Можно ли улучшить правовой режим для экономики, ничего в нём не меняя? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Можно ли улучшить правовой режим для экономики, ничего в нём не меняя?

4 ноября 2017 Живой журнал Журавлев Сергей

1. Говоря формально - позиция РФ в недавно опубликованном рейтинге легкости ведения бизнеса (DB 2018) выросла до 35, поднявшись на 5 пунктов против опубликованной год назад. Произошло это за счет заметного улучшения показателей в областях «Подключение к системе электроснабжения» (на 20 позиций вверх с 30 на 10 среди 190 стран, вошедших в «листинг» Мирового банка), «Получение кредитов» (15 ступенек вверх, с 44 на 29 место), и резкого взлета в разделе «Международная торговля» (со 140 на 100-ую позицию).

Казалось бы, налицо успех, хотя обозначенная в свое время МЭР дорожная карта – 40 место в рейтинге на 2017г., и 30-е – на 2018-ый, всё же не реализована. Тем не менее, «взлёт» в указанных 3-х позициях выглядит всё же довольно загадочным, поскольку каких-либо регулятивных послаблений в данных областях за минувший год отмечено не было. Из остальных 7 областей жизненного цикла предприятий, участвующих в рейтинге, в 2-х изменений практически нет, а в 5 и вовсе минус. Отгадка состоит в том, что Всемирный банк просто резко скорректировал данные за предыдущий год, сократив свои оценки сроков и стоимости процедур подключения к сетям и оформления разрешений на экспортно-импортные операции и прохождения контроля от 25 до 60%.

Мораль состоит в том, что какой-либо ретроспективы оценок позиций стран по удобству их правовых режимов для ведения экономической деятельности просто нет. Установить факт прогресса или регресса не получается. Какое-то представление об этом, возможно, всё же дает публикуемая ретроспектива (с 2004г.) показателей (не пересчитанных) удаления стран от передовых рубежей (ПР), принимаемых за 100% для стран с наилучшими практиками в соответствующих областях. Эволюцию правового режима в РФ после 2014г. (или, если быть совсем корректным, его оценок составителями рейтинга Doing Business), если исключить улучшения в подключении к сетям и доступности кредитования в последние годы, скорее всего, возникшие просто в результате уточнения методик, можно в целом определить, как стагнацию.

Можно ли улучшить правовой режим для экономики, ничего в нём не меняя?


2. Несколько пояснительных слов, с которых, возможно, стоило бы начать. Исследование DB фокусируется на малых и средних предприятиях (МСБ), в одном или нескольких экономических центров в 190 государствах. Применительно к России – с 2004г. по некоторым, а с 2010г. по всем 10 разделам, исследуется деловой климат Москвы, как наиболее населённого и экономически активного города. С 2014г. исследование ведется также в Санкт-Петербурге, итоговые показатели для РФ формируются как взвешенные по числу жителей 2 этих городов.

Рассматривается лишь официальный сектор экономики, без учёта проблем неформального (теневого) сектора, по некоторым оценкам составляющего в РФ до 40% официального ВВП, что примерно соответствует оценкам размеров теневой экономики с среднем по СНГ. Такие аспекты, как коррупция, уровень квалификации рабочей силы, близость экономики к крупным рынкам, качество услуг инфраструктуры (кроме тех, которые касаются ведения международной торговли и получения электроэнергии), защита собственности от краж и грабежей, прозрачность государственных закупок, макроэкономические условия, и т.п., этим рейтингом не затрагиваются.

Рейтинг ограничивается, главным образом, сложностями ведения бизнеса, создаваемыми взаимоотношениями предпринимателя с государством (налогообложение, юридические проблемы) и регулируемыми государством хозяйствующими субъектами (инфраструктурой, банковской сферой и т.п.). Но и в этой сфере рейтинг исследует не все аспекты ведения бизнеса, например, не учитывает сферу лицензирования. «Ведение бизнеса» проводит анализ правовых норм, применяемых в отношении частных предприятий по 11 областям их жизненного цикла. В докладах на 2017 и 2018 гг. 10 из этих областей были включены в совокупный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса. В их число входят: «Создание предприятий», «Получение разрешений на строительство», «Подключение к системе электроснабжения», «Регистрация собственности», «Получение кредитов», «Защита миноритарных инвесторов», «Налогообложение», «Международная торговля», «Обеспечение исполнения контрактов», «Разрешение неплатежеспособности». «Ведение бизнеса - 2017» также измеряло «Регулирование рынка труда», показатель, который в том году не входил в рейтинг.

3. Несмотря на отсутствие значимого прогресса в правовом режиме для бизнеса в последние 5 лет, РФ сохраняет тут одну из лучших позиций в СНГ, уступая в рейтинге DB лишь Грузии, и разделяя примерно одинаковые места с Казахстаном и Беларусью. Остальные страны СНГ, включая быстро прогрессирующие в последнюю пару лет в правовом отношении Украину и Узбекистан, более или менее заметно отстают от этой 4-ки.

Позиции России в рейтинге ЛВБ превосходят средние по странам СНГ почти по всем 10 критериям, учитываем в рейтинге, исключая лишь режим для международной торговли, который, как и условия получений на строительство, в России остается одним из худших в мире вообще. В отсутствие какие-либо регуляторных реформ в этих сферах, РФ остается на 115 месте в части забюрократизированности получений разрешений на строительство, со средним сроками около 240 дней и 15 разрешительными процедурами. В части внешнеторговой деятельности, хотя составители рейтинга и улучшили позицию РФ до 100-й, длительность оформления документов и прохождения таможенного и пограничного контроля, а также их стоимость всё еще существенно превышают соответствующие показатели более открытых экономик.

Среди остальных существенных показателей можно отметить «налогообложение», общий рейтинг РФ по которому довольно приличный (52 место в мире), однако достигнут он скорее за счет прогресса в технологии обработки документов и умеренного количества налоговых выплат (7). Общая налоговая нагрузка – весьма высока (по оценке DB – 47,5% прибыли), а время возврата НДС – велико (порядка 20 недель). Возможно, это является причиной, что РФ, занимая относительно высокое место в мире по качеству правового регулирования бизнеса, имеет, по оценкам, непропорционально большой размер «теневой экономики».



/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter