Война за сжиженный газ 100% рынка СПГ - американцам? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Война за сжиженный газ 100% рынка СПГ - американцам?

26 октября 2014 Первый доверительный управляющий | Архив Корнюшин Владимир

В последние годы гигантские долги США не обсуждал только ленивый. При этом, со стороны очень сложно понять как именно планирует американской правительство гасить существующую задолженность, объем которой к конце 2014 года по всей видимости достигнет 18,5 трлн. долларов. Тем более, что долг это растет день ото дня и уменьшаться пока не собирается.

Американские экономические реформы оказались не эффективны, военные «миротворческие» акции по захвату богатых нефтью и газом стран также не принесли желаемой прибыли. А бизнес уводит капиталы в оффшоры настолько массово, что Президент США Обама даже вынужден был публично призвать конгресс закрыть «непатриотичные налоговые лазейки» для компаний, использующих различные схемы снижения налоговых выплат.

Однако, в недрах американского правительства родился весьма креативный план по восстановлению американского «status quo» на долгие годы за счет создания единой экономической и инвестиционной зоны, объединяющей страны США и ЕС: Transatlantic Free Trade Area (TAFTA – Трансатлантическая зона свободной торговли).

Изначально идея проста и почти гениальна: есть страны Северной Америки и страны Евросоюза на которые в совокупности составляют половину всей мировой экономики и на торговый оборот между которыми приходится примерно третья часть всей мировой торговли. Объединение их в единое пространство позволит США начать продавать в Европу свои товары, в том числе и американский газ.

Рост добычи природного и сланцевого газа привел к тому, что впервые за долгие годы США превратились из покупателя газа в его продавца. Однако, для того чтобы начать продажи газа в Европу американцам необходимо выдавить с европейского рынка своего основного конкурента - Россию. Именно в этом интерес американского госдепа к Украине, поскольку русско-украинский конфликт позволяет американскому правительству убить сразу даже не двух, а трех зайцев: взять под контроль украинскую часть соединяющего Россию и Европу газопровода (а значит, получив возможность его перекрытия), создать в ЕС стойкую неприязнь к России и получить законные основания для применения различных санкций к российским газовым компаниям.

Впрочем, в американских планах не только страны европейского, но и азиатского регионов. В первую очередь, Японии и Китая, являющихся не только крупнейшими потребителями газа, но и ближайшими соседями Российской Федерации. Не секрет, что Россия пытается защититься от риска срыва европейских газовых контрактов повышением поставок газа в Китай, а значит и на китайском рынке российский и американский газ являются конкурентами.

США от Азии и Европы отделяют Тихий и Атлантический океаны, через которые невозможно протянуть газовые трубопроводы. Поэтому американцами была сделана ставка на производство и транспортировку сжиженного природного газа (СПГ), который может перевозиться морским путем на любые расстояния. При производстве сжиженного газа, он уменьшается примерно в 600 раз и современные танкеры способны брать на борт от 30 до 250 тыс. м3 такого «концентрированного продукта», что позволяет им успешно конкурировать с традиционными газопроводами и даже в чем-то превосходить их.

Планы американцев поистине мегаамбициозны: на текущий момент на территории США и Канады строится два десятка СПГ-терминалов, предназначенных исключительно для реализации сжиженного природного газа на экспорт.

Суммарная мощность этих терминалов после их сдачи будет составлять примерно 370 млрд. м3 газа (из них - 300 млрд. м3 СПГ придется на терминалы расположенные в США), что превышает сегодняшний объем мирового СПГ-рынка

Т.е. терминалы строятся так сказать "на вырост", так чтобы даже с учетом роста спроса на СПГ американцы смогли при помощи своих производственных мощностей занять примерно 80 % мирового рынка сжиженного природного газа.

Но, для того чтобы захватить весь мировой рынок СПГ США должно выкинуть с него всех крупных конкурентов, в частности - Россию, страны Персидского залива (в первую очередь Саудовскую Аравию) и Австралию (рис. 1).

Война за сжиженный газ 100% рынка СПГ - американцам?


Рис. 1. Прогноз основных СПГ-мощностей, % к общемировому показателю к 2025 г. Источник: CIA, Bernstein.


Впрочем, Австралию, с учетом растущего спроса на СПГ, можно оставить. А вот остальных поставщиков сжиженного газа по любому нужно "прижать к ногтю".

Если же Соединенным Штатам это не удастся, то американские СПГ-терминалы будут загружены не более чем на 18-20%, что разумеется никак не соответствует планам американского правительства и американских инвесторов.

СПГ вчера, сегодня и завтра

Интерес заокеанских инвесторов к СПГ обусловлен не только ростом производства сжиженного газа на Североамериканском континенте, но и тем фактом, что СПГ уже около полутора десятков лет стабильно является одним из лидеров мирового энергетического рынка, доля которого в структуре ключевых энергоносителей неуклоно растет и будет расти в дальнейшем. Так, согласно отчету международной консалтинговой компании "Ernst & Young" начиная с 2000 г. мировой спрос на СПГ стабильно примерно втрое обгоняет темпы роста рынка природного газа в целом. И уже к 2020 году спрос на СПГ в мире вырастет по отношению к 2014 году еще на треть (рис. 2).

Война за сжиженный газ 100% рынка СПГ - американцам?


Рис. 2. Рост мирового рынка СПГ с 2000 по 2020 гг.* Источник: Ernst & Young.

* ЯКТ - Япония, Китай, Тайвань.


По мнению аналитиков Энергетического центра Московской школы управления "Сколково" к 2030 году спрос на СПГ в Европе по отношению к текущим показателям должен вырасти примерно в два-три раза, а в странах Юго-Восточной Азии - в шесть-восемь раз и это далеко не предел, поскольку возможности роста спроса на этот продукт очень велики.

Таким образом, на текущий момент СПГ относится к списку наиболее инвестиционно привлекательных продуктов мировой экономики, что делает его объектом для инвестиций со стороны широкого пласта инвесторов, как крупных, так и средних. Особо стоит отметить, что данный рынок нельзя назвать элитарным, поскольку в последние годы на рынок активно выходят сравнительно небольшие производители СПГ и стабильно растет число мини-заводов по производству СПГ (особенно - в странах Латинской Америки), большинство из которых реализует сжиженный газ не корабельными, а автомобильными партиями.

Даже если не брать в расчет мелких производителей СПГ, то следует признать, что в ближайшие 10-15 лет мировой энергетический рынок будет работать в условиях стабильного превышения предложения по СПГ над спросом над данный продукт. И интенсивность войны за покупателя будет чрезвычайно велика. Собственно говоря, война за СПГ уже началась и она ведется самыми разными способами, начиная от военного вторжения (например, в страны Персидского залива) и заканчивая политическим, экономическим и информационным прессингом (например, в отношении нашей страны).


СПГ по-русски

Включилась в «СПГ-гонку» и наша страна. Однако, пока не слишком успешно.

Крупнейший российский производитель СПГ, ОАО Газпром, на сегодняшний день контролирует примерно 4,5% мирового производства сжиженного газа, поставляя этот товар в США, Великобританию, Японию, Китай, Индию, Мексику, Корею, Тайвань, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты.

Причина столь скромной рыночной доли прежде всего в отсутствии производственных мощностей.

Первый завод по производству СПГ в России начал работать на Сахалине лишь в феврале 2009 года, причем на проектные мощности он вышел и вовсе только в 2010 году. Второй завод сегодня строится в Ленинградской области (сдача была запланирована на 2018 год, но уже перенесена на 2019), третий - на Ямале (должен начать работу к 2017 году), четвертый (рядом с Владивостоком) в настоящее время находится на этапе разработки проектной документации и изыскательских работ.

При этом, чисто коммерческий проект "Печера СПГ", реализованный группой Alltech, был заблокирован "Газпромом": компании было отказано в выдаче лицензии на экспорт сжиженного газа, в результате Alltech в этом году продала часть проекта Роснефти, которая теперь пытается пробить газпромовское лобби и предоставить "Печера СПГ" право продавать свой газ иностранным покупателям.

Тем не менее, стоит признать, что несмотря на выраженную "подковерную борьбу" и неоднократный перенос сроков сдачи работ по одобренным государством проектам к 2020 году Россия сможет как минимум удвоить, а к 2025 году - утроить текущий объем сбыта СПГ.

Много го ли это? На самом деле не очень: после ввода в строй новых мощностей рыночная доля отечественны производителей СПГ в мире увеличится с сегодняшних 4,5% примерно до 6-7%. А вовсе не до заявленных Газпромом и Правительством РФ 13-20%.

При этом танкерный флот Газпрома на начало 2014 года включал в себя всего четыре зафрахтованных газовоза.

Учитывая, что всего в мире работает около 400 танкеров способных перевозить сжиженный газ и в ближайшее десятилетие их число вырастет еще не менее чем на сотню, становится очевидным, что имеющийся в распоряжении Газпрома флот пока слишком мал.

К сильным сторонам российского газового флота можно отнести тот факт, что в то время, как среди танкеров использующихся другими странами около трети судов построено свыше 20 лет назад, российские компании сегодня строят исключительно танкеры последнего поколения, способные заменить до 5 танкеров старых конструкций.

Емкость отечественных танкеров в среднем составляет 130-150 тыс. м3, а с этого года их семейство начало пополняться еще более мощными суперсовременными танкерами ледового класса типа Atlanticmax c грузовыми танками мембранного типа. Именно такие танкеры строятся по заказу Газпрома на верфях STX Offshore & Shipbuilding (Ю. Корея) для перевозки газа в рамках проектов «Владивосток-СПГ» и «Балтийский СПГ». Первый такой супергазовоз был сдан корейцами в начале этого года, второй оправился в свой первый коммерческий рейс 10 сентября 2014 года. Еще два будут спущены на воду в ближайшее время.

Кроме того, в 2008 году Российский морской регистр судоходства совместно с Американским бюро судоходства (ABS) начал готовить специалистов по освидетельствованию судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) и к текущему году подготовил уже более 60 специалистов, часть из которых сегодня контролируют постройку кораблей-газовозов на южнокорейских верфях и работают на крупнейших отечественных проектах по производству СПГ (во Владивостоке, на Ямале и т.д.).

Таким образом, у отечественных транспортных и газовых компаний теперь есть как современные газовозы, так и квалифицированный персонал. Однако количество как первых так и вторых откровенно недостаточно.

И, учитывая озвученное в сентябре 2014 г. решение руководства Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) об исключении газовозов класса Q-Max из линейки заказов Приморского судостроительного кластера следует признать, что дефицит собственных газовозов у нас сохранится и в долгосрочной перспективе.

http://www.1-du.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter