FOREX: жизнь после закона » Элитный трейдер
Элитный трейдер


FOREX: жизнь после закона

9 мая 2016 РЦБ.РФ | Архив
Несмотря на принятие в 2014 г. поправок в Закон «О рынке цен- ных бумаг», легализующих деятельность форекс-дилеров в России, споры о регу- ляторных требованиях к сегменту оказания форекс-услуг не прекращаются. Одно из последних предложений Центробанка РФ — ввести институт квалифицирован- ного инвестора для форекса, что должно оградить наименее подготовленных граждан от неоправданных денежных потерь. О том, что изменилось в работе форекса после утверждения новых правил регулирования рынка, и пойдет речь в данной статье.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА РЫНКЕ ФОРЕКС-УСЛУГ В РОССИИ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ НОВЫХ ПРАВИЛ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФОРЕКСА?

России и стать членом саморегулируемой организации форекс-дилеров. Новые правила регулирования долж- ны были вступить в силу с начала 2016 г. Однако на практике все оказалось не так просто. Принятый закон был откровенно сырым и содержал массу коллизий. Так, оказалось невозможным с на- чала года оказывать форекс-услуги по российскому законодательству попросту из-за отсутствия действующей в соответ- ствии с правовыми нормами СРО. Весьма показательна история ООО «ФИНАМ ФОРЕКС» (лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осу- ществление деятельности форекс-диле- ра № 045-13961-020000 от 14 декабря 2015 г.) — первой зарегистрированной в России форекс-компании. Компания, несмотря на получение лицензии от Цен- тробанка РФ, так и не смогла начать ра- боту, поскольку согласно ч. 2 ст. 4.1 Фе- дерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» фо- рекс-дилер вправе вести свою деятель- ность только после вступления в саморе- гулируемую организацию форекс-диле- ров. «Ввиду отсутствия саморегулируемой организации форекс-дилеров, а также в связи с отсутствием разъяснений и ре- комендаций со стороны государственных органов о порядке осуществления дея- тельности форекс-дилеров в условиях не- возможности вступления в саморегулиру- емую организацию форекс-дилеров ООО ”ФИНАМ ФОРЕКС” не вправе осуществлять свою деятельность»3. Также оказалось трудновыполнимым и требование Закона о РЦБ о необходи- мости вести отдельные номинальные счета форекс-дилеров в российских банках для хранения и учета средств клиентов. Все это привело к тому, что по факту полноценное применение нового порядка регулирования форекса было отложено до конца 2016 г., а в деятельности самих организаторов форекса мало что изме- нилось — как работали специализирован- ные форекс-компании через офшоры, так и продолжают работать. По оценкам, объ- емы вносимых средств клиентов несколь- ко сократились в 2015 г. из-за экономи- ческого спада и сопутствующего сниже- ния доходов, но не радикально. И все-таки принятый закон оказал влияние на два аспекта рынка форекс- услуг. Во-первых, он видоизменил рекламу форекса. Пункт 14 ст. 28 ФЗ «О рекламе» гласит: «Если оказание банковских, стра- ховых и иных финансовых услуг или осу- ществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации, либо вклю- ченными в соответствующий реестр, или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, то ре- клама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лица- ми, не соответствующими таким требова- ниям, не допускается». В этой связи ряд форекс-компаний перешли от рекламы форекс-услуг к рекламе обучающих кур- сов на форексе (что не запрещено зако- ном)4 либо продолжили рекламировать сами компании, лишь незначительно под- правив текст, а некоторые продолжают размещать рекламные объявления, нару- шая (обходя) некоторые требования ФЗ «О рекламе»5. Во-вторых, пострадавшим на рынке форекс-услуг оказался, как это ни стран- но, сегмент классического банковского форекса, под которым понимается взаи- модействие клиента непосредственно с банком, имеющим российскую реги- страцию. В России к подобным структу- рам, предоставлявшим услуги классиче- ского форекса, можно было до недавне- го времени отнести АО «Нефтепромбанк» и ВТБ24 (ПАО). АО «Нефтепромбанк» с 1 января 2016 г. перестал оказывать услуги, которые признаются деятельно- стью форекс-дилера, и перевел операции в компанию NPBFX, зарегистрированную в Белизе. ВТБ 24 (ПАО) анонсировал соз- дание специализированной форекс-ком- пании в соответствии с российскими за- конами, но пока продолжает совершать прежние операции на «международном валютном рынке», убрав слово «форекс». Этому способствовало наличие в п. 4 ст. 4.1 Закона о РЦБ следующего требо- вания: «Деятельность форекс-дилера по заключению указанных в пункте 1 на- стоящей статьи договоров является ис- ключительной. Форекс-дилер не вправе совмещать свою деятельность с иной про- фессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с другой деятель- ностью». Таким образом, можно констатиро- вать, что на данном этапе принятый За- кон № 460-ФЗ пока мало отразился на российском рынке форекс-услуг. Компа- нии замерли в ожидании и активно мони- торят ситуацию с регулированием, пред- почитая оказывать услуги через офшоры. Требования российского законодатель- ства в некоторых случаях игнорируются или изыскиваются лазейки для их обхода. И как парадоксальный итог — офшориза- ция форекс-услуг некоторых российских кредитных организаций, которые до этого предоставляли услуги, имея российскую регистрацию.

На самом деле рынок форекс-услуг является сегментом не финансового рынка (как считают законодатели), а сектора азартных игр


АТАКА ЦЕНТРОБАНКА РФ НА ФОРЕКС

Центробанк РФ (в лице первого за- местителя председателя Банка России С. А. Швецова) также обозначил свои претензии к принятому закону, изложен- ные в Письме Центробанка РФ от 25 но- ября 2015 г. № 06-51/10063, направ- ленном председателю Комитета Государ- ственной думы по финансовому рынку Н. Н. Гончару. Банк России считает важным внести в действующее законодательство, регули- рующее деятельность форекс-дилеров, три изменения: 1. Банк России хочет получить право устанавливать дифференцированные со- отношения размера обеспечения, кото- рое клиенты предоставляют форекс-диле- ру, и размера их обязательств. 2. Банк России намерен запретить форекс-дилерам заключать сделки с кли- ентами, не являющимися квалифициро- ванными инвесторами. 3. Центробанк РФ предлагает обязать иностранных форекс-дилеров соблюдать законодательство РФ, регулирующее пре- доставление услуг форекс, в случае если клиент иностранного дилера использует IP-адрес, зарегистрированный на терри- тории РФ. Из перечисленных мер третья выгля- дит сложно реализуемой, так как пока не- понятно, как иначе воздействовать на тех иностранных дилеров, которые зареги- стрированы в других правовых юрисдик- циях, кроме блокировки сайтов подобных компаний в РФ. Однако данные предложения Центро- банка РФ (особенно в отношении квалифи- цированных инвесторов) уже подверглись жесткой критике со стороны «околофорекс- ных» экспертов. Причина недовольства лоббистских групп понятна — инициативы Центробанка РФ существенно сужают кли- ентскую базу форекс-компаний, отсекая от нее наименее опытных и неподготовленных клиентов, которых, по нашим оценкам, большинство. Тем самым существенно сни- жается потенциальный заработок органи- заторов форекса. Выступая в Госдуме 14 апреля, С. Шве- цов уточнил, что регулятор не будет защи- щать богатых граждан от форекс-дилеров, а бедных и неквалифицированных огра- ничит в доступе на этот рынок. Всех инве- сторов в ЦБ РФ планируют поделить на три категории — профессиональных, ква- лифицированных и неквалифицирован- ных. Как заявил С. Швецов, окончатель- ные критерии разделения инвесторов на группы пока не установлены. «Пока то предложение, которое мы сформулируем, по классификации будет зависеть от двух критериев: от опыта и знаний — это пер- вый критерий — и от материального по- ложения», — сказал он. «Окончательно определиться с набором критериев для инвесторов ЦБ планирует к маю, чтобы обсудить с рынком»6. Конечно, введение института квали- фицированного инвестора не является панацеей от потерь денег игроками. По опыту фондового рынка известно, что брокеры знают способ помочь клиентам легко получить необходимый им статус квалифицированного инвестора. Опять же форекс-компании могут и дальше оказывать услуги через офшоры тем, кто не подпадает под требования Центро- банка РФ. В целом стратегия Центрального бан- ка РФ сводится к ужесточению требова- ний к форекс-дилерам, что не будет спо- собствовать переводу операций из офшо- ров в Россию.

Раньше форекс-деятельность была нерегу- лируемой, то теперь государство задает некие рамки для предоставления форекс- услуг, приравнивая форекс-организации к другим участникам рынка ценных бумаг и вводя законодательное понятие деятель- ности форекс-дилера


ПОГОНЯ ЗА ЗАЙЦАМИ

Говоря о фундаментальных пробле- мах регулирования форекса в России, следует напомнить о неверной иденти- фикации рынка форекс-услуг со сторо- ны российского законодателя. На са- мом деле рынок форекс-услуг являет- ся сегментом не финансового рынка (как считают законодатели), а сектора азартных игр. Из этого и вытекают все прочие проблемы. Попытки использо- вать классические для финансового рынка стандарты регулирования дея- тельности форекс-дилеров будут тщет- ными. Установлением высоких стандар- тов Центробанк РФ пытается очистить рынок от массы небольших компаний. Однако все это бессмысленно и в ко- нечном счете будет сведено к тому, что Центробанк РФ (при помощи Роском- надзора РФ) начнет блокировать сайты офшорных компаний или сайты компа- ний из сопредельных государств (на- пример, из Белоруссии, где более льготные условия функционирования форекс-компаний). Те, в свою очередь, будут обходить ограничения, и в этом будет заключаться главная интрига фо- рекс-регулирования в будущем. Мы предлагаем принципиально иной подход к регулированию форекса. Первое — необходимо полностью от- менить внесенные поправки в Федераль- ный закон «О рынке ценных бумаг», лега- лизующие предоставление форекс-услуг в России. Второе — следует легализовать фо- рекс через законодательство об азартных играх, установив определенные правила подобной игры. Это позволит извлечь все преимущества госрегулирования, такие как уплата налогов, отсеивание крими- нальных структур и т. д. И в то же время легализация через законодательство об азартных играх не создаст условия для дезориентации граждан. Если лицо, до- стигшее совершеннолетия (или более старшего возраста), хочет делать ставки на курсы валют (как на спортивных со- ревнованиях), то такая легальная воз- можность у него будет. Но в случае неот- вратимого проигрыша у данного лица не будет возможности во всем обвинить Центробанк РФ, который недосмотрел за финансовым рынком. Лучшая защита игрока/трейдера в случае с форексом — неучастие в бесперспективной для него на более или менее продолжительном временном интервале азартной игре. Рынок форекс-услуг невозможно ис- править за счет хорошего финансового госрегулирования, прежде всего необхо- димо общее понимание особенностей рынка потенциальными игроками. А для этого нужна правильная законодательная идентификация форекса.

Рынок форекс-услуг невозможно испра- вить за счет хорошего финансового госре- гулирования, прежде всего необходимо общее понимание особенностей рынка потенциальными игроками

http://www.rcb.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter