IPO как стратегия максимального увеличения стоимости компании » Элитный трейдер
Элитный трейдер


IPO как стратегия максимального увеличения стоимости компании

Лариса Макеева, Finam.ru
18 сентября 2007
Стремление привлечь инвестиционный капитал и повысить эффективность корпоративного управления заставляет компании из России и СНГ все более активно прибегать к публичному размещению ценных бумаг. IPO включает в себя размещение акций на как на местных фондовых рынках, так и на мировых торговых площадках. Наиболее популярным местом проведения последних стали фондовые биржи Лондона, США, Гонконга и Сингапура. Стремясь соответствовать разнообразным потребностям и уровням развития компаний, биржи разрабатывают и предлагают различные форматы проведения размещений.

В последнее время IPO перестали быть прерогативой развитых стран. "Происходит смещение баланса в сторону растущих рынков. Для многих крупных инвесторов капиталовложения в Россию, Индию и Китай являются неотъемлемой частью глобальной стратегии развития. Растет интерес и к другим развивающимся рынкам – в частности, компаниям из Польши, Казахстана, Бразилии, Израиля, Малайзии, Южной Кореи", - замечает Елена Лебедева, старший юрист, консультант по вопросам права и налогооблажения "DLA Piper".

По прогнозам экспертов, в 2007 году объем средств, привлеченных российскими компаниями посредством IPO, вдвое, а то и втрое, превысит результаты 2006 года.

За первое полугодие российские компании уже привлекли половину ожидаемого объема - $ 22 млрд. 70,5% из этой суммы ($15,4 млрд) привлечено за счет зарубежного листинга. На долю российского листинга приходится около $5 млрд (29,5%). Ярчайшим примером крупнейшего IPO в мире в I-ом полугодии 2007г. стал Внешторгбанк. Из $ 8 млрд привлеченных средств, $1,5 млрд поступило от приблизительно 130 000 физических лиц.

На сегодняшний день российский рынок достаточно сильно диверсифицирован. Публичными становятся целые отрасли: это, прежде всего, пионер IPO – потребительский сектор, а также металлургия и недвижимость. "Нужно отметить, что тенденции для выхода компаний из одной отрасли на IPO могут быть достаточно разными. На первых порах компании страдали от недостатка информации у инвесторов, из-за чего приходилось проводить специальные образовательные программы, объясняя специфику отрасли и возможные перспективы дальнейшего развития. С другой стороны, все последующие компании из этой отрасли должны были как-то себя дефинициировать от уже привычных компаний, имеющихся на рынке", - говорит Елена Хисамова, Вице-президент "Deutsche Bank Russia".

По оценкам специалистов, еще около 200 компаний потенциально готовы выйти на рынок IPO. Хотя, как отмечает Александр Клочков, руководитель Группы рынков капитала в России и СНГ "DLA Piper". 20-30 российских эмитентов в год - "еще не цифра. В Соединенных Штатах в конце 90-х гг. этот показатель достигал порядка 600 компаний". Основное количество готовящихся размещений аналитики ожидают именно осенью. Лето - не лучший сезон для IPO, поскольку очень высок риск нестабильности на рынке. А ближе к зиме значительную долю риска будет вносить предвыборный фактор.

"С начала 2006 года, - отмечает г-жа Хисамова, - мы наблюдаем уже третий мировой кризис. Тем не менее, по глубине и по степени возможного влияния на глобальную экономику текущий кризис, в центре которого фондовый рынок находится в данный момент, является более глубоким. Кризис привел к значительным убыткам инвестфондов США и Зап. Европы. Исторически российский рынок очень болезненно реагировал на подобного рода события. В настоящее время он демонстрирует достаточно неплохую устойчивость". Причин тому несколько: меньший объем заимствованных средств в российской экономике и маленькая доля компаний финансового сектора в ней; высокие темпы роста ВВП; высокие цены на нефть, низкий уровень безработности. В совокупности все это позволяет аналитикам достаточно оптимистично смотреть на отечественный фондовый рынок в среднесрочной перспективе.

Основная задача, преследуемая в процессе подготовки к IPO - максимальное увеличение стоимости компании. "Прежде, чем готовить IPO, мы смотрим на структуру компании, ее аффелированность и выявляем все налоговые риски, что у нас есть", - рассказывает об этапах подготовки к размещению Елена Лебедева. После IPO структура компании должна быть готова к приобретениям и поглощениям.

Что же касается выбора подходящей фондовой биржи для размещения, то компании должны учитывать различные факторы, в том числе: ликвидность рынка; стоимость капитала; географическое положение; отраслевую структуру рынка; затраты на соблюдение нормативно-законодательных требований; требования к корпоративному управлению; местонахождение ключевых инвесторов; временные рамки для IPO; вопрос престижа и мирового признания.

Первичные размещения акций сосуществуют с другими формами финансирования, либо конкурируя с ними, либо их дополняя. В последнее время многие компании одновременно рассматривают различные методы финансирования: готовятся к IPO, к привлечению стратегических инвесторов или венчурного капитала.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter