Высокочастотный трейдинг на российских биржах: состояние дел » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Высокочастотный трейдинг на российских биржах: состояние дел

18 апреля 2015 long-short.ru
Особенностью бизнеса высокочастотной торговли является тот факт, что ХФТ фирмы любят собирать так называемые «низко висящие фрукты». Они ищут возможности и, используя свои модели и технологии, собирают их, быстро и эффективно. Это работало хорошо до сих пор, но что случится, если на Европейских и рынках США все низко висящие фрукты будут сорваны? Фирмы сталкиваются с выбором. Либо они могут построить более сложные модели и обслуживать их более дорогой инфраструктурой, карабкаясь вверх по дереву, с целью собрать оставшиеся части рыночных неэффективностей. Или найти новый сад с деревьями, полных фруктов. Россия этот новый сад?

Немного истории

Совсем недавно в России существовало две площадки торгов, ММВБ и РТС, обе базировались в Москве.
ММВБ (Московская Межбанковская Валютная Биржа) была основана в Советском Союзе в 1989 году для определения рыночного курса на доллар США. После падения коммунистического режима она выросла и стала основной площадкой для торговли российскими акциями. РТС (Российская Торговая Система) была основана группой банков в 1996 году как альтернатива ММВБ. Однако РТС сконцентрировалась на рынке деривативов, тогда как ММВБ контролировала рынок спот акций и валюту.
В декабре 2011 года площадки объединились в Московскую Биржу.

Московская биржа и ХФТ

Проведя удачное IPO в феврале этого года (группа была оценена в 4 миллиарда долларов), Московская биржа сейчас позиционирует себя как ядро высококонкурентного международного финансового центра, предлагающего различные типы инструментов, включающие в себя акции, облигации, валюту и деривативы.
Эммануэль Карьят, основатель и управляющий директор TMX Atrium, поставляющей решения для высокочастотной торговли, верит, что это сделает Московскую биржу крайне привлекательным местом в этой отрасли для всего мира.

«Европейские ХФТ фонды смотрели на запад иногда, но сейчас они сместили свои интересы в сторону Азии и Востока. И смена статуса Москвы — один из первых шагов в сторону этого смещения взглядов», говорит он.
«Московская биржа готова принять у себя высокочастотные фонды и изучает требования своих клиентов для того, чтобы создать более подходящие условия для роста оборотов электронных торгов. Недавно биржа открыла колокацию в Москве, они сделали свое присутствие более глобальным, дав возможность клиентам подключаться из Лондона и мы видим различные группы клиентов, приходящих на этот рынок», сказал Карьят.

«Победитель получает все»
Биржа , безусловно, пытается привлечь поставщиков ликвидности и маркет мейкеров, в частности, торгующих большими объемами и приняла необычное решение запустить ежемесячное соревнование по принципу «победитель получает все», для поощрения крупных участников.
Роман Сульжик, глава департамента фьючерсов и опционов на Московской бирже, рассказывает: «Мы пытаемся улучшить качество стакана котировок на объем от 100 лотов и больше, все объемы сделок от таких ордеров подсчитываются и тот, кто наторгует больше остальных за месяц, получает денежный приз».
Зачем запускать соревнование вместо того, чтобы воспользоваться более традиционной системой возврата комиссий (ребэйтов)?

«Основной идеей является привлечение другого рода участников. Прямо сейчас большая часть оборота проходит через ордера всего в один лот, а мы хотим создать стимул для людей делать большие трейды, не создавая трудностей для мелких участников. В будущем мы можем предложить дисконты для больших ордеров», говорит Сульжик.

ХФТ возможности

Это очевидно, что биржа пытается привлечь высокочастотные фонды. Но где же «низко висящий фрукт»?
Я задал это вопрос Тиму Бевану, Управляющему директору финансовой группы БКС, одной из крупнейших Российских брокерских фирм, какие же типовые стратегии применяют его клиенты.
«Часто фирмы начинают на рынке производных инструментов и торгуют один рынок в поиске интересных инструментов», сказал он. Ликвидность очень сконцентрирована, в индексных фьючерсах и фьючерсах на доллар США заключено 90% всей ликвидности, это то, что обычно торгуют.
«Затем они переходят на акции и валюту, оба рынка доступны через один интерфейс. На валютном рынке они торгуют против большого числа внерыночных пулов ликвидности. И, разумеется, рынок валюты против фьючерсов на валюту».

Что насчет рынка акций?

«На рынке акций возможен арбитраж между Лондоном и Москвой (торговля депозитарными расписками на ЛСЕ против акций на ММВБ) и фьючерсами на акции. Также вы можете захеджировать валютой свою позицию на спот-рынке и на фьючерсах».

Существуют ли возможности для рынка простых производных инструментов?

«Да, вы можете торговать различные корзины против индексного фьючерса, который может быть использован для создания рынка в ETF. Хотя всего один ликвидный Российский ETF в мире, он торгуется на рынке США (RSX) и Российский фьючерс торгуется практически до самого закрытия рынка штатов».
Согласно Бевану, фирмы обычно начинают с оценки возможностей и определении стратегии до того, как приходят изучать колокации, дата центры, провайдеров, сетевые задержки и сопутствующие траты.
«Подсчет стоимости инфраструктуры — это вторая фаза», говорит он. «Все сопутствующие траты, такие как датацентры и инфраструктура, биржевая комиссия, брокерская комиссия, должны быть включены в модель. Если результат выглядит хорошо, следующий шаг заключается в получении исторических котировок и оценивании прибыльности своей стратегии».

Котировки и соединение

Беван рассказывает, что существуют раздличные способы получения котировок.
«Существуют нативные соединения с площадкой, FAST протокол и FIX, предоставленный брокером. Зависит от того, где находится ваше оборудование и специфики реализации вашей программы. На срочном рынке был сделан значительный апгрейд и получение котировок через нативное соединение выглядит предпочтительнее. Для акций FAST протокол быстрее нативного соединения, но может быть не полной. Стоит реально изучить этот вопрос».
«Что касается соединения», продолжает Беван, «для арбитражеров самое важное — время задержки между Лондоном и Москвой. Мы тратим ужасно много времени, изучая новейшие линии».
Основные каналы между Лондоном и Москвой проложены через Стокгольм и Франкфурт. TMX Atrium предлагает линии через то и другое, а недавно анонсировала канал между колокацией Interxion(Лондон) и М1(Москва, МБ) с задержкой менее 40 миллисекунд через Стокгольм.

Физическая инфраструктура
Датацентры в Москве очень распределены и сложны, ядра валютного и рынка акций (ASTS) и деривативов (SPECTRA) сейчас находятся на разных колокациях.
Биржа планирует перенести все свои основные торговые движки на М1 уже в этом году и движок ASTS уже там. Однако биржа планирует оставить свои текущие дата центры и торговые движки (резервные), несмотря на переезд на новую колокацию.
До недавнего времени клиенты устанавливали свои сервера на колокации Макомнет, на севере Москвы. Но теперь другие возможности стали доступны. Фирмы имеют выбор, разместить свои сервера на М1 или других дата-центрах, таких как IXcellerate, который его генеральный директор Гай Вильнер называет «Западно-дружелюбной» альтернативой.

Проблемы дата центров

Вильнер рассказывает о некоторых проблемах, с которыми придется столкнуться в случае размещения в Московском датацентре.
«Фирма должна понимать, как она хочет разместить оборудование. Кто ваш партнер? Кто будет размещать? Что вы будете делать в случае технических неисправностей? Есть ли у вас кто-нибудь в Москве, кто может немедленно попасть на колокацию или вы будете посылать сотрудника на самолете, а вдруг у него будут проблемы с визой? Какой уровень поддержки необходим, ведь обычно он не требуется, если вы в Лондоне в 20 минутах езды от своего сервера.
«Во-вторых, кто ваши партнеры, предоставляющие торговое соединение и как много у вас их? Два или три очевидно лучше одного. И тот же вопрос, что и раньше, если у вас какие-то проблемы, кому вы будете звонить? Кто ответит на ваш звонок и проверили ли вы уровень компетенции других сотрудников этого технологического сервиса?»
Фирмы должны уделять внимание вопросу восстановления после сбоев и бизнес планированию подобных ситуаций, считает Вильнер.
«Для близкой торговли выбор в Москве очень ограничен и сфокусирован по сути на одной колокации, которая не предоставляет оптимальной технологичности и качества. Ну и ключевой вопрос, который придется задать, что насчет резервирования? Что случится, если датацентр или соединение упадут? Какой план на этот случай?»

Т+2

Одно изменение может иметь очень большие последствия в Москве — это планируемый переход на поставку через два дня после совершения сделки. На данный момент все сделки в акциях и облигациях осуществляются против платежа, что значит, что фирма должна иметь на своем счете необходимые средства до момента совершения сделки. Переход на схему Т+2 поставит Москву в один ряд с другими торговыми площадками, которые оперируют отложенными поставочными моделями и сделает биржу более конкурентной на международном рынке.

Теоретически, ввод Т+2 даст прайм брокерм вроде Credit Suisse, Goldman Sachs и UBS возможность предлагать прямой выход на Россию, однако очень большой вопрос, когда же это все-таки случится. Сначала планировался ввод в Январе 2013 года, дата была перенесена на Апрель 2013, но по многочисленным рыночным слухам, никто не знает, когда же это на самом деле случится. Однако Московская биржа предоставляет брокерам возможность участвовать в тестовых торгах уже сейчас.
Также ввод Т+2 может открыть возможности поставщиков решений для мониторинга рисков.

«Прямо сейчас вы не нуждаетесь в системе риск мониторинга, так как деньги у вас все время на счету. С Т+2 поставкой вы нуждаетесь в такой системе. И если вы делаете сложные трейды с привлечением акций, деривативов и валюты, возможно через различные соединения, вам придется улучшать свою инфраструктуру. И основной вопрос, кто вам предоставит систему риск-менеджмента и как ваш риск будет контролироваться», рассказывает Карьят.

Риск и вознаграждение

Что касается риска, то стоит отметить, что Московская биржа предоставляет т.н. "голый доступ", потому-что сама выполняет достаточно консервативную предварительную проверку торговых рисков на биржевом уровне. Но есть и другие аспекты риска, которые должны быть рассмотрены, говорит Тим ​​Беван.

«В первую очередь — это страновой риск. Вам комфортно, как иностранцу, имеющему активы в России и будучи под Российской юрисдицфией? Если вы попробуете и проанализируете, возьмете юридические и нормативные нормы, которые получите при работе на западых рынках, то эти нормы не будут работать в России, Вы никогда не получите тот же уровень уверенности. Но если посмотреть на это под другим углом, то эти риски не столь уж и велики.»

Риски работы в России окупаются потенциальной прибылью?

«Страх очень важный фактор, особенно для клиентов из США»,верит Беван. «И это неэффективный рынок, к счастью, иначе не было бы никаких возможностей. Да, он чуть более сложен, чем западные рынки и все занимает больше времени, но так где маржа, там и мы. И много фирм с аппетитом и ресурсами хотят войти в рынок, особенно учитывая то, что норма прибыли снижается повсеместно. Это уже не вопрос поиска новых возможностей, а вопрос диверсификации вашего бизнеса».

Последнее слово предоставим Роману Сульжику с Московской биржи.
«Мы имеем различные программы маркетмейкинга и тратим достаточно много денег для привлечения ликвидности на биржу», он говорит. «И все это делается в прозрачном режиме».
«В прошлом все свершалось в прокуренных комнатах, где вы не знали кто что сделал, но сейчас все абсолютно прозрачно, все в сети, если кто-то заинтересован, он может просто позвонить и увидеть, что вы мы можем предложить. У нас много стимулов для прихода маркет-мейкеров. И есть деньги, которые могут быть сделаны в России!»

http://www.long-short.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter