Как поведет себя цена золота во время следующего экономического кризиса? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как поведет себя цена золота во время следующего экономического кризиса?

14 марта 2018 Gold (XAU/USD) | Архив
Экономистам и широкой общественности хорошо известно, что драгоценные металлы, в том числе золото, как правило, рассматриваются как объект инвестиций во времена фискальной неопределенности. И для этого есть веская причина. Драгоценные металлы имеют фундаментальные качества, обеспечивающие их стабильную стоимость. Эти качества включают присущую драгоценным металлам редкость (а не искусственно спроектированную редкость, которая, например, ассоциируется с криптовалютами), осязаемость (вы можете держать золото в руке, и его относительно трудно уничтожить по неосторожности), кроме того драгоценными металлами легко торговать. Если вы не пытаетесь совершать сделки с иностранным партнером, и эти сделки не исчисляются миллиардами долларов, то драгоценные металлы являются самой универсальной, осязаемой торговой платформой из всех ныне существующих.

Есть некоторые ограничения, связанные с драгоценными металлами, но наиболее распространенная критика золота в большинстве случаев некорректна. Например, рассмотрим аргумент о том, что ограниченное количество золота и серебра зажимает ликвидность и создает среду, в которой почти никто не имеет валюту для торговли, потому что мало у кого есть драгоценные металлы. Это наивное убеждение основано на логической ошибке.

Обеспеченные золотом валюты существовали веками. Проблемы с ликвидностью возникали не часто, и когда они все же случались, они быстро исчезали. Фактически, последний крупный кризис ликвидности произошел в 1914 году, то есть в том же году, когда начал свою работу Федеральный Резерв, и когда началась Первая Мировая война. Этот кризис, как и всегда, был практически запущен центральными банками всего мира. Бенджамин Стронг, в тот момент глава Нью-Йоркского Феда и агент синдиката JP Morgan, вмешался в нормальное течение потоков золота в США и таким образом саботировал естественные функции золотого стандарта.

Центральные банки Германии, Франции и Англии также приложили свои усилия, чтобы нарушить движение потоков валюты и золота и вызвать глобальную панику. Эта срежиссированная паника, по-видимому, случилась в результате тесного сотрудничества между центральными банками. Звучит знакомо?

Тем, кому интересны события, имевшие место в период кризиса ликвидности 1914 года, следует прочитать книгу Ахамеда Лиаквата “Повелители финансов: Банкиры, перевернувшие мир”.

Когда золото и валюта связаны друг с другом, цена золота, как правило, остается довольно стабильной, поскольку этот драгоценный металл составляет основу богатства национальной казны. В 1914 году цена на золото составляла $20 долл. за унцию, и такой она была в течение многих предшествующих десятилетий. Чтобы понять, каковы были цены в то время, скажем, что в 1914 году среднестатистический дом стоил $3500, или 175 унций золота.

Но что происходит, когда золото и национальные валюты теряют связь друг с другом? Взгляните на гиперинфляционный кризис в Веймарской Германии. Цена унции золота взлетела в течение пяти лет со 170 марок до 87 трлн. марок! В тот же пятилетний период стоимость золота в Германии росла в два раза быстрее инфляции, и этот факт указывает на то, что золото не только сохранило богатство человека, который владел им в условиях девальвации, но и сделало этого человека еще богаче.

Это очень важный факт. Общепринятый аргумент против золота таков: металл на самом деле не является инвестицией, создающей богатство, и он просто защищает вашу покупательную способность. Как показывает кризис Веймарской Германии, это не всегда так. В некоторых случаях, как правило во время экономической катастрофы, драгоценные металлы могут фактически генерировать богатство, увеличивая свою изначальную стоимость.

Возникает вопрос о вмешательстве государства в рынки золота во время кризиса. Когда в США началась Великая Депрессия, инвесторы агрессивно повернулись в сторону золота и серебра, чтобы с помощью этих драгоценных металлов компенсировать критическое снижение стоимости большинства других активов. Предприняв очень спорный шаг, в 1933 году президент Рузвельт запретил частную собственность на золото в слитках и установил цену на него на отметке $35 за унцию.

Кейнсианские экономисты, такие как Бен Бернанке, часто заявляют, что золотой стандарт стал причиной, почему процентные ставки должны были быть повышены во время эскалации депрессии, в результате чего экономика оказалась в еще более жестком кризисе. Но эти утверждения верны лишь наполовину. Подъем ставок действительно вызвал более масштабный и более продолжительный кризис, но все это не имело никакого отношения к золотому стандарту.

Очевидно, что в 2008 году ни в США, ни в большинстве других стран мира не было никакого золотого стандарта, тем не менее мы пережили крах на кредитных и фондовых рынках очень похожий на тот, который случился перед Великой Депрессией. Кроме того, сейчас также нет никакого золотого стандарта, вынуждающего Федеральный Резерв повышать процентные ставки, но он делает это, несмотря на сигналы индикаторов, предвещающие реальной экономике непростые времена в будущем.

Станет ли эта политика центробанка причиной еще более серьезной экономической катастрофы, чем кризис 30-х годов прошлого века – неизвестно, но Джером Пауэлл, новый председатель Федрезерва, в 2012 году предупредил, что именно это и может произойти. Джером Пауэлл недвусмысленно заявил, что повышение ставок продолжится и в 2018 году.

Центральные банки — это те институты, которые несут вину за Великую Депрессию, и золотой стандарт был абсолютно ни при чем, учитывая тот факт, что центральные банки на самом деле НЕ следовали правилам подлинного классического золотого стандарта на международном уровне, а вместо этого они пытались создать глобальную систему, основанную на корзине, включавшей наряду с золотом и несколько валют, которую они называли “золото-обменным стандартом”.

Добавьте к этому совершенно ненужные повышения процентных ставок, поскольку дефляция — это удар по ценам активов, и вы получите идеальный рецепт для экономического бедствия. Даже Бен Бернанке в речи, произнесенной в 2002 году в честь Милтона Фридмана, открыто признал, что Федрезерв был основным виновником продолжительной экономической резни во время Великой Депрессии:

“Короче говоря, согласно Фридману и Шварцу, из-за институциональных изменений и ошибочной доктрины, банковские паники во время Великого Сокращения были гораздо более серьезны и более широко распространены, чем это обычно происходило во время экономических спадов.

Позвольте мне закончить свое выступление, злоупотребив своим статусом официального представителя Федрезерва. Я хотел бы сказать Милтону и Анне о том, что касается Великой депрессии. Вы правы, мы это сделали. Но благодаря вам мы не сделаем этого снова”.

Запрет золота имел смешанные последствия. Очевидно, этот запрет не остановил грузовой состав Великой Депрессии. На самом деле он, вероятно, усугубил трудности в сфере торговли и в сбережениях. В стране возник черный рынок, и драгоценные металлы по-прежнему продолжили пользоваться большим спросом.

Что касается катастрофы 2008 года (которая все еще продолжается и сегодня), мы все знаем, что случилось с рынками золота. В преддверии краха, с 2004 по 2008 год, золото удвоилось в цене. Затем, после первоначального краха с 2008 по 2012 год, оно снова удвоилось.

Несмотря на предсказания мейнстрим экономистов-скептиков, золото не рухнуло к предкризисным уровням. Более того, золото остается одним из самых привлекательных объектов инвестиций вот уже в течение многих лет.

Вопрос в том, что будет дальше? Оставляя за скобками вероятность конфискации золота (что, как я считаю, будет невозможно сделать на сегодняшних рынках), мы видим, что масштабные стимулы в виде инъекций фиатной валюты, призванные искусственно поддерживать дефляционную фискальную систему, а также интервенции центрального банка ведут к экономическому коллапсу и бегству инвесторов в твердые активы, такие как золото. Даже при растущих процентных ставках и в условиях резкого роста индекса доллара, если остальная часть экономики будет находится в процессе резкого спада, инвесторы по-прежнему будут обращать свой взор в сторону драгоценных металлов

Как я уже упоминал в предыдущих статьях, первоначальная реакция золота на более высокие процентные ставки может быть отрицательной. Тем не менее, я не считаю, что золото будет падать так же резко, как ожидают мейнстрим экономисты. Как только более высокие процентные ставки покончат с пузырем на фондовом рынке, а также с пузырями на жилищном и кредитном рынках, золото будет стремительно расти, поскольку оно — единственный актив, обладающий осязаемой реальной стоимостью.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter