О главном секрете Биг-Мака и роковой ошибке либералов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


О главном секрете Биг-Мака и роковой ошибке либералов

4 июня 2017 Живой журнал | Big Mac Index Нальгин Андрей
Если бы вы знали, сколько переплачиваете за самый обычный гамбургер, он встал бы у вас поперёк горла... Или нет?

Реальная структура себестоимости продукции – один из главных секретов, ревностно охраняемых от конкурентов. Сохранение его в тайне позволяет избегать разорительных для бизнеса ценовых войн, да и фискальным органам знать истинный, а не указываемый в налоговой отчётности размер издержек совсем не обязательно.

Тем не менее, в наш информационно насыщенный век всё тайное становится явным. И вот что там у макдональдсов.

В среднем по отрасли расходы на ингредиенты гамбургера выглядят так.

О главном секрете Биг-Мака и роковой ошибке либералов


Иначе говоря, основные товарные компоненты составляют едва ли 20% отпускной цены. Ещё столько же можно накинуть на производственные расходы и зарплату персонала, включая налоги. В общем, рентабельность выходит более 100%.

С картинкой выше, кстати, связана одна проблема. Наверное, всякий наслышан про Индекс Биг-Мака – неофициальный способ определения паритета покупательной способности валют. Теоретически, стандартный гамбургер представляет собой универсальную корзину товаров, причём более-менее репрезентативно выступающее слепком реального сектора конкретной экономики.

На практике же в Индексе Биг-Мака на 80% сравниваются неторгуемые товары (аренда, коммуналка и т.п.), а также маркетинг и прибыль. То есть точность его как измерителя ППС, рассчитываемого именно по товарной корзине, весьма сомнительна. Хотя как учебный пример – вполне годно.

Однако это не единственная и не главная проблема современной экономической теории.

Хорошо известно, что высокая рентабельность – а у гамбургеров она, напомним, порядка 100% – привлекает в бизнес новых конкурентов. За счёт этого предложение на рынке возрастает, спрос насыщается, цены начинают снижаться.

Но в мире гамбургеров происходило вот что.



Количество ресторанов только в одном крупном городе за 10 лет выросло вчетверо. Сверх того, трафик упал примерно на 10%. А вот средний чек... вырос примерно на 25%.

Усиление конкуренции не привело к снижению цен, а напротив, стало одном из факторов их роста.

Это сильный удар по либеральным экономическим воззрениям, унаследованным от Е.Т.Гайдара.

Но ларчик тут открывается просто. Возросшая конкуренция вынуждает изготовителей гамбургеров искать что-то интересное клиентам. В ассортимент включаются экзотические виды продукции, например, биг-маки с трюфелями или с салатом руккола вместо обычного. Естественно, они стоят дороже. И сверх того клиентам предлагаются какие-нибудь дополнительные соусы, также увеличивающие конечный чек. Реклама на точке и скрипт продавца – работают!

То есть, маркетологи, которые с молоком матери впитывают постулат о пагубности снижения цен для бизнеса, с лихвой отрабатывают свои гонорары и гамбургеры. А вот почему у них всё получается – вопрос к потребителям, наверное.

Лично вас что побудило бы переплатить за товар?

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter