После Стросс-Кана: кто станет новым главой МВФ? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


После Стросс-Кана: кто станет новым главой МВФ?

Еще до того, как Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn), находящийся в нью-йоркской тюрьме Райкерз-айленд, заявил, что подает в отставку с поста главы Международного валютного фонда, мировые державы начали спорить о его преемнике.
19 мая 2011 InoPressa
Еще до того, как Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn), находящийся в нью-йоркской тюрьме Райкерз-айленд, заявил, что подает в отставку с поста главы Международного валютного фонда, мировые державы начали спорить о его преемнике.

С субботы, когда Стросс-Кан был арестован по обвинению в попытке изнасилования, европейские чиновники настаивают: согласно традиции, сложившейся со времен создания МВФ в 1945 году, эту организацию со штаб-квартирой в Вашингтоне должен и дальше возглавлять уроженец Старого Света. Европейцы, в том числе германский канцлер Ангела Меркель, утверждают: поскольку Фонд играет ключевую роль в оказании финансовой помощи запутавшимся в долгах странам еврозоны, пост его директора-распорядителя пока следует оставить в их руках.

Однако страны с развивающейся рыночной экономикой возражают: пришло время нарушить это неписанное правило. В последние дни представитель правительства Бразилии заявил о необходимости выработать «новые критерии» назначения главы МВФ, а один китайский чиновник призвал при его утверждении руководствоваться принципами «справедливости, транспарентности и основываться на деловых качествах» кандидатов.

Пока что МВФ работает в обычном режиме: на этой неделе и.о. директора-распорядителя был назначен заместитель Стросс-Кана Джон Липский (John Lipsky). Однако, хотя Липский пользуется уважением, 64-летний американский экономист, как считается, не задержится на этом посту: он уже некоторое время назад заявил о своем намерении покинуть организацию в августе нынешнего года.

Так кто же сядет в кресло Стросс-Кана? Свою кандидатуру пока никто не выдвинул, – да и «предвыборной кампании» в борьбе за пост главы Фонда вести не принято – но в качестве потенциальных претендентов уже называют нескольких видных деятелей.

Один из фаворитов – представитель Турции Кемаль Дервиш (Kemal Dervis). В свое время, будучи министром экономики, он помог вытащить свою страну из финансового кризиса 2001 года, реализовав «пакет» жестких реформ. В настоящее время 62-летний Дервиш, ранее возглавлявший в ООН Программу развития, руководит экономическими исследованиями в вашингтонском Институте имени Брукингса (Brookings Institution). Турция вполне устраивает развивающиеся страны; кроме того, она является кандидатом в члены Евросоюза, что может помочь Европе «спасти лицо» в связи с ослаблением ее контроля над постом главы МВФ. Однако национальность Дервиша может обернуться и против него: важнейший вопрос, которым сейчас занимается МВФ – это кризис в Греции, и давнее соперничество Стамбула и Афин может осложнить без того непростую задачу его преодоления.

Еще один вероятный претендент – 55-летняя Кристин Лагард (Christine Lagarde), министр финансов Франции. Ее можно считать наиболее известным кандидатом от Европы. Лагард пользуется огромным уважением в мире, и в ходе кризиса еврозоны стала своего рода «дуайеном» среди министров финансов стран ЕС. Раньше она возглавляла одну из крупнейших юридических фирм в Чикаго, а потому англо-саксонская деловая культура ей даже ближе, чем парижские салоны. Кроме того, если ее утвердят, она станет первой женщиной, возглавляющей МВФ. Однако и против нее играет национальность: из 11 директоров, сменившихся в Фонде за его историю, четверо были французами (включая Стросс-Кана, конечно). А поскольку представители Франции также руководят Европейским центробанком и Всемирной торговой организацией, эта страна, пожалуй, уже более чем достаточно представлена в международных экономических институтах.

Ненамного отстает от первой «двойки» Монтек Сингх Ахлувалия, экономист и влиятельный советник премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Возглавляя независимое аналитическое управление МВФ и будучи заместителем председателя Плановой комиссии Индии, он способствовал созданию предпосылок для нынешнего восьмипроцентного роста индийской экономики. Однако не в пользу Ахлувалии говорит его возраст (67 лет). Кроме того, несмотря на впечатляющий послужной список, он никогда не занимал даже министерского поста.

Помимо Лагард, в список кандидатов от Европы, скорее всего, войдет бывший глава Бундесбанка Аксель Вебер (Axel Weber). Пятидесятичетырехлетний Вебер – считается, что именно его кандидатуре отдает предпочтение канцлер Меркель – имеет репутацию «ястреба» монетаризма и непримиримого борца с инфляцией. После неожиданной отставки с должности председателя Бундесбанка в феврале нынешнего года его рассматривали как главного претендента на пост главы Европейского центробанка. Тем не менее он слывет человеком непредсказуемым, и, кроме того, учитывая жесткую позицию Берлина в вопросе о финансовой помощи Греции, из-за нынешней роли МВФ в этой стране Вебер выглядит не самым подходящим кандидатом.

Пятидесятитрехлетний министр финансов Сингапура Тарман Шанмугаратнам пришел в политику после многолетней работы в валютном управлении, центробанке и органе финансового регулирования этого государства. В марте его назначили главой важного подразделения МВФ – Международного валютно-финансового комитета. Однако в среду, после назначения вице-премьером в новом сингапурском кабинете, Шанмугаратнам заявил, что не намерен претендовать на пост директора Фонда.

Еще один «тяжеловес», страстно желающий заполучить эту работу – пятидесятилетний лейборист Гордон Браун (Gordon Brown), бывший глава британского правительства. До этого он был министром финансов (и продержался на этом посту самый долгий срок в истории Британии), занимаясь народнохозяйственными и финансовыми вопросами, и заслужив высокие оценки авторитетных лауреатов Нобелевской премии по экономике - Пола Кругмана (Paul Krugman), Джозефа Стиглица (Joseph E. Stiglitz) и Амартии Сена (Amartya Sen). Однако в апреле его преемник – консерватор Дэвид Кэмерон (David Cameron) – дал понять, что не поддержит его кандидатуру, заметив: Браун «не считал, что у Британии есть проблема с задолженностью, а мы в этом уверены». Кроме того, учитывая то, в чем упрекали Стросс-Кана, «минусом» для Брауна может стать его хорошо известная вспыльчивость.

Упоминается и ряд других имен, в том числе директора Центрального банка Мексики Агустина Карстенса (Agustín Carstens), главы израильского центробанка и бывшего главного экономиста Всемирного банка Стэнли Фишера (Stanley Fischer), министра финансов ЮАР Тревора Мануэля (Trevor Manuel), председателя Центрального банка Бразилии Арминио Фраги (Arminio Fraga) и египтянина Мухаммеда Эль-Эриана (Mohamed El-Erian), возглавляющего инвестиционный фонд PIMCO. Поскольку МВФ глубоко вовлечен в преодоление серьезнейшего кризиса, поразившего еврозону, нынешний момент можно считать критическим для этого финансового института. И отставку Стросс-Кана иначе как скандальной не назовешь. Однако приведенный список возможных претендентов показывает, что недостатка в кандидатах, способных вместо него встать у штурвала, нет.

After Strauss-Kahn: Who Лео Сендрович (Leo Cendrowicz)

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter