Кемаль Дервис Новости | InoPressa

Пришло время заняться безработицей?

21 декабря 2012  Источник / http://www.metropol-forex.ru/
*Кемаль Дервис, экс-министр экономики Турции, бывший руководитель программы развития ООН (UNDP), бывший вице-президент Всемирного банка. Вице-президент Института Брукингса
В начале декабря глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке объявил о том, что ФРС будет удерживать процентные ставки около нуля, до тех пор, пока уровень безработицы не упадет до 6,5%, при условии, что инфляционные ожидания останутся низкими. Хотя в прямые руководящие обязанности ФРС, в отличие от Европейского центрального банка, входит поддержка занятости, заявление о том, что ФРС привязала свою процентную политику к определенному целевому уровню занятости, было сделано впервые. Это однозначно положительный сдвиг, который должен стать образцом для подражания – и не только для ЕЦБ. Уставы различных центральных банков различаются с точки зрения целей, которые преследует их монетарная политика. Впрочем, все они предполагают поддержание стабильности цен. Учитываются также общие экономические условия, включая экономический рост и занятость, или же финансовую стабильность. Некоторые банки уполномочены в одностороннем порядке устанавливать целевые показатели инфляции, другие - координируют свои действия с правительством.

Тем не менее, в последнее время не было примеров того, чтобы значимый центральный банк устанавливал целевой уровень безработицы. И ситуация должна измениться, поскольку масштабы проблемы занятости, стоящей перед развитыми странами, становятся все более очевидными. Слабый рынок труда, низкий уровень инфляции и долговое бремя означают: фундаментальная перестановка приоритетов более чем уместна. В Японии Синдзо Абэ, новый премьер-министр, перечисляет те же проблемы. Но, он, скорее, предлагает Банку Японии установить "минимальный" целевой уровень инфляции, а не привязывать ее к экономическому росту или уровню занятости.

Распространение глобальных производственно-сбытовых цепочек, интегрирующих сотни миллионов рабочих из развивающихся стран в мировую экономику, плюс новые технологии, позволяющие снизить стоимость труда, оставляют мало шансов для инфляции заработной платы. Кроме того, на рынке долгосрочных облигаций отмечаются крайне низкие инфляционные ожидания (конечно, при ожидании суверенного дефолта или риска деноминации, как, например, в Южной Европе процентные ставки повышаются, но это не имеет ничего общего с инфляцией). Более того, процесс сокращения доли заемных средств, продолжающийся с момента финансового кризиса 2008 года, мог бы быть проще, если бы инфляция в последние годы была бы несколько выше. Кстати, это именно тот вопрос, к обсуждению которого год назад призывал Международный валютный фонд.

Наряду с этими соображениями, политикам следует принять во внимание огромные человеческие и экономические издержки высокой безработицы - от миллионов разрушенных жизней, потери квалификации и возможностей для целого поколения - до социального и экономического бремени, которое представляет собой незанятая рабочая сила. Разве неспособность обеспечить условия, в которых миллионы молодых людей смогут приобретать навыки, необходимые для участия в экономике – это не столь же большая ответственность перед обществом, как и внушительный государственный долг?

Пожалуй нигде, необходимость смены приоритетов не стоит настолько остро, как в еврозоне. Тем не менее, как ни странно, именно ФРС, а не ЕЦБ, установила целевой уровень безработицы. Уровень безработицы США сократился до примерно 7,7%, а дефицит текущего счета близок к $500 млрд.. В еврозоне же уровень безработицы на рекордных высотах – в районе 12%, а по счету текущих операций наблюдается положительное сальдо - порядка $100 млрд.

Если бы целевой показатель инфляции ЕЦБ находился на уровне 3%, а не ниже 2%, а Германия, у которой самый высокий в мире профицит текущего счета, ориентировалась бы на рост заработной платы на 6%, и инфляцию на уровне 4%, что подразумевает незначительный рост реальной заработной платы при избыточном ожидаемом росте производительности, процесс регулирования еврозоны стал бы менее и политически и экономически дорогостоящим. Действительно, политики в Северной Европе серьезно недооценивают экономические потери, которые принесли им проблемы в южной ее части, связанные с чрезмерно жесткой экономией и дефляцией заработной платы. Как результат - высокий уровень безработицы среди молодежи, проблемы со здоровьем и простой производственных мощностей оказали значительное влияние на спрос на импорт из североевропейских стран.

Вопреки общепринятому мнению, правовой мандат ЕЦБ позволил бы подобную смену приоритетов, так как в Договоре о функционировании Европейского союза говорится, что "Основной целью Европейской системы центральных банков… является поддержание стабильности цен". Существует и другая часть Договора, касающаяся общей экономической политики еврозоны, в которой особое внимание уделено занятости. Казалось бы, все эти положения отнюдь не исключает возможность определения целевого уровня безработицы со стороны ЕЦБ во времена, когда это столь необходимо.

Более того, у ЕЦБ есть право установить целевой показатель инфляции для всей еврозоны, и он мог бы установить его на более высоком уровне на ближайшие два или три года, не нарушая при этом условий договора. Но, проблема заключается в нынешней политической позиции Германии. Так или иначе, воспоминания о гиперинфляции начала 1920-х годов кажутся страшнее, чем массовая безработица начала 1930-х, хотя это было последнее, что способствовало росту нацизма. Возможно, предстоящие выборы в Германии позволят прогрессивным силам прояснить, что же поставлено на карту для Германии и Европы – и, по сути, для всего мира.

В более глобальном контексте ничто из вышеперечисленного не исключает опасности инфляции в долгосрочной перспективе. В большинстве стран, инфляция, в основном, должна поддерживаться на крайне низком уровне. И центральные банки должны подкрепить инфляционные ожидания стабильным долгосрочным целевым показателем, хотя и альтернативные методы с таргетированием номинального ВВП есть смысл обсудить.

Кроме того, денежно-кредитная политика не может в долгосрочной перспективе заменить структурные реформы и устойчивый бюджет. Длительные периоды нулевой процентной ставки чреваты возникновением пузырей активов, иррациональным использованием доходов и непреднамеренными воздействиями на неравенство доходов, как показывает недавняя практика, в частности США и Японии.

В ближайшие 2-3 года, особенно в Европе, необходимость сокращения долгового финансирования, затраты на растущую безработицу и риск социального коллапса делают временный целевой уровень безработицы, принятый ФРС, крайне оправданным.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
При полном или частичном использовании материалов - ссылка обязательна http://elitetrader.ru/index.php?newsid=165131. Об использовании информации.