Нефтяные "войны": Скрытая угроза » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нефтяные "войны": Скрытая угроза

15 ноября 2016 Живой журнал | Oil
Небольшой апдейт по ситуации с экспортом нефти в Ливии, а также по изменению баланса на глобальном нефтяном рынке.

После взятия 11-12 сентября нефтеотгрузочных терминалов под контроль силами Ливийской национальной армии политическая ситуация оставалась в меру спокойной.

Уже через 10 дней из порта Рас-Лануф ушел первый танкер с нефтью. До этого порт был закрыт с декабря 2014.

«Охрана нефтяных производств», уступив терминалы армии, в основном прекратила сопротивление и на других объектах. Сейчас понятно, что многие нефтедобывающие площадки также перешли в руки Ливийской национальной армии. Практически сразу началась работа по возобновлению добычи на данных объектах.

И работа эта продвигается очень быстро. Так, 18 октября была запущена добыча на крупном месторождении аль-Ваха. До революции здесь добывалось 330 тыс. б/д, но в данный момент уровень добычи не превышает 65 тыс. б/д. Очевидно, что потенциал роста здесь остается, и в скором времени добыча будет увеличена.

Нефтяные "войны": Скрытая угроза

Карта нефтегазовых месторождений Ливии

10 ноября было запущено месторождение аль-Тифель, простаивавшее аж с 2011 года. Пока уровень добычи здесь – лишь 2 тыс. б/д, но в ближайшие дни планируется довести его до расчетных 70 тыс. б/д.

Вводится в строй и экспортная инфраструктура. Так, на этой неделе должна произойти первая отгрузка из порта эс-Сидр. Именно сюда поступает нефть аль-Вахи.

Такая активность уже привела к значительному росту экспорта нефти. По данным ClipperData, в октябре его объем увеличился на 232 тыс. б/д. Таким образом, мои прогнозы по медленному восстановлению ливийского экспорта оказались слишком пессимистичными.

Нефтяные "войны": Скрытая угроза


Представитель ливийской Государственной Нефтяной Корпорации заявил на прошлой неделе, что страна уже добывает 660 тыс. б/д. В планах Корпорации – достижение уровня 900 тыс. б/д к концу 2016. Сейчас этот уровень уже не выглядит чем-то несбыточным – хотя это оптимистичные ожидания. Тем не менее, уровень >800 тыс. б/д является вполне реальным для второй половины декабря.

Более далекие планы Корпорации – достичь отметки 1,5 млн. б/д – вызывают больше скепсиса. Даже в условиях политической стабилизации такой рост требует значительных инвестиций и временных затрат. Но политической стабилизации не видно даже на горизонте – стороны находятся в тупике, и единственным обнадеживающим признаком здесь видится нежелание обеими сторонами военной эскалации. Добавим сюда фактор террористической активности, который еще долго будет мешать ливийской нефтедобыче.

Более вероятно – при благоприятных условиях – достижение уровня добычи 1,1 млн. б/д где-то в 2017 году. Это будет означать рост добычи примерно на 800 тыс. б/д за 6-12 месяцев (из них ок. 300 тыс. б/д уже достигнуто).

Глядя на стремительные и успешные действия главы Государственной Нефтяной Корпорации М. Саналлы, мы вправе задаться вопросом: куда же он так торопится? Да, финансы Ливии находятся в плачевном состоянии, и дорог каждый полученный нефтедоллар. Но здесь может быть еще один нюанс.

30 ноября в Вене проходит очередной саммит стран ОПЕК. Повестка дня уже который раз остается всё той же: «заморозка» уровня добычи нефти. И вокруг этой повестки продолжают нагнетаться страсти. Представители Саудовской Аравии, России, Алжира и прочих стран проводят «вербальные интервенции». За кулисами не прекращается нешуточная борьба за размер квот и порядок их установления.

Ситуация совершенно сюрреалистическая: параллельно «вербальным интервенциям» о необходимости «заморозки», все, кто в состоянии нарастить добычу, эту добычу лихорадочно увеличивают. И Ливия, перейдя буквально недавно в категорию «в состоянии», занимается тем же самым.

Политический вес Ливии, расколотой на две части гражданским противостоянием, в картеле близок к нулю. Ее единственный козырь в вопросах квоты – это ее текущий уровень добычи. И, хотя вероятность «заморозки» на ближайшем заседании ОПЕК пока низкая, изменение ситуации может подтолкнуть картель к более решительным действиям. Тогда-то ливийский «козырь» и сыграет. Саналле выгодно еще и завышать реальные объемы добычи.

Теперь подробнее про изменение ситуации. Еще в июле аналитики с видимым облегчением заявляли, что баланс спроса и предложения на рынке нефти неожиданно улучшился. Казалось бы, еще немного времени – и спрос наконец догонит оторвавшееся предложение.

Время прошло, но вместо улучшения мы видим только усиление дисбаланса. Причем достаточно масштабное. Выше я уже дал свою оценку «оптимистичному» сценарию для Ливии. Надо понимать, что рост предложения на 700-800 тыс. б/д за такой непродолжительный период – это очень серьезная величина, которую нынешний рынок просто не в состоянии переварить.

Для сравнения, американскую "сланцевую" нефть называют "регулятором" рынка за способность быстро реагировать на изменения цены и балансировать предложение. Однако, по моим расчетам, при росте цены до $65/баррель США за 9 месяцев могут добавить только 500 тыс. б/д.

Но если бы дело было только в Ливии... Другие страны, как я уже сказал, тоже ведут войну за нефтяной рынок. Нигерия нарастила добычу с августа на 200 тыс. б/д. Саудовская Аравия в связи с внутренними потребностями традиционно увеличивает добычу летом. Но этой осенью она решила ее не опускать. В итоге сейчас она добывает на 400 тыс. б/д больше, чем в 1 квартале этого года.

Другая энергетическая сверхдержава - Россия - не отстает от коллег из ОПЕК. В октябре наши нефтяники установили новый рекорд - 11,2 млн. барр/д. Это на 340 тыс. б/д больше, чем в июле. Ирак - почти 200 тыс. б/д роста за 2 месяца. Иран - еще +50 тыс. б/д. Мало того, к "войнам" подключилась даже Бразилия. В 3 квартале она увеличила предложение на 170 тыс. б/д.

В итоге за пару месяцев предложение этих стран увеличилось больше, чем на 1 млн. б/д. И примерно на столько же увеличился дисбаланс - при том, что и до увеличения ситуация была неважнецкой.

Вот такая скрытая угроза со стороны предложения. Скрытая потому, что она еще не до конца нашла своё отражение в ценах. Дисбаланс такого масштаба может повлечь за собой гораздо более крутое пике по сравнению с тем, что мы видим сейчас.

И поводы для этого найдутся. Один из ближайших - как раз та самая встреча ОПЕК. От которой сложно ожидать какого-то положительного эффекта.

Но могут появиться и гораздо более серьезные поводы. Такие, которые сами являются серьезнейшей "скрытой угрозой". Речь о новоизбранном президенте США.

Дональд Трамп в предвыборных дебатах позиционировал себя как сторонника изоляционистской экономической политики. И если он продолжит свою риторику, а затем подкрепит ее делами - рынок нефти не ждет ничего хорошего.

Дело в том, что международная торговля являлась важнейшим драйвером роста развивающихся стран. Если "выключить" из глобального рынка одного из крупнейших потребителей - США - это станет очень чувствительным ударом. Достаточно посмотреть на Китай, который считается "колоссом на глиняных ногах". Даже незначительных протекционистских шагов будет достаточно, чтобы поднять панику, с которой справиться будет очень трудно.

Проблема усугубляется тем, что именно развивающиеся страны ответственны за весь мировой рост спроса на нефть. Упадут темпы роста этих экономик - упадет и рост спроса на нефть. И этот негативный фактор будет действовать очень долго.

Похоже, встреча Нового года обвалом на рынке нефти может стать традицией...

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter