Война с экспортерами за металл » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Война с экспортерами за металл

25 февраля 2015

Серьезный рост цен на изделия из черного и цветного металла на внутреннем рынке, начавшийся в конце 2014 – начале 2015 года, представители российского машиностроения предлагают регулировать с помощью введения экспортных пошлин. Политику сдерживания экспорта металла поддержали в Минпромторге. Для начала там предлагают ограничить с помощью пошлин вывоз за пределы страны металлолома. В свою очередь, представители металлургических предприятий считают, что этот шаг играет на руку их конкурентам на мировых рынках.

На официальном портале раскрытия информации появилось сообщение Минпромторга о том, что ведомство планирует внести лом черных и цветных металлов в список товаров, экспорт которых правительство может временно ограничивать.Чтобы реализовать эту инициативу, ведомству потребуется внести поправки в перечень товаров, представляющих особую важность для внутреннего рынка. Именно в отношении этих товаров, по решению кабмина, могут вводиться временные ограничения или запреты экспорта.

Появление подобной инициативы в министерстве объясняют ростом цен на лом черных и цветных металлов на внутреннем рынке. По данным infogeo.ru, в конце января сводный индекс цен на лом вырос на 3,5%. В частности, на все виды лома цветных металлов, за исключением лома титана. Наибольший рост отмечается на лом алюминия (+6,8%), бронзы (+3,5%), свинца (+5,1%), цинка (+10%).

Эта тенденция укладывается в зафиксированную маркетинговыми службами ОАО «РЖД» тенденцию последних месяцев о снижении в российском экспорте металлов изделий с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, рост цен оказывает серьезное ценовое давление на холдинг и его поставщиков-машиностроителей и ставит под вопрос выполнение инвестпрограммы РЖД на 2015 год.

Данную позицию поддерживают в НП «Объединение вагоностроителей» (ОВС). За последние 2 месяца рост стоимости потребляемого вагоностроителями металла составил от 20 до 40% при росте себестоимости производства грузовых вагонов более чем на 20%, говорится в материалах партнерства. «Рост цен на изделия из металла достиг критического уровня, при котором в условиях снижающейся рентабельности железнодорожных перевозок теряется экономическая целесообразность приобретения вагонов операторскими компаниями, – отмечают эксперты партнерства. – Основной рост стоимости (примерно 2/3 от общего увеличения) пришелся на период с октября 2014-го по февраль 2015 года». Помимо роста цен на металл, особенно остро стоит вопрос повышения цен на основные узлы и комплектующие для инновационных вагонов. Так, в январе 2015 года по отношению к декабрю 2014-го поднялись цены на запчасти для инновационных вагонов: подшипники – на 70% (с 15 тыс. до 25,9 тыс. руб.), пружина – на 20%, колесо – на 30%, тормозные системы – на 10% и т. д.

ОВС, выражая позицию участников, считает, что необходимо ввести государственное регулирование на весь экспорт металлов, отметил руководитель информационно-аналитической комиссии партнерства Михаил Бойко. «На рынке грузового вагоностроения сейчас наблюдается серьезный спад, – сообщил он. – И конъюнктура рынка такова, что производитель не может переложить свои издержки на плечи потребителей продукции. Поэтому мы вынуждены обращаться за помощью к правительству России». Солидарная позиция членов партнерства была изложена в письме на имя заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича.

В свою очередь, введение любых ограничений в отношении экспорта отечественной металлургической продукции недопустимо, считают в НП «Русская сталь». «Внутрироссийское потребление металла составляет приблизительно половину от производственных мощностей предприятий отечественной черной металлургии. Оставшуюся часть выпускаемой продукции компании вынуждены продавать на внешних рынках», – пояснили в НП.

По итогам прошлого года на фоне официального уровня инфляции 11,4% рост цен на внутреннем рынке на стальную продукцию ряда предприятий отрасли не превысил 15%, а по определенному сортаменту составил менее 10%. С октября 2014 года по январь – февраль 2015-го рост цен составил 50% по графитированным электродам, более 65% – по крупнотоннажным ферросплавам и цветным металлам.

«Парируя ремарки о погоне российских металлургов за прибылью на экспортных направлениях, следует обратить внимание на то, что негативные тенденции на мировых рынках получили развитие в течение 2014 года и усилились к началу 2015-го. Снижение динамики внутреннего потребления стали и резкое наращивание экспорта Китаем, кризисные диспропорции в развитии мировой железорудной отрасли, военные конфликты и негативные геополитические факторы в условиях мирового стального перепроизводства привели к резкому ужесточению борьбы за рынки сбыта», – отмечают в НП «Русская сталь».

Следствием этого, по словам членов партнерства, стало резкое падение цен на продукцию российских сталепроизводителей практически на всех зарубежных направлениях.

По мнению старшего аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, очень похоже, что правительство все-таки предпримет некие шаги по выравниванию объемов экспорта и внутренних поставок для металлургов. «Предложения по ограничению экспорта именно металлолома, а не продукции с более высокой добавленной стоимостью, можно оценить как тактический шаг правительства по мягкому воздействию на рынок», – считает он. По словам аналитика, значимого эффекта можно достичь только при введении долговременных пошлин – на срок один год и более.

Впрочем, возможно, что война за металл так и закончится на уровне обсуждений экспертных групп при профильных министерствах, а правительство найдет другой выход для терпящих убытки металлургов и машиностроителей. Во всяком случае, в Минэкономразвития о готовящихся мерах по сдерживанию экспорта металла пока что не слышали. «Решения по таким вопросам принимает подкомиссия по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции под председательством министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева», – сообщила помощник министра Елена Лашкина. При этом добавив, что официально такие предложения в министерство не поступали.

МИНПРОМТОРГ ПОМОГ РОССИЙСКИМ МЕТАЛЛУРГАМ И ПОТРЕБИТЕЛЯМ ПРИЙТИ К КОНСЕНСУСУ.

Находясь с рабочим визитом в ОАЭ на Международной оборонной выставке IDEX-2015, глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о том, что действия министерства позволили достигнуть консенсуса по вопросам цены на металл на внутреннем рынке.

"За две отведенные недели, нам удалось со многими предприятиями металлургических отраслей промышленности и отраслями потребителями, договориться о компромиссах на ближайшие пол года по формуле цены, по сдерживанию эскалации цены, в частности, по автопрому по транспорту и машиностроению", - заявил глава Минопромторга, отвечая на вопрос о ходе урегулирования вопроса ценообразования на продукцию металлургии на внутрироссийском рынке.

Министр добавил, что уже идет работа над договоренностями по поставкам металлургической продукции в течении ближайшего квартала, отметив, что параллельно "продолжается работа с другими отраслями производителей для того, чтобы у нас не было таких резких скачков как по черной металлургии, так и по цветной".

При этом Денис Мантуров отметил, что видит в этой ситуации Минпромторг "в роли арбитра": "Мы хотим, чтобы потребители не оказались в одиночку в такой ситуации. Наше ведомство будет продолжать работу и находить компромисс. Я не хочу сейчас указывать на те предприятия, кто более агрессивен с точки зрения своей политики повышения цены. Я думаю, что мы с ними все равно найдем компромиссное решение".

Так по словам министра, многие производители автомобилей и ряд производителей транспортного машиностроения уже подписали контракты на пол года с обеспечением формулы цены.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter