Дворкович: российскую экономику ждет серьезный спад » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дворкович: российскую экономику ждет серьезный спад

19 июня 2015 Вести Экономика
Любые санкции контрпродуктивны, никакого результата они не принесут, только негативно скажутся на экономиках как США, так и Европы. Это еще раз подтвердил заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович.

- Аркадий Владимирович, здравствуйте.

- Добрый день.

- Только что ваши коллеги ответили на злободневные вопросы. Теперь предоставим такую возможность и вам. Сейчас одна из самых обсуждаемых мер - это сообщение о том, что ЕС, возможно, продлит ограничительные меры в отношении России. На ваш взгляд, за прошедший год каким был эффект, какое было влияние на российскую экономику, оказанное за счет этих ограничений?

- Вы знаете, мы с самого начала говорили, что любые санкции, особенно санкции такого характера, какие были применены нашими американскими, европейскими коллегами, контрпродуктивны, не принесут никаких плодов и отрицательно скажутся на всех, и на самой Европе, и, конечно, к сожалению, на нас. Так, в общем, произошло: потеряла и Европа, отчасти потеряли и мы. Хотя общий эффект от санкций против нас я бы не назвал значительным. Это скорее такие маргинальные трудности, то есть не самая главная причина нынешнего экономического спада. Ввиду все еще высокой зависимости нашей экономики от цен на нефть, на другие энергоносители падение этих цен повлияло на нас больше, чем санкции. И что касается санкций, мы научились жить в этой ситуации, научились стимулировать и помогать нашим предприятиям, нашим производителям таким образом, что они не испытывают каких-либо глобальных трудностей от наличия санкций. Конечно, труднее получить финансирование. Конечно, дороже ресурсы, дороже деньги. Откладываются некоторые инвестиционные проекты. Но, как мы видим, безработица остается на очень низком уровне. Инвестиции в ряде секторов не уменьшились, например в сельском хозяйстве. Добыча основных ресурсов остается на высоком уровне. И наша экономика справляется с теми трудностями, которые есть. Наши ответные меры, продовольственное эмбарго, стимулировали производство пищевой продукции в нашей стране. И это очевидный плюс. Кроме того, мне кажется, санкции заставили нас задуматься еще более четко, акцентированно над теми структурными проблемами, которые у нас есть, и стимулировали нашу более активную деятельность по повышению инвестклимата, по определению приоритетных секторов экономики, импортозамещения, поддержка экспорта. И эти меры уже начинают работать. Так что мы пытаемся извлечь из трудностей максимум положительного эффекта.

- Но если срок действия санкций со стороны ЕС будет продлен, то и эмбарго со стороны России также продлится?

- Ну, безусловно, мы не планируем менять нашу политику, если политика партнеров не поменяется, и продовольственное эмбарго будет продлено в случае продления санкций против России. Мы не можем допустить, чтобы наши производители сельхозпродуктов оказались в менее выгодном положении, чем их европейские конкуренты. Это жесткая конкуренция. И мы должны поддерживать наших производителей всеми возможными мерами.

- Но мы не планируем расширять продовольственное эмбарго?

- Вы знаете, в прошлом году, в этом году делали корректировки в списки товаров, которые находятся под эмбарго, допускали ввоз некоторых конкретных товаров, например без лактозного молока, когда это потребовалось. И сейчас какие-то корректировки возможны. Но если не будет какого-то значительного изменения европейских санкции, то и мы значительно не планируем ничего менять. А точные корректировки возможные всегда.

- Но зависимость России от импорта все-таки снижается? Год назад по отдельным группа продуктов были разные цифры. Если по картофелю 4%, то по молочным продуктам 20%. Как ситуация изменилась?

- Если смотреть в целом на статистику импорта, импорт всех товаров упал примерно на треть за прошедшие месяцы, продовольственных товаров примерно настолько же, может быть чуть меньше. Поскольку часть импорта, который мы не смогли сразу заменить сами, это все-таки требует инвестиций, времени, мы импортировали из других стран, тех, которые не вводили против нас санкций. Но зависимость от импорта падает. У нас возросло производство сыра, наконец-то начался рост производства молока. Производство мяса растет уже достаточно устойчивыми темпами. Мы практически полностью себя обеспечиваем по курице и в значительной степени по свинине. Постепенно наращиваем производство мяса крупного рогатого скота. И видим, что инвестиции, которые были сделаны и сейчас делаются за ближайшие 3-4 года придут к достижению тех пороговых значений, которые мы перед собой поставили. Мы обеспечим собственную продовольственную безопасность, без всяких сомнений. И видим, что этот процесс уже идет. Сельское хозяйство растет более высокими темпами, чем вся остальная экономика.

- То есть в этом свою роль сыграло и введение санкций нашими партнерами?

- Ну, конечно. Мы при введении санкций смогли сфокусировать нашу собственную поддержку на собственном сельском хозяйстве и тем самым сделали так, чтобы наши производители выиграли, а не проиграли. При том, что санкции влияют на условия финансирования. Мне кажется, что независимо от того, есть санкции или нет, мы должны максимально эффективно поддерживать наше сельское хозяйство, наше отечественное производство товаров и услуг. Когда санкции когда-то будут отменены, а это произойдет рано или поздно, нужно сделать так, чтобы наше производство ощущало полную поддержку со стороны государства.

- В прошлом году ВВП вырос на 0,6%, а при этом сельское хозяйство - на 3,7%. Ожидаете ли вы такого же в этом году? Каким может быть рост в 2015 году?

- В этом году пока прогнозы по экономике не самые благоприятные. Все-таки падение цен на энергоносители и санкции не могли не повлиять. Мы ожидаем экономический спад в этом году. Есть разные оценки: от 2% до 4%. При этом мы ожидаем, что сельское хозяйство продолжит рост. Может быть, не на 4%, как в прошлом году, наверное, поменьше, потому что каждый год добиваться рекордных урожаев не так просто. Климат все-таки тоже влияет на урожайность зерновых культур. Но тем не менее мы ожидаем, что 1-2% мы можем в этом году получить. Прежде всего за счет отдачи этих инвестиций и той поддержки, которую мы оказывали в предыдущие периоды.

- Сегодня Владимир Путин встречается с министром обороны Саудовской Аравии, и говорилось о том, что как раз наш Минсельхоз будет наращивать сотрудничество с королевством. В какой сфере, в какой степени?

- Для наших производителей зерна, зерновых культур рынки Ближнего Востока являются одними из приоритетных. Мы традиционно поставляли достаточно много зерна в такие страны, как Египет, Марокко, та же Саудовская Аравия. Сейчас мы видим, что спрос в этих странах растет. Вырос наш экспортный потенциал. Поэтому мы действительно видим возможности для увеличения поставок в Саудовскую Аравию и близлежащие страны. Конкретные объемы будут определяться рыночными механизмами, компании будут сами договариваться о контрактах. Государство оказывает некоторым странам гуманитарную поддержку в виде поставок зерна, но это не касается, конечно, Саудовской Аравии. Здесь работают именно коммерческие рыночные механизмы. И если спрос будет, мы готовы будем увеличивать поставки. Конечно, не выходя за пределы тех пороговых значений, которые обеспечивают нашу собственную продовольственную безопасность. И если урожай, как мы ожидаем, составит до 100 миллионов тонн, то экспорт от 25 до 27 миллионов тонн вполне возможен. И в этом объеме Саудовская Аравия может получить большую долю, чем раньше.

- Вы уже говорили о том, что правительство будет поддерживать сельхозпроизводителей и уже запущена программа по субсидированию. Как она работает, и меняется ли она по мере изменения политики центрального банка и снижения ставок?

- Когда центральный банк увеличил ключевую ставку до 17%, мы приняли решение, что уровень субсидий должен зависеть не от прошлой ставки рефинансирования, которая составляет всего 8,25%, а именно от ключевой ставки центрального банка. И мы субсидируем сегодня краткосрочные кредиты для оборонных средств для наших производителей по ставке 14,6%. Фактически производители компенсируют огромную долю той ставки, которую платит банк. Но сегодня ключевая ставка уже 11,5%. Банки постепенно стали уменьшать свои кредитные ставки. Во второй половине года мы уменьшим размер субсидируемой ставки из федерального бюджета. Она будет составлять уже не 14,6%, а менее 11%. Все это понимают, это нормально, поскольку улучшились условия кредитования, уменьшается и размер субсидирования. Конечная ставка, эффективная ставка для производителей не возрастет.

- Вы также курируете в правительстве топливно-энергетический комплекс. И сейчас одна из самых обсуждаемых тем - это введение налогового маневра. Это произошло в начале этого года. Но многие его критикуют. На ваш взгляд, стоит ли вносить какие-то корректировки, какие-то изменения?

- Знаете, налоговая политика в любой стране претерпевает постоянные изменения. Все смотрят, как работают те или иные налоги, льготы, и меняют нормы и правила. Наши оценки показывают - и теперь уже компании, по крайней мере подавляющее большинство компаний, с нами согласны, - что налоговый маневр оказался достаточно удачным. И несмотря на то что есть точечные вопросы, проблемы в целом, структура налоговой системы в нефтяной отрасли сегодня вполне адекватны. Какие изменения мы обсуждаем, тем не менее? Во-первых, будет возвращена дифференциация акцизов на моторное топливо 4-го и 5-го классов. Это нужно, чтобы дать четкий сигнал компаниям, что мы хотим, чтобы в России производился бензин только 5-го экологического класса, самое чистое топливо. Второе: мы обсуждаем на пилотной основе переход на налог на финансовый результат. Это не замена налогового маневра, это дополнение, которое позволит стимулировать более глубокую переработку, более глубокую степень добычи разработки месторождений, чем сегодня. Инвестировать в те месторождения, в те скважины, те горизонты, которые сегодня невыгодны для инвестирования. Надеюсь, что это решение будет принято уже в ближайшее время, и компании смогут воспользоваться этим новым стимулирующим режимом уже в следующем году.

- А когда будет принято решение по поводу предоставления средств "Роснефти" из Фонда национального благосостояния?

- Мы продолжаем анализировать проект "Роснефти". Видим, что есть некоторые проекты, которые эффективны при оказании поддержки из Фонда национального благосостояния. Но с учетом объемов фонда, с учетом тех бюджетных ограничений, которые у нас сегодня есть, окончательное решение будет за президентом. Мы доложим наши предложения, соображения. Кроме проектов "Роснефти" есть еще несколько проектов, которые претендуют на поддержку из фонда, и нужно будет сделать выбор. Естественно, как вице-премьер, отвечающий за реальный сектор, я хотел бы поддержки максимального числа проектов. Но, конечно, окончательный выбор будет делаться с учетом бюджетных ограничений.

- Может быть, поделитесь своей позицией: какие проекты "Роснефти" наиболее перспективны, с вашей точки зрения?

- Я считаю, что прежде всего "Роснефть" должна завершить проекты модернизации нефтеперерабатывающих мощностей как раз для выпуска топлива 5-го экологического класса. Это требует финансирования. Мы, конечно, надеемся, что независимо от того, будет ли поддержка из ФНБ, компания найдет для этого ресурсы. Но из всего перечня проектов эти считаю наиболее актуальными и перспективными. Хотя, конечно, требует поддержки и разработка новых месторождений. Это связано с поставками нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе в Китай, заполнение построенной уже трубопроводной системы, в которую "Транснефть" вложила значительные ресурсы. И, конечно, было бы неправильно, неэффективно оставлять трубу не полностью заполненной нефтью. Поэтому будем смотреть и на добычные проекты тоже.

- Вопрос еще по одной теме, которую вы курируете. Премьер Дмитрий Медведев заявил о том, что стабилизировалась ситуация с пригородными электричками. На ваш взгляд, что еще необходимо делать, для того чтобы не допустить повторения той ситуации, которая была в январе, когда был настоящий коллапс?

- В этом году мы пока приняли такие разовые решения по налоговой льготе по НДС на пригородные перевозки. НДС был снижен до 0%. Был введен льготный коэффициент оплаты инфраструктуры для региональных властей. Были увеличены субсидии из федерального бюджета. Сейчас федеральная служба по тарифам завершает разработку новой методики определения арендной платы на электрички и тарифообразование. Эта работа будет завершена 1 июля. Когда мы сделаем расчеты, мы выйдем с предложениями о продлении тех разовых решений, которые были приняты в этом году, формировании стабильной среднесрочной системы поддержки, которая будет сочетать налоговые преференции, субсидии из федерального бюджета и предсказуемый уровень поддержки региональных бюджетов. В конечном счете именно регионы должны определять, какой объем пригородных перевозок им нужен и в каком объеме они готовы их поддерживать без избыточного повышения тарифов для людей. Люди должны платить разумные деньги за возможность пользоваться пригородным транспортом. Никаких резких повышений быть, конечно, не должно.

- Но в ближайшее время вы, возможно, узнаете о работе РЖД непосредственно изнутри, по тому, как вы выдвинуты в совет компании?

- Да, это так. Я уже в ближайшие дни проведу первый совет директоров в новом составе. Мы будем рассматривать вопросы управления дочерними компаниями. А в июле, я думаю, как раз вернемся к вопросу пригородных и других пассажирских перевозках. А также реализации стратегических проектов, таких как БАМ, "Транссиб" и высокоскоростное движение.

- И вы непосредственно возгласите совет?

- Да.

- Ну, что ж, успехов вам! И спасибо большое за интервью.

- Спасибо.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter