Деофшоризация экономики: к чему мы придем? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Деофшоризация экономики: к чему мы придем?

В последнее время ни одно экономическое мероприятие на высшем уровне не проходит без призыва к деофшоризации экономики.
9 июля 2013

Причем разъяснений, что же такое «деофшоризация экономики», никто не дает. Есть основания полагать, что мало кто понимает, что конкретно понимается под этими словами, и к чему эта «деофшоризация» может привести.

Сначала несколько слов о вероятных последствиях «деофшоризации». Необходимо понимать, что в России оффшоры используются не столько для минимизации налогообложения, сколько для двух других целей: владение активами (акциями, недвижимостью, денежными средствами) и расчеты с контрагентами при внешнеторговой деятельности.

Каковы же могут быть последствия борьбы с указанными целями работы через оффшоры?

Владение активами

Почему российские предприниматели так активно используют оффшоры для владения активами, находящимися на территории России? Ведь это влечет больше расходов и больше усилий на администрирование. Почему бы не оформить актив на себя, например, как на индивидуального предпринимателя, да и не платить вполне гуманные российские налоги? Ответ очевиден – страшно. Страшно, что отнимут. И не важно, кто отнимет: рейдеры в галстуках или борцы с рублевскими жирными котами в погонах. Итог один – «мёд очень странный предмет: вот он есть, а вот его нет!». Вот и прячут наши запуганные предприниматели владение активами за офшорами. Что произойдет, если власть каким-то образом действительно сможет препятствовать такому владению активами через офшоры? Неужели пропадут основания для страха, что будет отнято все, что нажито непосильным трудом? Очень маловероятно. Скорее, пропадет последнее желание продолжать инвестировать в российские активы, коль скоро рушится последний бастион на защите их относительно безопасного владения.

Расчеты с контрагентами при внешнеторговой деятельности

На сегодняшний день реальность такова, что ни одна серьезная внешнеторговая деятельность не может обойтись без использования оффшорных или низконалоговых компаний, имеющих счета в иностранных банках. Если Вы предложите специалисту по внешней торговле поработать с иностранными торговыми партнерами через российскую ООО и счет в Сбербанке, скорее всего, он посмотрит на Вас как на сумасшедшего. Почему? Потому что, это просто нереально. Таким образом, если власть сможет воспрепятствовать работе через оффшоры в этой области, то нашу внешнюю торговлю ждет полный коллапс, потребителей – дефицит всех импортных товаров в магазинах, а государственный бюджет – неполученные таможенные платежи и налоги. Думается, что такая ситуация не добавит желания продолжать предпринимательскую деятельность в России.

Как известно, чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить, и больше доить… Но может быть, власти просто следует принять за основу другой, неприятный для нее, тезис: предприниматели работают через оффшоры и низконалоговые компании не от хорошей жизни. Может быть, залогом успешной «деофшоризации экономики» является не лобовая борьба с оффшорами, а обеспечение реальной защиты собственности, а также либерализация внешнеторговой деятельности. Там, глядишь, и оффшоры никому нужны не будут.

Теперь о том, как эту «деофшоризацию» реализовывать на практике.

Президент на саммите G8 заявил, что он рассчитывает на заключение с офшорными и низконалоговыми странами двусторонних соглашений, предполагающих раскрытие ими налоговой информации российским налоговым органам. При этом непонятно, по какой такой причине оффшорные юрисдикции, живущие, как правило, за счет сборов от регистрации компаний на их территории, вдруг раскроют объятия российским налоговым органам. Для них это будет равносильно экономическому суициду. Это выглядело бы так же странно, как если бы какая-то банановая республика, находящаяся в состоянии войны с соседом, вдруг заявила, что она очень рассчитывает, что Россия перестанет продавать оружие ее соседу, так как это очень вредит интересам банановой республики. При этом понятно, что предложить России какую-либо компенсацию неполученных доходов банановая республика просто не в состоянии. Так же и в ситуации с оффшорными юрисдикциями: непонятно, какого рода и размера должно быть встречное представление со стороны России оффшорным и низконалоговым юрисдикциям, чтобы они смогли компенсировать свои потери от прекращения регистрации россиянами у них оффшоров в связи с заключением Соглашения о раскрытии информации с Россией.

Представляется, что в обозримом будущем согласие оффшорных юрисдикций на заключение с Россией таких соглашений – что-то из области невероятного. А еще не будем забывать, что оффшорных зон, конечно, много, но небогатых стран, желающих стать оффшорными зонами – еще больше. Если Россия вдруг сможет убедить Панаму заключить с ней соглашение о раскрытии информации, то поток регистрации оффшоров перейдет в Невис, убедит Невис – в Буркина-Фасо. Свято место пусто не бывает, а связать такими соглашениями все страны третьего мира не сможет, наверное, никто.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter