Крупные банки изменят политику управления ресурсами Распечатать » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Крупные банки изменят политику управления ресурсами Распечатать

25 июля 2015 Вести Экономика
В прошлом году Банк России ввел своих уполномоченных в крупные банки. Они следят в том числе и за тем, чтобы финансовые институты делали необходимые шаги по соответствию требований "Базеля III". Насколько эффективным оказался этот институт? О мерах по реализации "Базеля III" и о регулировании деятельности системно значимых банков говорит заместитель председателя Банка России Михаил Сухов.

- Михаил Игоревич, какие критерии для системно значимых банков, какие организации уже известны? Что будет делать российский центробанк, как он выработал эти критерии?

- Критерии в ближайшее время тоже можно будет посмотреть на сайте. Они будут определены нормативным актом. Смысл того, что мы делаем, состоит в следующем. Наши крупнейшие банки - в наибольшей степени активные, как на внутреннем, так и на международном рынке, - по сути, уже сейчас несут дополнительные обязанности перед обществом, связанные с тем, что они аккумулируют основные объемы вкладов населения, активов. И поэтому в соответствии с международными подходами они должны нести дополнительные обязанности. Поэтому мы сейчас говорим о десяти банках, мы говорим о том, что мы с конца этого года и с начала следующего года начинаем поэтапное внедрение тех инструментов, которые приняты в рамках "Базеля III" для крупнейших банков. Это дополнительные подходы поддержания ликвидности и дополнительные требования к взаимоотношениям с акционерами, так называемые буфера капитала. С точки зрения ликвидности наши банки должны будут иметь в своем распоряжении такие же инструменты, какие имеют их западные конкуренты, банки в Европе, в Америке, во всех других странах G20, с тем чтобы обеспечить исполнение обязательств перед своими клиентами. Это потребует внесения определенных изменений в политику управления ресурсами. Поэтому мы сообщаем круг банков и сроки внедрения этих мер заблаговременно. Что касается буферов капитала, то, по сути, это дополнительный круг взаимоотношений с акционерами. Если значение достаточности базового капитала приближается к минимальному, банк не может выплачивать дивиденды своим акционерам и не должен выплачивать бонусы высшему менеджменту. Знак тревоги: акционеры, посмотрите, что с коммерческой политикой банка. Либо довнесите деньги, либо посмотрите, как сдержать экспансию банков. Поэтому от этих мер, я считаю, доверие к нашим банкам должно только выиграть.

- У центробанка достаточно механизма, чтобы контролировать это и в случае чего, что называется, в рамках закона принуждать банки все-таки работать в соответствии с взятыми на себя обязательствами.

- Мы мониторим значение показателей ликвидности уже больше года. Наши банки знают свое состояние с точки зрения международных подходов. И поэтому, с нашей точки зрения, они располагают достаточным объемом ликвидности, с тем чтобы соответствовать установленным требованиям. Кроме того, в соответствии с международной практикой, мы предполагаем в этот сложный период принимать во внимание те факторы, которые будут влиять на конкретные показатели ликвидности и принимать решение о понуждении банкам соответствовать установленным требованиям исходя из причин и характера несоответствий, если они будут возникать. Понятно, что, если речь идет, например, о неожиданном обесценении ценных бумаг, которые есть на балансе банка, к непредвиденным превышающим обычную вероятность действиям клиентов банков, то мы будем давать банкам время для приведения в соответствие и более глубоко с ними работать. Но уже сейчас понятно, что применение норматива ликвидности позволит структурировать операции банков в более консервативное русло.

- Чтобы показать, как тесно работают центральный банк с крупными банками, и не только с крупными, достаточно, наверное, сказать, что, во-первых, работает институт так называемых уполномоченных, которые присутствуют в каждом банке с активами выше 50 миллиардов рублей и с вкладами выше 10 миллиардов рублей. Может, не применительно к этой теме, но это все-таки интересная история. Как работает этот институт, как работают эти уполномоченные, что-то принципиально поменялось в их поведении, в их обязанностях, в их подходе к делу с момента введения этой практики, эффективна ли она?

- Мы считаем, что она достаточно эффективна. Но она дает нам дополнительные возможности постоянного контакта с банком, с органами управления банком, а не только изучение периодически появляющейся отчетности банка. Поэтому уполномоченные работают в 162 банках в настоящее время, регулярно посещают заседания органов правления. Кстати, они работают, естественно, и в этих десяти банках. И благодаря их работе в том числе мы проводили предварительное изучение возможностей банков соответствовать всем вновь вводимым требованиям, включая те требования, которые мы начали сегодня обсуждать.

- У этих уполномоченных, наверное, не только некий функционал, но и определенная ответственность. Так ли это? И не бывает ли таких ситуаций, когда, может быть, они что-то не договаривают, когда их не допускают к какой-то информации внутри банков?

- Что касается крупнейших банков, у нас нет непонимания во взаимоотношениях с органами управления. Они получают всю необходимую информацию. Что касается банков меньшей величины, то, я думаю, что эти проблемы были в большей степени характерны. Сейчас банки в достаточной степени представляют информацию о тех операциях, которые они отражают в своем балансе. Я подчеркиваю, о тех операциях, которые они отражают в своем балансе.

- Важно, я эти цифры произнес, банки, где планка по активам выше 50 миллиардов рублей и с вкладами выше 10 миллиардов рублей, видимо, эта цифра выбрана неспроста. Вы определяете круг банков, которые могут участвовать в этой программе, когда представители центробанка работают в этих кредитных организациях. Может ли она как-то меняться? Может быть, стоит расширить список банков за счет изменения этих параметров? Или, наоборот, может быть, нет необходимости во всех этих банках иметь своих представителей?

- Вы знаете, эта дискуссия была проведена больше двух лет назад, когда готовился закон. И примерно в то же самое время была примерно та же самая цифра – порядка 150 банков.

- Ничего не поменялось в принципе?

- Несколько изменился состав этих банков. Часть этих банков покинула рынок банковских услуг, часть банков присоединилась к другим банкам. Другие банки подросли. Поэтому этот состав меняется. Цифру 150 мы считаем в достаточной степени рациональной, исходя из наших возможностей, качественно с кадровой точки зрения обеспечить процесс работы уполномоченных представителей, так и с точки зрения соразмерности той нагрузки, которую несут банки, тем рискам, которые они несут для сектора.

- А ротация этих и специалистов, работающих в кредитных организаций, со стороны центробанка - она как-то происходит?

- Конечно. Во многих банках они менялись уже по несколько раз. Во многих банках им помогают другие сотрудники банка России. Участвуют в заседаниях кредитных комитетов, правлений банков, на регулярной основе еженедельно представляют в центральный банк дополнительную информацию.

Беседу провел экономический обозреватель ТК "Россия-24" Алексей Бобровский.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter