Тотальное безбензинье » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Тотальное безбензинье

В ряде регионах России зафиксирована острая нехватка бензина. С подобной проблемой столкнулись автовладельцы Центрального федерального округа и Алтайского края
26 апреля 2011 Шарикова Наталья
В ряде регионах России зафиксирована острая нехватка бензина. С подобной проблемой столкнулись автовладельцы Центрального федерального округа и Алтайского края. В Российском топливном союзе предупреждают, что в ближайшие дни без топлива могут остаться и другие регионы. Эксперты отмечают, что это вполне закономерный итог давления Федеральной антимонопольной службы на нефтекомпании. Сами антимонопольщики за дефицитом топлива узрели возможный сговор нефтяников и возбудили дело в отношении "Роснефти" и "Газпромнефти".

Только, было, автомобилисты порадовались, что нефтяники вняли словам антимонопольщиков и начали снижать цены на автомобильный бензин, как владельцы "железных коней" столкнулись с не менее серьезной проблемой, чем дорогое горючее. А именно - с его повсеместным исчезновением. В последние дни апреля увеличилось количество сообщений СМИ о том, что в некоторых российских регионах отмечается тотальная нехватка горюче-смазочных материалов (ГСМ). Их острый дефицит зафиксирован примерно в десятке регионах. Перебои с бензином марок Аи-92 и Аи-95 на АЗС отмечаются, в частности, на заправках в Брянской, Воронежской и некоторых других областях Центрального федерального округа, а также на Алтае. Количество пострадавших регионов с каждым днем растет. Причем топливный дефицит все ближе подбирается к столице.

Больше всего от нехватки ГМС пострадал пока Алтайский край. Собственники алтайских АЗС столкнулись с данной проблемой на прошлой неделе после того, как основные оптовые поставщики бензина в данном регионе - ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (дочерняя структура "Роснефти") и ОАО "Газпромнефть-Алтай" (сбытовое дочернее предприятие ОАО "Газпром нефть") - ограничили его продажу. Причем никаких объяснений по поводу причин данного шага от НК не последовало. Как пишет во вторник "Коммерсант", в минувшие выходные большинство независимых заправочных станций Алтайского края были вынуждены и вовсе прекратить свою работу.

На тех же АЗС, что продолжают работать сейчас в регионе, отмечается рост цен на бензин, который превысил 20%. Вместе с тем, длинные очереди автомобилистов скапливаются на работающих заправках ОАО "Роснефть". Однако топливо отпускают там только держателям дисконтных карт компании. Причем в одни руки выдают не больше 20 литров, отмечает издание.

В связи с многочисленными обращениями автовладельцев и Алтайского топливного союза, которые напрямую столкнулись с проблемой нехватки бензина на местных АЗС и у оптовых поставщиков региона, Алтайское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) приступило к проверке крупных операторов рынка нефтепродуктов. Во вторник Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Алтайскому краю сообщило о возбуждении дела в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ. Об этом "Интерфаксу" сообщили в пресс-службе ведомства.

"Специалисты антимонопольной службы обнаружили в действиях основных оптовых поставщиков ГСМ в Алтайский край признаки сговора и возбудили дело. В настоящее время идет сбор информации", - отметил представитель ведомства. Заседание комиссии УФАС по рассмотрению материалов дела назначено на 11 мая. Однако не исключено, что данные сроки будут отодвинуты.

Примечательно, что в 2009 году обе компании уже были уличены в картельном сговоре. После судебных разбирательств они были вынуждены заплатить штрафы в размере 3,55 млн рублей (вместо изначально назначенных УФАС более 26,6 млн рублей) и 2,45 млн рублей (вместо почти 18,4 млн рублей) соответственно.

Между тем, пресс-служба администрации Алтайского края распространила во вторник сообщение, в котором со ссылкой на информацию ОАО "Роснефть-Алтайнефтепродукт" отмечается, что проблемы с дефицитом ГСМ на рынке края возникли в связи с началом действия новых правил реализации ГСМ нефтеперерабатывающими заводами России, которые начали продавать продукцию через электронные биржевые торги.

Часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировалась на бирже или не оформила необходимые документы для участия в торгах, отмечается в сообщении. Из-за этого у мелких и средних торгующих компаний возникли проблемы с бесперебойным обеспечением своих заправочных станций топливом, поясняют в пресс-службе администрации края. Там также отмечают, что подобная тенденция характерна для нескольких регионов страны.

Безусловно, что топливный дефицит, прежде всего, пока ощущают физические лица. И все бы ничего, да только не за горами посевной сезон. И острая нехватка топлива может напрямую затронуть сельхозпроизводителей. Обеспокоенные столь нерадостной перспективой, власти Алтайского края обратились к руководству нефтекомпаний с просьбой дополнительно выделить дизельное топливо для АПК региона. В результате "Газпром нефть" и "Роснефть" приняли решение дополнительно направить для нужд алтайских сельхозпроизводителей 40 тыс. тонн дизтоплива, сообщила пресс-служба краевой администрации. Там со ссылкой на региональное управление по промышленности и энергетике отметили, что сельхозпроизводители края и специальные службы обеспечиваются ГСМ бесперебойно.

Ранее стало известно, что компания "Газпром нефть" в связи со сложившейся на рынке Алтайского края ситуацией в апреле 2011 года намерена увеличить поставки топлива на 5% относительно уровня этого периода прошлого года. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе нефтяной компании. Там отметили, что доля компании в оптовых поставках бензина и дизтоплива на рынок данного края не превышает 18%. Кроме того, в первом I квартале 2011 года компания увеличила поставку бензинов и дизельного топлива в регион на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, попытались оправдаться в компании.

Другая крупнейшая нефтяная компания - "Роснефть" - поспешила сообщить, что в марте-апреле 2011 года компания увеличила поставки высокооктановых бензинов в Алтайский край на 47% по сравнению с 2010 годом. Кроме этого, в условиях дефицита нефтепродуктов руководство компании приняло решение выделить для поставки в этот регион дополнительные 5 тыс. тонн дизтоплива. По мнению руководства нефтяной компании, это поможет сбалансировать рынок и выровнять ситуацию.

Как пояснял ранее Агентству нефтяной информации представитель компании, дефицит топлива на рынке региона вызван резким сокращением поставок топлива другими поставщиками, а также тем, что независимые трейдеры, пользуясь низкими ценами на топливо "Роснефти", проводили масштабную скупку нефтепродуктов.

Между тем, в Российском топливном союзе констатируют, что, кроме Алтайского края, наиболее неблагоприятная ситуация с бензином сейчас складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине. Перебои с бензином марок Аи-92 и Аи-95 на АЗС отмечаются также в Брянской и некоторых других областях Центрального Федерального округа. Ситуация осложняется тем, что на данный момент там на профилактические работы встали сразу четыре нефтеперерабатывающих завода.

По плану, в следующем месяце предстоит произвести ремонт НПЗ, которые располагаются в Сибирском Федеральном округе. "При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - предупредил ранее президент РТС Евгений Аркуша.

Несмотря на то, что топливный дефицит все ближе подбирается к российской столице, московские власти уверяют, что на данный момент в столичном регионе таких проблем нет. "У меня никакой информации о возможном дефиците нет, хотя заявления и публикации в прессе я видел", - заявил во вторник "Интерфаксу" заместитель мэра столицы Андрей Шаронов. Он также сообщил, что столичные власти в еженедельном режиме мониторят отпускные цены на топливо и бензин. Согласно последнему отчету, никаких резких или заметных колебаний не зафиксировано, заверил вице-мэр.

И если в самой Первопрестольной по части бензина все спокойно, и острой нехватки топлива столичные автомобилисты пока что не ощущают, то автовладельцы, проживающие в других регионах и напуганные сообщениями о текущем положении дел на алтайских заправках, спешат на всякий случай приобрести горючее про запас. А мало ли что. Пока там антимонопольное ведомство выяснит, в чем тут дело, и наведет на рынке порядок, не ровен час, когда "железного коня" вообще будет нечем заправить.

В причинах сложившейся ситуации еще предстоит разобраться. Представители розничного рынка нефтепродуктов предполагают, что дефицит бензина в ряде российских регионов возник на фоне давления ФАС на нефтяников, вследствие чего российские производители опасаются повышать цены на топливо внутри России и спешат отгрузить большую часть продукции на экспорт. Некоторые эксперты также не исключают, что с помощью спровоцированного кризиса оптовики планируют в будущем поднять бензиновые цены.

В РТС, в свою очередь, считают, что дефицит топлива спровоцирован несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах. "Если крупные игроки, такие, как "Роснефть", "Газпром нефть" и другие снижают розничную цену на 5 рублей, то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 рубля. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит", - считает президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.

Сами нефтяники объясняют топливный дефицит закрытием на ремонт части нефтеперерабатывающих заводов страны. Причем представители нефтяных компаний считают, что данная ситуация на топливном рынке не является критической и в ближайшее время проблема должна быть решена.

В свою очередь, глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев считает, что дефицит нефтепродуктов в целом ряде регионов России мог возникнуть в результате картельного сговора нефтяных компаний. "Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - заявил он в понедельник на совещании с представителями РТС.

По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям НК о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита. В ФАС заверили, что проинформируют о сложившейся ситуации на рынке нефтепродуктов премьер-министра и Минэнерго.

Напомним, что ранее ФАС возбудила около четырех десятков дел на региональных рынках нефтепродуктов на основании завышения сбытовыми компаниями оптовых цен на нефтепродукты для независимых АЗС.

В феврале глава правительства РФ поручил вице-премьеру Игорю Сечину и ФАС осуществлять мониторинг ситуации с повышением цен на топливо. После этого нефтяные компании начали постепенно снижать цены. Согласно данным Росстата, которые были обнародованы несколькими днями ранее, цены производителей на автомобильный бензин в РФ в марте 2011 года снизились на 3,4% после роста на 3,6% в феврале. Причем удешевление бензина было зафиксировано в 10 субъектах РФ.

Ранее федеральная служба статистики сообщила также, что цены на автомобильный бензин на российских АЗС в марте 2011 года снизились на 0,8% после снижения на 1,5% в феврале и роста на 4,1% в январе.

В среднем же по России мартовские потребительские цены на бензин различных марок превышали цены производителей в 1,9-2 раза. Именно во столько же раз они превышали их и в марте 2010 года.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter