Рынок долга взволнован судьбой Трансаэро » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок долга взволнован судьбой Трансаэро

6 октября 2015 Инвесткафе | Трансаэро Зарипов Руслан
Как ни странно, прошедшая неделя на российском рынке долга не ознаменовалась ничем интересным, за исключением, разумеется, ситуации вокруг Трансаэро, а также важного решения правительства не пересматривать параметры расчета НДПИ, несмотря на удручающее положение с доходной частью бюджета. Даже внешнеполитические события не привнесли каких-либо ощутимых изменений в котировки суверенных бумаг.

Кривая доходности ОФЗ осталась практически на том же месте и сохранила свою форму. Держатели не видят серьезных рисков в суверенном долге.

Рынок долга взволнован судьбой Трансаэро


В секторе нефтегазодобычи аппроксимирующая кривая приняла почти горизонтальную форму и поднялась над бенчмарком. В основном это связано с ростом доходности в облигациях четвертого выпуска «ННК-Актив», которая неожиданно изменилась на +4,58%. В облигациях этого эмитента вообще доходность намного выше, чем в секторе в целом, кроме того, она растет, в то время как, например, в облигациях Газпрома, Башнефти, НОВАТЭКа она падает на протяжении сентября по мере стабилизации цен на нефть. Риски в бумагах «ННК-Актив», возможно, высоки на фоне активности ФАС, возбудившей против компании в июле более 20 дел об административных нарушениях. В остальном же бумаги в секторе традиционно надежны, и искать в них каких-либо существенных спекулятивных возможностей не стоит. Известно, что правительство в конечном итоге отказалось от идеи Минфина о коррекции в формуле НДПИ для решения проблем наполняемости бюджета, так что сектору потенциально угрожает только общая обстановка на сырьевых рынках, которая пока относительно стабилизировалась.

В транспортном секторе из ряда для аппроксимации по понятным причинам, о которых я пишу в обзоре событий, исключены облигации второго и третьего выпусков Трансаэро. Без них, как видно на графике, кривая принимает вполне классическую форму и даже приблизилась к бенчмарку по сравнению с такой же базой прошлой недели за счет падения премии за риск в облигациях третьего выпуска Аэрофлота. Ситуация вокруг отказа от оферты с акциями Трансаэро и потенциально близкое банкротство компании сразу же освободило Аэрофлот от неопределенности, связанной с поддержкой операционной деятельности авиаперевозчика-должника и перспективами обслуживания гигантского долга.

В секторе торговли никаких изменений не произошло помимо того, что немного упала доходность в ближних выпусках. Это, как и ранее, один из наиболее стабильных секторов рынка долга. Почти идентичная ситуация и в сфере телекоммуникаций. Здесь сюрпризов тоже не ожидается.

В энергетическом секторе кривая вернулась к классической форме, как я и ожидал. Инвесторы переоценили риски в сторону понижения в бумагах второго и третьего выпусков МОЭСК и ряда бумаг Росгидро, которые несколько росли на позапрошлой неделе. Обстановку снова можно оценивать, как стабильную.

Металлургический сектор по-прежнему находится под давлением нерешенной проблемы с реструктуризацией долга Мечела, в остальном рынок спокоен. Обстановка напряженная не только потому, что Сбербанк, как и ранее, не склонен соглашаться с условиями реструктуризации, но и потому, что косвенным образом на нее влияет решение о банкротстве Трансаэро. Рынки оценивают указанные два крупнейших на данный момент кейса только с одной точки зрения — насколько активно государство готово регулировать эти процессы на фоне бюджетного кризиса. Поэтому решение по Трансаэро неявно, но вполне читаемо посылает неприятный сигнал. Дилемма тут такова: кредиторы Мечела, как и Тансаэро, — госбанки, которые в случае банкротства могут получить серьезный удар по стоимости активов, что неизбежно выльется в отрицательную прибыльность всего банковского сектора по итогам года. Однако любая реструктуризация долга невозможна без бюджетного «рычага» (безотносительно, к какой стороне сделки он будет применен). Неожиданное в полном смысле этого слова решение по Трансаэро, где государство практически самоустранилось от регулирования, недвусмысленно говорит, что финансовые возможности его в этом отношении отныне невелики.

Отсюда, как и ожидается, аппроксимирующая кривая доходности в банковском секторе стала похожа на гиперболу, потому что на фоне неопределенности с Трансаэро риски в ближних выпусках облигаций резко выросли. Сектор и без этого находится под давлением информационного фона. Тут и нежелание держателей евробондов Русского Стандарта идти на предложенные Рустамом Тарико условия реструктуризации, и недавняя коллегия ЦБ, на которой он обозначил очередные шаги по стандартизации банковского регулирования к Базелю-III. В числе прочего широко освещается перспектива снижения ЦБ требований к капиталу банков. Причем, я предлагаю к этой новости относиться пока нейтрально. Во-первых, это как бы возвратная, компенсирующая мера по отношению к банкам в связи с введением прочих регулятивных мер, которые обусловлены приведением российской банковской системы к мировым стандартам. Во-вторых, обозначено довольно много ужесточений, например, из наиболее очевидных — предлагается оценивать с нулевым риском облигации органов госвласти, только номинированные в рублях, то есть банкам придется переоценить активы в части еврооблигаций РФ, а их весьма много сосредоточено в активах. К ним будут применять полные риски в отличие, например, от UST. Это приведет к тому, что банки заменят в своих портфелях евробонды РФ менее рисковыми валютными инструментами либо должны будут увеличить резервы. Кроме того, почти все новые выпуски облигаций самих банков предлагается исключить из расчета допкапитала. Указана и переоценка рисков (увеличение) к инструментам естественных монополий (а их бумаг банки держат также очень много). Все это, естественно, приведет к снижению капитала. Поэтому, как я понимаю, ЦБ предлагает одновременно сместить вниз показатели Н1.0 и Н1.1, а также,в целях облегчения условий операционной деятельности снизить требования к ипотечным кредитам и кредитам малому бизнесу. Это мера явно является демпфирующей при одновременном ужесточении требований к портфелям.

Доходность суверенных евробондов к позапрошлой неделе в среднем снизилась на 0,22 пп.

Рынок долга взволнован судьбой Трансаэро


Ближайшие размещения на рынке корпоративного и муниципального долга приведены в таблице ниже.

Рынок долга взволнован судьбой Трансаэро

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter