Большие данные – большие деньги » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Большие данные – большие деньги

В пятницу 17 мая в США появилась ещё одна высокотехнологичная компания с капитализацией выше миллиарда: только что выведенные на биржу акции Tableau Software Inc. подорожали за один день более чем в полтора раза, а компания теперь стоит почти 3 млрд долларов.
26 мая 2013

Tableau – представитель самой “горячей” сейчас темы в хай-теке – работы в области “больших данных” (Big Data). Компания производит системы визуализации больших объёмов информации. С их помощью можно превращать огромные наборы данных – таблицы, списки, массивы – в графики, географические карты с различными слоями, трёхмерные модели. Графический вид данных намного проще и понятнее, к тому же технологии Tableau позволяют связывать разные наборы данных и визуально находить зависимости или наоборот некие необычные отклонения от ожидаемых значений.

История компании – отличный пример того, как должен развиваться высокотехнологичный бизнес в правильно устроенной внешней среде. Создали компанию учёные, деньги на развитие ей предоставили венчурные капиталисты, сотрудники и партнёры получали не только оплату труда, но и акции и опционы, а сверх-успешный выход на биржу сделал всех причастных к инновационному продукту очень богатыми людьми. Посмотрим подробнее, как всё это происходило, и попытаемся понять, не стоит ли за индустрией Больших Данных Большой Пузырь.


Основатели компании Пэт Ханрахан и Крис Столт познакомились в Стэнфордском университете в конце 1990-х: Пэт был профессором, а Крис – студентом. Ханрахан занимался вопросами графического представления сложных многомерных таблиц, а Столт – визуализацией баз данных для последующего анализа. Они объединили усилия и в рамках научной работы создали язык визуализации баз данных VizQ и систему Polaris, которая упрощала работу с большими многомерными базами данных. Со временем стал понятен коммерческий потенциал этой работы, поэтому в 2003 году соавторы создали компанию, пригласив в качестве директора бывшего бизнес-партнёра Столта Кристиана Шабо. Научная разработка стала коммерческим продуктом.

Параллельно с новым бизнесом Ханрахан занимался и своими обычными делами, например, участвовал в создании теоретической базы для компьютерных эффектов в голливудских фильмах. Его вклад в кинематограф был оценён на высшем уровне: профессор Стэнфорда заслужил два технических “Оскара”. Кроме того, Ханрахан стоял у истоков ещё одного известного продукта – принципиально новой фотокамеры Lytro, которая позволяет менять фокус изображения после того, как фотография была сделана. Он был научным руководителем будущего основателя компании Lytro Рена Нг, написавшего диссертацию о теории светового поля, на которой основан принцип действия камеры.

Первые крупные деньги на развитие бизнеса основатели компании получили от венчурного фонда New Enterprise Associates (NEA), который в 2004 году предоставил им $5 млн в обмен на акции и два места в совете директоров. Через четыре года NEA дал ещё $10 млн, а в 2010-м – последние $14,2 млн. В общей сложности основной инвестор вложил в компанию $29,2 млн, получив 19,6 млн акций или 37% капитала.

В 2013 году компания решила провести IPO. Интерес к акциям Tableau был таким же большим, как объёмы данных, которые обрабатывают её приложения. Изначально организаторы размещения собирались продать 7,2 млн акций по $23-26, позже цена поднялась до $28-30, но в последний день предложение пришлось увеличить до 8,2 млн акций, а цену до $31. И всё равно организаторы прогадали: сразу после открытия торгов цена взлетела до $46,99 за акцию, за несколько часов плавно поднялась до $51,8, а закончился день на отметке $50,75 за акцию.

Во время IPO фонды NEA продали 2 млн акций, “обналичив” $62 млн; в общей же сложности их доля сейчас стоит около миллиарда долларов. Иначе говоря, венчурное вложение увеличило капитал примерно в 30 раз. Отличная награда для тех, кто вовремя поверил в успех абсолютно нового по тем временам бизнеса. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба акций Tableau, первые инвесторы в любом случае многократно “отобьют” вложения. Основатели же компании на сегодня владеют примерно 15% акций Tableau каждый, то есть их капитал уже составляет сотни миллионов долларов.

Интересно, что на протяжении всего времени существования компании до IPO она активно расплачивалась с сотрудниками, партнёрами и консультантами собственными акциями и опционами, причём их расчётная стоимость была весьма низкой – до $5 за акцию. В общей сложности акционерами Tableau перед размещением бумаг значились около 90 человек, которые теперь тоже значительно увеличили своё состояние.

Что касается инвесторов, покупающих акции Tableau на бирже, то в их случае всё не так однозначно. Нынешняя капитализация компании более чем в 20 раз превышает годовую выручку, а о прибыли и вовсе говорить сложно (плюс-минус несколько миллионов долларов в год), хотя Tableau и не теряет больших денег, в отличие от многих хайтек-компаний. С другой стороны, можно рассчитывать, что вырученные самой компанией на IPO $200 млн помогут ей резко ускорить развитие и более активно продавать свои программные продукты, что приведёт к росту выручки и прибыли.

Пока же ситуация вокруг Big Data больше напоминает пузырь, раздуваемый организаторами размещений за счёт инвесторов-энтузиастов. Так, вышедший на IPO в апреле 2012 года стартап в сфере Больших Данных Splunk также в первый день торгов подорожал на 109%, но позже значительно подешевел (с $36 за акцию до $25). Однако, к настоящему моменту оптимизм относительно новой индустрии вновь поднял цену акций Splunk, причём даже выше уровня первых торгов – до $45,5 за бумагу, что даёт капитализацию в $4,6 млрд. И это несмотря на то, что компания до сих пор убыточна, а её выручка в нынешнем году вряд ли преодолеет отметку $400 млн.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter