для всего мира важно, в первую очередь, восстановление американской экономики, потому что только это и поможет экономике мировой – яснее выразиться просто невозможно. Можно считать это заявление констатацией факта, что мир изменился окончательно и бесповоротно. Можно считать объявлением войны, если хочется, но Обама просто напомнил миру, что он вообще-то президент США, а не всего мира, его обязанность заботиться исключительно об интересах США, а если этому мешают какие-то договоры, значит, надо эти договоры поместить в исторический музей, потому они уже устарели и им там самое место. Кроме того, победа республиканцев на выборах просто вынудит Обаму проводить более жесткую внешнюю политику, в том числе экономическую. Он еще надеется переизбраться на второй срок.

Складывается интересная тенденция: если раньше принято было говорить о восстановлении экономики, демонстрировать хорошие показатели, то теперь все больше политики упирают на тяжесть положения. Мы тут не просто так валюту ослабляем, у нас вон какие проблемы! Именно под этим предлогом ФРС занялась количественным смягчением, ослабив доллар, а Евросоюз нанес ответный удар, отправив вниз евро и, похоже, это только начало. Китай, в свою очередь, заявил о замедлении экономического роста и принятии в связи с этим неотложных мер, призванных ограничить приток денег в экономику, отчего немедленно выросла йена, к выгоде Поднебесной. О каком восстановлении миропорядка можно говорить, когда все наперебой бравируют серьезностью проблем?

В общем, последние события показали, что в мире особенно ничего не изменилось. В оптимизме пребывают только рынки, для которых власти США, занятые грызней по любому поводу и потому не способные к работе – предел мечтаний. На валютном рынке уж точно скучать не придется! Реальный сектор экономики готовится к тяжелым временам, потому что экономические войны ни к чему хорошему привести не могут. Обама теряет надежду на второй президентский срок: победившие республиканцы просто не дадут ему работать, а их радикальное крыло – «Чаепитие» – не способно договариваться в принципе. Хиллари Клинтон неожиданно заявила, что следующим президентом США, возможно, будет женщина, при этом она свою кандидатуру выставлять не собирается. Сейчас, за два года до выборов, есть только одна женщина, которая уже заявила, что не исключает своего участия в выборах – Сара Пэйлин, уважаемый радикалами «Чаепития» человек, к тому же, самый популярный в республиканских кругах. Никогда не говорил, а сейчас скажу: «Боже, храни Америку»!

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter