Рубль под давлением: санкции, инициатива Белоусова, турецкий кризис » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рубль под давлением: санкции, инициатива Белоусова, турецкий кризис

22 августа 2018 ИХ "Финам"
Август-2018 отчасти оправдал негативные ожидания российских инвесторов. За неделю с 6 по 13 августа рубль ослабел к доллару на 8,3%, откатившись к двухлетнему минимуму на отметке 68,66. Евро впервые с апреля этого года подорожал до 78,15 рубля. Поводов для распродажи российской валюты было сразу несколько. 8 августа Госдеп США сообщил об антироссийских санкциях "по делу Скрипаля", первый пакет вступит в силу 22 августа, второй пакет планируется через 3 месяца. 9 августа помощник президента Андрей Белоусов предложил изъять у российских металлургических, химических и нефтехимических компаний до 500 млрд рублей "сверхдоходов" в год, полученных благодаря благоприятной рыночной конъюнктуре. Инвесторы стали продавать акции компаний из "списка Белоусова" и перекладывать деньги в валютный рынок, что ускорило падение рубля. И наконец, 10 августа, США объявили о существенном повышении импортных пошлин на сталь и алюминий из Турции. Это вызвало 17%-ный обвал лиры, который потянул за собой валюты других развивающихся стран… Реакцией Банка России стала приостановка с 9 августа покупок на рынке валюты для Минфина, что в какой-то мере способствовало стабилизации курса рубля.

От каких событий будет зависеть дальнейшая динамика курса российской валюты? Какие факторы будут оказывать поддержку, а какие, напротив, - провоцировать падение? Ослабление рубля в текущей ситуации – это плюс или минус для российской экономики? В свете последних событий какова вероятность повышения ЦБ ключевой ставки? Существуют ли опасения обвального падения российской валюты? Во что могут вылиться текущие проблемы валют развивающихся рынков?

15:04
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Всем спасибо!
15:27
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Благодарю всех участников конференции за интересные вопросы и ответы.

Скрыть ответы41 14:54
Оскар777
Уважаемые эксперты, на днях стало известно, что Банк Китая собирается в очередной раз, и уже как-будто достаточно резко, девальвировать юань. На прошлой конференции некоторыми из ее участников высказывалось недоумение по поводу как им казалось неадекватной реакции Китая на американские санкции. Насколько подобные акции могут оказаться действенными в нынешней ситуации и болезненными для американской экономики - известно ведь, что американцы много лет добивались ревальвации китайской национальной валюты, обвиняя Китай в демпинге товаров китайского производства посредством якобы искусственного занижения курса юаня? Насколько профессиональными, на ваш взгляд, являются действия китайского правительства в ситуации очевидного разрастания торговых воин?
15:07
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Нам не известно о планах Китая целенаправленно девальвировать юань. Сейчас юань уже скорректировался к доллару на 10%. Этого уже вполне достаточно, чтобы компенсировать торговому балансу страны возможные потери, даже если штаты введут пошлины на весь китайский импорт.

Скрыть ответы40 14:40
Оскар777
Уважаемые эксперты, на вчерашней конференции и в СМИ, разумеется, уже упоминалась - отдельными товарищами даже в трагикомическом контексте - мягко говоря, нетривиальная ситуация складывающаяся в Пакистане (к слову сказать, стране обладающей ядерным оружием), в Турции, где ситуация на валютном рынке якобы может рикошетом ударить по банковской системе Италии, Франции и Испании,ну и ситуация на Украине, с ее нескончаемыми экономическим проблемами, также, вроде бы, улучшаться не собирается. Насколько обоснованы эти тревоги? Какое влияние ситуация в этих странах может оказать за динамику негативных процессов в глобальной экономике?
15:12
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Судя по тому, что курс турецкой лиры к доллару выстреливал панически на 7,2, а сейчас вернулся к обозначенному нами уровню 5,7, страхи по поводу Турции в последние дни были вероятно преувеличены. Размер украинской экономики в ее текущем состоянии в принципе не может оказывать влияние на мировую экономику. Только в части геополитики и экспорта зерновых.

Скрыть ответы39 13:29
Светлана Мозайкина
Чего ждать от рубля в случае, если новые санкции со стороны США все-таки будут введены? Каких уровней тогда достигнет пара рубль/доллар?
13:35
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Мы предполагаем, что если Сенат примет новые "санкции из ада" (не путать с новыми санкциями администрации Трампа) и крупнейшие российские госбанки действительно не смогут проводить операции в долларах через корсчета в американских банках (хотя такая трактовка законопроекта тоже под вопросом), то тогда мы ждем колебания пары USD/RUB до конца года в диапазоне 64-71, а в следующем году USD/RUB может превысить отметку 75.
Но вероятность ввода запрета на операции российских госбанков в долларах в реальности может быть крайне незначительной.
15:11
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
На курсовую динамику доллара к рублю влияет много факторов. В числе ключевых из них – цены на нефть, диспозиция доллара США к корзине мировых валют, изменение российского риска в терминах стоимости кредитно-дефолтных свопов (CDS), покупки валюты Минфином, сезонность. Учет этих факторов позволяет определить текущую "лузу" для курса доллара к рублю с точностью плюс/минус 3 рубля. Новые санкции со стороны США - это дополнительный "шоковый" фактор, который может повлиять на курс в масштабе, вероятно, 5-15%. При этом с точки зрения сезонности максимальный ущерб рублю "санкционный шок" произведет в ноябре-декабре, а минимальный - в июне.

Скрыть ответы38 13:24
Тигран, частное лицо
Если американцы вводят санкции на новый госдолг, а интерес к carry trade сохраняется, то не может ли через какое-то время старый госдолг подорожать, так как рынок для carry trade будет сжиматься?
13:41
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Ввод запрета на покупку американцами нового российского госдолга мало, на что повлияет, так как кроме американцев в мире еще полно покупателей с толстыми кошельками. И видя реальную (за вычетом инфляции) доходность в районе 5%, а также ожидания продолжения цикла снижения ставки ЦБ, их аппетиты к российским госдолгам могут расти. В апреле 2016 года Минфин США уже пытался отговаривать американские банки от покупок российского госдолга, а также блокировал завод новых выпусков в Euroclear. В итоге новые выпуски были размещены с огромной переподпиской.
14:05
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Мы пока не видим предпосылок к тому, чтоыб кэрри трейд сохранялся. Но если представить, что это случается - подобная неэффективность есть возможность для арбитража, которую все же достаточно ликвидный рынок российских суверенных бондов устранит.

Скрыть ответы37 13:10
[email protected]
Стоит ли закрыть все позиции по нашим ценным бумагам в преддверии 22 августа?
13:30
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Нет, санкции администрации Трампа, которые будут введены 22 августа, в принципе ничего не меняют, так как запрет на поставки из США продукции двойного назначения по факту и так уже действовал с 2014 года. Скорее санкции администрации Трампа, наоборот, идут в пользу России, так как снижают и без того низкую вероятность принятия "санкций из ада" Сената.
14:06
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Только если Вы высоко оцениваете вероятность реализации "апокалиптического" сценария. В этом случае стоит закрыть все позиции, купить наличные доллары и хранить их в сейфе. В противном случае не стоит устраивать распродажу. Делайте ставку на акции компаний, выигрывающих от подобных действий, к примеру, на экспортеров.
15:29
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Санкции, которые будут введены 22 августа, уже заложены в текущие цены, и, по большому счету, не представляют серьезной опасности для российских активов.

Скрыть ответы36 13:04
Raman
В связи торговыми войнами, российскими санкциями, падением лиры и т.д. Куда вкладываться на перспективу 6 месяцев. Акции , валюта, товарные рынки, золото, недвижимость?
13:48
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Лира уже не падает, а укрепляется. В максимуме USD/TRY был на уровне 7,2, сейчас уже 5,78. Несколько дней назад мы говорили о том, что уже при 5,7 торговый баланс и счет текущих операций Турции из хронического многолетнего дефицита переходят к профициту. Сейчас рынок подтвердил нашу правоту. Главный экономист МВФ вчера заявил, что видит справедливый курс лиры в районе 5,0-5,5.
Сенатские "Санкции из ада" против России надо еще принять. Пока они выглядят популистскими (перед выборами) и вероятность их принятия низка.
Проинфляционные активы - акции развивающихся рынков, сырьевых компаний, недвижимость, товарные активы могут быть в фаворитах. Индексы ЕС, Китая, Японии также могу быть интересны. В США акции только выборочно.
От облигаций глобально скорее надо держаться в стороне. ОФЗ - одно из многих исключений.
14:09
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Акции компаний, выигрывающих как от конъюнктуры рынков сбыта, так и за счет девальвации национальных валют. Например, Сургутнефтегаз преф вновь, спустя несколько лет, очень интересен в перспективе полугода.
Что касается турецкой истории - вероятно, это будешь хорошая возможность для инвесторов в high yield долларовые евробонды. Развитие событий в Турции напоминает Россию 2014-2015-х гг. Те, кто тогда не побоялись купить евробонды российских корпоративных эмитентов, получили прекрасную доходность в валюте.
Стоит как минимум следить за турецкой ситуацией, время для входа в этот рынок, пожалуй, еще не пришло, но оно приближается.

Скрыть ответы35 13:03
Pit1, БКС, Финам
Интересно, а для чего Роснефти объявлять обратный выкуп акций и при этом давать комментарии, что текущая цена для этого неинтересна, а вот цена апреля 2018 года вполне подходящая? Не кажется ли вам, уважаемые эксперты, это идиотизмом или пуще того целенаправленным вредительством по отношению к своей компании? Если буквально это заявление могут воспринять инвесторы - как вывод руководства о переоценённости или низком потенциале роста акций Роснефти? А вот перспективы падения напротив более радужны и выгодны аффилированным с ними лицам (инсайдерам в том числе)?
13:53
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Программа выкупа Роснефти рассчитана на несколько лет, и компания вероятно просто обозначила уровни, которые ей были бы интересны для покупок. Вряд ли компания будет покупать акции в те моменты, когда считает их переоцененными.
14:11
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Инвесторам следует это воспринимать скорее всего как некий хедж. Роснефть в данном случае будет не подталкивать котировки вверх за свой счет, а лишь выкупать просадки, тем самым оказывая своим спросом поддержку рынку в моменты коррекций/распродаж. С точки зрения долгосрочного инвестора, этот подход лучше, полезнее и адекватнее. Примерно тоже самое много лет делает Новатэк, и мы видим результаты планомерной работы на графике акций этой компании.

Скрыть ответы34 13:03
Владимир
Добрый день! Если нефть сейчас 70 $ и рубль падает, что будет с рублём в случае начала рецесси в США и падение нефти до 25 $?
13:51
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Мы моделировали возможный курс рубля при глобальной рецессии и падении цены на нефть до 35 долларов. В этом случае USD/RUB будет штурмовать отметки 85-90. Вероятность глобальной рецессии оцениваем сейчас пока как низкую.
15:22
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Во многом за счет реализации бюджетного правила корреляция рубля и нефтяных котировок заметно снизилась, однако безусловно, в случае масштабного снижения цен на нефть рубль также будет находится под заметным давлением. Мы моделировали сценарий со снижением нефтяных котировок до 40-45 долл/барр., и при этом сценарии (подразумевающем также отсутствие дальнейшей эскалации санкционной истории) курс пары доллар/рубль растет по направлению к отметке в 75 руб/долл. в среднеквартальных значениях (в моменте это вполне допускает колебания и до 80 руб/долл.). В случае же падения цен на нефть по Вашему сценарию (до 25 долл/барр.) очевидно исторические максимумы в паре будут переписаны.
15:23
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
На курсовую динамику доллара к рублю влияет много факторов, но если ограничиться только падением цен на нефть до $25 при неизменности других факторов (что маловероятно), то доллар будет весить около 100 рублей.

Скрыть ответы33 12:59
Raman
Доброго дня! доллар давно укрепляется по отношению к евро. Как далеко это может зайти . будет ли евро дешевле доллара на горизонте 1-3 года. ваше видение ситуации евро долл
13:32
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
Евро в настоящий момент испытывает двойное давление. Так, европейская валюта не может противостоять глобальному уходу инвесторов в американскую валюту в периоды геополитической напряженности и, кроме того, находится под давлением рисков распространения турецкого кризиса на еврозону. С одной стороны, ослабление европейской валюты увеличивает инфляционные риски в еврозоне и таким образом может ускорить процесс ужесточения денежно-кредитной политики ЕЦБ. С другой стороны, турецкий кризис создает риски для экономики еврозоны, которые, наоборот, могут отсрочить ужесточение ДКП.
14:00
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Смотрим на евро позитивно в длительной перспективе. В апреле была чрезмерная эйфория, когда ведущие мировые банки рекомендовали его к покупке. Нам к покупке EUR/USD стал интересен ниже 1,15. Фундаментально ожидания ужесточения денежной политики ЕЦБ будут давать выгоду финансовому счету еврозоны, а торговля ЕС со штатами остается очень сильной. При этом Юнкер и Трамп договорились, что новых пошлин США против ЕС не будет. В такой ситуации EUR/USD может быть 1,3 и выше.
14:12
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
В нашем понимании маловероятно не только увидеть EUR/USD<1, даже паритет маловероятен. В следующем году ЕЦБ начнет повышать ставки, это окажет поддержку европейской валюте.

Скрыть ответы32 12:52
Riv53
Добрый день. Ожидается ли, по вашему мнению, также как в апреле консолидация в боковом коридоре в ближайшее время? Или же все же дальнейшее ослабление рубля более вероятно?
14:02
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
До конца года более вероятно укрепление рубля в диапазон 61-62. В перспективе нескольких лет рубль может медленно ослабляться из-за бюджетного правила.
17:58
германик
ЦБР 61-62 не выгодно!

Скрыть ответы31 12:51
Евгений
Банковский сектор уже докапитализирован государством, при ужесточении санкций возможно банкам понадобится очередная докапитализация? Смогут ли банки вернуть государству выделенные им деньги в будущем?
14:05
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность принятия новых "санкции из ада" Сената мала (не путать с вводимыми с 22 августа санкциями администрации Трампа). Даже при их вводе прибыльность российских госбанков резко не упадет, и докапитализация вряд ли будет актуальной.
15:06
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Стресс-тесты, проведенные неделю назад агентством Fitch в отношении ведущих 20-ти российских банков (оценивалась доля проблемных кредитов на балансе по международным стандартам МСФО-9 с учетом резервов по кредитам 2-й и 3-й стадии) показали, что в случае кризисных явлений, сравнимых с банковским кризисом 2014 года, большинство банков смогут покрыть стрессовые убытки за счет прибыли до отчислений под обесценение менее чем за год, и лишь трем из них («Абсолют Банку», ВТБ и «Газпромбанку») потребуется на это свыше двух лет. При этом риски необходимости докапитализации банковского сектора были оценены как крайне низкие.

Скрыть ответы30 12:50
John
У меня, как и на прошлой конференции, все тот же вопрос. Как заставить российские власти снизить внешнеполитические амбиции до уровня доли российского ВВП в мировом? Прошлый раз мне ответили, что жить по средствам означает "копаться в собственном огороде", что чревато потерей даже этого "огорода", а "экспансия" в Украине, Сирии, ЦАР, Солсбери.. только на пользу идет российской экономике. Если у кого-то иная точка зрения, прошу высказаться. А том, честно говоря, уже достали эти санкции, антисанкции, девальвации, пенсионные реформы.. действиями самих же российских властей спровоцированные.
14:12
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Пока что Россия скорее реагирует на вызовы. Реагирует в целом неплохо. Во внешней политике даже очень хорошо. Даже проводит осмысленную внутреннюю политику. Хотя еще полно несделанных важных дел - реформа судебной системы, либерализация политической системы, стимулирование и защита предпринимательства, защита частной собственности, стимулирование демографии, несырьевого экспорта и т.д. Можно долго обсуждать. Но общий тренд пока скорее вверх)
14:38
fn498614
Даже не знаю, что ответить (если вы это серьезно). Или кто-то из нас окончательно спятил или мы говорим о разных Россиях.
15:26
Оскар777
John писал: "как заставить российские власти снизить внешнеполитические амбиции до уровня доли российского ВВП в мировом?" Ваши слова - это, по сути своей, мировой лозунг всех недругов России. Сначала они мечтали как бы снизить влияние России до границ московского или новгородского княжеств, потом чтобы Россия никогда не "прорубила окно в Европу", потом - уже в 20 веке - чтобы не стала одной из сверхдержав, не переломила хребет гитлеризму. Отдельным их планам, увы, суждено ... развернуть
16:09
fn498614
А, может, иначе надо понимать слова Джона, а, "друг России", Оскар777? Сначала повысь свою долю в мировом ВВП, укрепи экономику, создай политическую систему, на которую бы был хоть какой-то спрос в мире, а потом уже бросай вызов хоть Америке хоть всему миру. А не с шашкой наголо против танка. Ну та же самая философия, что и у советских вождей, плевавших на свой народ, на своих пленных, оставлявших их миллионами в "котлах". При таких "друзьях" враги не нужны.
16:39
F_I_L
Вас обязали отвечать на этот вопрос?

Скрыть ответы29 12:50
finam464915
Добрый день. Прошу оценить вероятность на ближайшее будущее: возврат доллара к 62-64, рост евро/доллар 1,3, рост золота?
14:12
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность такого сценария крайне высока
14:14
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
На сегодняшний день вероятность всех трех предложенных Вами сценариев на горизонте, к примеру, до конца года, крайне мала. Разве что можно говорить о локальных небольших коррекциях USD/RUB и GLD, не более того.

Скрыть ответы28 12:47
Андрей
Какое влияние оказывают санкции на экономику России сейчас? Какое влияние санкций оказывает на банковский сектор? что может изменится в будущем в связи с ужесточением санкций по отношению с банковским сектором?
14:14
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Основное - технологические запреты (вредят долгосрочно), запреты привлечения западных кредитов госбанками (это может в чем-то иметь даже положительный эффект для изменения структуры экономики). Также пострадал экспорт Русала в США (~20% выручки компании в 2017 году).
14:30
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
На текущий момент основным негативным последствием санкций, действительно, является уменьшение доступности технологий, что будет находить отражение в будущем. Для примера, многие профессиональные участники рынка говорят о вероятном начале уменьшения объемов добычи нефти в РФ примерно с 2021-2023 гг. Санкции на банковский сектор затрудняют доступ к финансированию, но при текущих темпах роста экономики и инвестиционной активности вряд ли бы и при отсутствии санкций ситуация выглядела бы сильно лучше. Введение жестких санкций в отношении корсчетов крупнейших банков, на наш взгляд, не является базовым сценарием, а темпы роста российской экономики в ближайшие годы продолжат сдерживаться в первую очередь структурными изменениями.

Скрыть ответы27 12:47
Руслан
Подскажите, имеет ли смысл сейчас покупать доллар с целью 2-3 года и до каких цен это целесообразно делать на взгляд профессионалов
14:16
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Из-за бюджетного правила рубль может в течение нескольких лет медленно ослабляться, но от текущих уровней выгоды покупать никакой нет - высока вероятность, что к концу года увидим 61-62 или ниже.
14:53
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
На счет бюджетного правила. Если темпы покупки валюты регулятором в интересах Минфина сохранятся на текущих значениях, то примерно к середине 2020-го года объемы резервов достигнут 7% от ВВП, что явится сигналом к прекращению покупок и возможной реализации части резервов в случае необходимости в таких действиях. Так что рассчитывать, что Центробанк будет давить на рубль в течение 3-х лет все же не стоит. Уже исходя из этого риски покупки валюты с горизонтом в 2-3 года выглядят достаточно высокими. А если добавить суда существенную неопределенность с введением новых или смягчением существующих санкций и низкую предсказуемость поведения рынка энергоносителей, то такую инвестицию следует оценивать как неоправданно рискованную.

Скрыть ответы26 12:45
Андрей
Август - это месяц потрясений, может пора покупать российские бумаги с целью продажи на предновогоднем ралли, как вы считаете есть вероятность дальнейшей просадки рынка ближайшие месяцы и вероятность предновогоднего ралли в этом году?
14:16
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Все зависит от того, какие в итоге санкции будут введены. Если отталкиваться базово от того, что реально жестких мер не будет, то инвестор вернется на российский рынок, и активы будут выкуплены.
Но при любом развитии событий нужно понимать, что падать будет скорее всего долларовая оценка российского рынка акций - индекс РТС. Индекс Московской биржи может и не упасть - его вытянут акции экспортеров. Конечно, при условии, что пожелания господина Белоусова не будут удовлетворены.
14:17
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность дальнейшей просадки, безусловно, есть. Но вероятность роста рынка уже сильно перевешивает.
14:24
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
На наш взгляд, текущие рублевые цены по широкому рынку вполне привлекательны. Риск-премии вполне адекватны, а дивидендная доходность акций и вовсе на максимальных уровнях. Если Вы считаете результаты инвестиций в рублях, то валютный курс выступает в качестве основного источника абсорбирования негатива (при серьезном ухудшении конъюнктуры основной негатив уходит в рубль, а не в индекс Мосбиржи, основу которого составляют экспортеры). При этом новостной фон в ближайшие месяцы, скорее всего, продолжит оставаться насыщенным. В начале ноября в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс, и, вероятно, как минимум до этого момента санкционная тема будет оставаться на повестке дня, что может периодически приводить к негативным импульсам. Если же куплены акции крепких компаний и Вы вполне нормально относитесь к краткосрочной волатильности, реагировать на новости геополитического характера вряд ли рационально.

Скрыть ответы25 12:42
Максим
Насколько далеко США готовы зайти в санкционной борьбе с Россией? Чем это может грозить отечественной экономике? Как долго это будет продолжаться?
14:21
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Если Трамп на выборах "сломает" Сенат, то риторика может развернуться больше в пользу России. Если наоборот, то неизвестно. В любом случае США вводят все последние санкции против России уже в одностороннем порядке без поддержки союзников.
14:46
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
США никак не заинтересованы в крахе российской экономики и их действия в части санкций будут ограничены лишь тем перечнем мер, которые обусловлены внутриполитическими противостояниями в самих Штатах. Соответственно, угрозы реализации тех или иных санкционных мер будут активизироваться в периоды выборов или согласования расходной части бюджета, и ослабляться после подобных событий. В любом случае американские власти постараются избегать действий, которые способны нанести врем самим американским компаниям и это является одним из факторов, определяющих пределы тех мер, которые могут быть де-факто реализованы.
18:02
германик
Политические амбиции Вашингтона безграничны!

Скрыть ответы24 12:40
Максим
Возможна ли коалиция всех стран против США в торговой войне? Какова вероятность этого и к чему это приведёт?
13:54
Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс"
Всех стран вряд ли. Не так давно обсуждалась возможность противостояния торговой политике США странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Но в итоге оказалось, что реально противостоять может только Китай. По данным Всемирного банка, в 2016 году торговый оборот стран БРИКС с США суммарно составил $756,3 млрд., то есть 20% от всего объема внешнеторгового оборота американцев. Из них 16% пришлось на Китай, то есть совокупная доля Индии, Бразилии, России и ЮАР едва достигла 4%. Поэтому сложно сказать, как страны с такой незначительной долей в товарообороте Штатов, да еще и доминированием экспортной составляющей в этой структуре, могут противостоять протекционистской торговой политике США. Наверное, лишь созданием ограничений для импорта определенных американских товаров, у которых на мировом рынке есть аналоги. И то, Штаты могут и не заметить потери незначительной доли рынка.
14:22
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Трамп выправляет торговый баланс США, как и обещал перед выборами 2016 года. По факту торговая война идет только с Китаем. С остальными пока незначительные взаимные обмены ударами. В конечном итоге рынки уже все заложили.

Скрыть ответы23 12:39
Максим
Во что могут вылиться текущие проблемы валют развивающихся рынков? Возможен ли крах доллара? Если все страны перейдут от доллара к другим валютам при международной торговле, как это отразится на США?
13:21
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
Чем хуже ситуация на глобальных рынках, тем лучше доллару. Даже когда были снижены кредитные рейтинги США, первой реакцией инвесторов стала покупка американской валюты. Поэтому разговоры о переходе международных расчетов с доллара на другие валюты бессмысленны.
14:24
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Значение американской экономики и доллара в мире снижается с конца Второй мировой войны. Снижается стабильно, но какого-то одномоментного краха, надеюсь мы не увидим. В длительной перспективе наиболее вероятен переход к трем крупным валютным зонам - юань, доллар, евро.
14:38
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Доллар является и в обозримом будущем будет является основной мировой резервной валютой и трудно представить себе ситуацию, при которой последует "крах" доллара. Расчеты в альтернативных валютах по отдельным двусторонним контрактам уже ведутся и в дальнейшем их доля, вероятнее всего, будет расти. Вплоть до формирования локальных зон и товарных сегментов, где они будут доминировать. Но это все же пока частности, касающиеся в основном двусторонних торговых отношений, не оказывающие существенного влияния на глобальные рынки.

Скрыть ответы22 12:37
Федор Степанович
Как будет чувствовать себя газпром в условиях санкций (какие риски), девальвации (какое влияние), ну и вообще интересует Ваше мнение - не пора ли уже набирать "национальное достояние"??? Какие дивы и прайс видится вам среднесрочно, долгосрочно?
14:13
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Текущее ослабление рубля при относительно стабильных ценах на нефть улучшает финансовые показатели практически всех компаний нефтегазового сектора РФ. Именно нефтегаз – основная движущая сила российского фондового рынка в этом году. В целом взгляд на сектор – умеренно-позитивный.
Что касается Газпрома, то здесь в ближайшие годы, пожалуй, самым принципиальным продолжит оставаться вопрос доли прибыли, выплачиваемой в качестве дивидендов. Без роста дивидендов акции Газпрома могут продолжать проигрывать сектору. Если вдруг ситуация изменится, то Газпром безусловно, сильно недооценен и способен быстро выйти на заметно более высокие уровни.
14:19
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Среднесрочно мы не видим перспектив выхода акций Газпрома из бокового диапазона 120-160 руб. Акция в этих границах с 2012 года. За это время не произошло каких-либо значимых улучшений финансовых результатов, дивидендной политики или чего-то еще, что могло бы понравиться инвесторам. В среднем раз в год рынок позволяет купить Газпром вблизи нижней границы диапазона и продать вблизи верхней. Скорее всего, такая же стратегия будет актуальной в следующие 1-2 года. Цена акции в 140 руб. примерно в середине диапазона, здесь бы мы покупать Газпром не стали.
14:26
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Пока что компания продолжает стоять спиной к акционерам. Если будут признаки начала разворота лицом к акционерам, то будут расти и акции. В целом компания оценена недорого.

Скрыть ответы21 12:36
Дмитрий
В свете последних событий какова вероятность повышения ЦБ ключевой ставки?
14:09
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
В нашем базовом сценарии не ожидаем повышения ключевой ставки ЦБ. Однако при продолжении серьезного ослабления российской валюты вероятность такого сценария может постепенно увеличиваться. Сценарий с повышением ставки, по нашим оценкам, будет становится базовым в случае ослабления рубля до 73-75 руб/долл.
14:20
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Ставка может быть повышена только в случае резкой девальвации рубля, а она возможна, в свою очередь, разве что в случае введения санкций в отношении российских госбанков.
Однако и о снижении ставки ЦБ говорить не приходится. Поэтому облигации, купоны которых привязаны к ставкам денежного рынка, например, RUONIA, весьма привлекательны на сегодняшний момент.
14:27
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Крайне низкая. У ЦБ полно других инструментов, а платежный баланс России без интервенций ЦБ остается крайне сильным. Тем более, что последняя атака на рубль, на наш взгляд, уже прекратилась.
14:36
Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс"
Думаю, ЦБ пока предпочтет находиться в позиции наблюдателя. Ослабление рубля более, чем на 10% (пока рубль упал лишь на 7%) будет говорить уже о повышенных проинфляционных рисках, то есть даст сигнал для регулятора задействовать арсенал инструментов для отражения спекулятивных атак на рубль. Но и здесь надо понимать, что повышение ставки – крайняя мера, есть и другие инструменты.

Скрыть ответы20 12:35
Дмитрий
Дайте свою оценку текущей макроэкономической ситуации в целом и прогноз дальнейшего развития ситуации. Это обычное торговое противостояние, начало кризиса, уже кризис или начало краха экономик как в Венесуэлле, или всё будет хорошо? Оцените возможность наступления рецессии в России при реализации всех заявляемых санкций от США
14:07
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Если Ваш вопрос касается макроэкономической ситуации в России, то общая идея в принципе не вызывает разногласий у основных участников рынка. В последние годы российская экономика демонстрировала восстановительный рост, но структурные проблемы не позволяют рассчитывать на темпы роста ВВП выше 2% в среднесрочной перспективе. Риском остается возможность новой волны снижения нефтяных котировок, влияние санкций (если не брать в расчет возможных, но на наш взгляд маловероятных, санкций в отношении корсчетов госбанков) также оказывает сдерживающий эффект, но даже и без него структурные ограничения вряд ли бы позволили серьезно улучшить ситуацию.
14:31
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность наступления рецессии в России сейчас низкая. Если будет резкий спад темпов роста Китая и глобальная рецессия, то упадет нефть, и также будет рецессия в России. Пока мы этого не видим.
15:21
Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс"
Российская экономика находится сейчас в стадии восстановительного роста. Серьезная рецессия в нашей стране может наступить вследствие наступления спада в мировой экономике, в то время как санкции будут выступать лишь ограничителем инвестиций и экономического роста.

Скрыть ответы19 12:08
Дмитрий
Добрый день! Насколько вероятно введение санкций относительно Сбербанка и Втб? Если санкции будут введены, то насколько сильно это повлияет на прибыльность этих банков и как быстро они смогут вернуться к прежним показателям?
14:01
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Что касается санкций в отношении корсчетов ряда госбанков, то, безусловно, на текущий момент это не является базовым сценарием. Сама формулировка в тексте законопроекта даже при его принятии в текущем виде позволит принять санкции в отношении лишь одного банка из списка (и маловероятно, что это коснется наиболее крупных банков).
14:31
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
К сказанному можно добавить, что имея возможности для маневра в части включения в перечень санкций лишь части предложенных мер, вероятнее всего будет принят не самый жесткий вариант, тем более, что американцы не очень склонны принимать решения, способные навредить своему собственному бизнесу. А запрет на платежи в долларах для ряда ведущих российских банков, через которые осуществляются расчеты по контрактам в том числе и с американскими компаниями, точно не встретит горячей поддержки среди заокеанских законодателей.
14:32
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность ввода США запрета долларовых расчетов Сбербанка и ВТБ в реальности очень низкая. Даже в случае ввода прибыльность госбанков это вряд ли резко уронит.

Скрыть ответы18 12:07
МSBochkov
Здравствуйте, Уважаемые Эксперты! Меня зовут Михаил. Интересуюсь вашим мнением насчёт слухов о возможной заморозке валютных вкладов физлиц в банках (т.н. "госбанках"), которые подпадают под новые санкции США. Как вы считаете, возможен ли такой вариант развития событий, к каким подводным камням он может привести и как это отразится на состоянии дел в российской экономике? Спасибо.
14:34
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Не возможен. Даже если [вдруг] российским госбанкам запретят расчеты в долларах через американские банки (во что мы не верим), то они смогут одолжить валюту у ЦБ. А резервы ЦБ перекрывают объем всех российских валютных вкладов многократно.

Скрыть ответы17 11:01
Иван Павлович
Уважаемые эксперты! Утечка предложения о "частичной приватизации прибыли успешных компаний" очень похожа на сознательное провоцирование рынка в самый не подходящий момент. Кто-то будет отвечать за ущерб? Проверили биржевые сделки на использование инсайдерской информации?
14:35
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Это вопрос к ЦБ

Скрыть ответы16 10:58
сурик
При девальвации рубля, главным бенефициаром среди российских компаний традиционно является сургутнефтегаз преф. Скажите, пожалуйста, не поздно ли в него зайти по текущим, а также дайте, пожалуйста, ваш прогноз по дивидендам на будущий год и обозначте в связи с этим коридор цены в котором он будет в ближайший год-два
14:22
Василий Копосов, начальник отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
Не поздно. По нашим предварительным расчетам, если 31 декабря курс доллара не опустится ниже 63 руб., дивиденд составит в районе 5 руб. на акцию. Чем выше будет USD/RUB, тем больше дивиденд. Так что уровень 40 руб. за преф Сургутнефтегаза не выглядит пределом.
14:24
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Тут на днях руководитель ФБР получил приказ в шестимесячный срок представить Конгрессу полный доклад на счет фактических бенефициаров Сургутнефтегаза с целью принятия целенаправленных санкций против этой компании. Понимаю, что пока все это еще "вилами по воде", но и не учитывать этот фактор тоже рискованно.
14:37
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Мы рекомендовали покупать акции SNGSP в начале лета. До цели почти дошли.

Скрыть ответы15 10:50
далер
Нужно ли покупать долар? Можно ли это делать сейчас и имеет смысл держать его долго?
14:21
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Любые вопросы, касающиеся инвестирования, упираются в формирование самой инвестиционной модели, включающей в себя определение инвестиционных горизонтов, уровня принимаемых рисков, планируемого денежного потока от инвестиций, имеющихся ресурсов и еще кучи параметров. Без учета этих факторов любые советы не имеют никакого практического смысла. Для кого-то данный курс рубля является привлекательным для покупки, а кто-то готов продавать.
14:43
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Сейчас покупать пару USD/RUB смысла не видим, так как к концу года она может быть ниже (61-62). Долгосрочно может иметь смысл диверсифицировать свои вложения в том числе в доллар, так как бюджетное правило стимулирует слабое долгосрочное ослабление курса рубля.

Скрыть ответы14 10:46
Артем, Частный инвестор
Добрый день, уважаемые эксперты! Какие Вам видятся возможные механизмы изъятия сверхдоходов по инициативе Белоусова с учетом того, что у компаний с госучастием сверхдоходы изымать не планируется? Насколько реализация данных мер повлияет на мнение инвесторов относительно российского рынка акций, их действия в случае принятия программы Белоусова?
13:59
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Если предложение А.Белоусова будет принято в его нынешнем виде, безусловно, это станет еще одним ударом по инвестклимату. Однако на текущий момент такой сценарий все же не является базовым. Большинство институтов говорят о том, что «такая мера может привести к снижению инвестпрограмм компаний-доноров, а также потере ими долей на мировых рынках. В долгосрочной перспективе это спровоцирует снижение налоговых поступлений и доли отраслей в ВВП». Инвесторам нужно продолжать следить за диалогом внутри различных ведомств и ждать новых заявлений.
14:16
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Надеюсь, что предложение, озвученное Белоусовым (не уверен, что это полностью его идея), всё же принято не будет. Но слишком частое и упорное упоминание суммы в 513 млрд. невольно наталкивает на мысль, что на эту сумму в правительстве уже есть конкретные планы. Полагаю, что если сверхдоходы все же будут изыматься, металлургам и химикам в ответ будут предложены какие-либо преференции чтобы хотя бы немного подсластить пилюлю. Но в долгосрочной перспективе подобное решение является крайне негативным для всего инвест-климата государства.
14:46
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность изъятия сверхдоходов у экспортеров компаний базовых переделов может быть повышенной. Своего рода НДПИ, только для металлургов и химиков. Важно стимулировать экономику к производству более высоких переделов и экспорту технологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. Текущее предложение Белоусова было сырым, так как действительно по факту поощряло неэффективность. Но формулу могут и доработать.

Скрыть ответы13 10:28
глеб
В портфеле есть акции российских компаний, все пугают, что грядет кризис.. Что делать? Продать все постоять в стороне? Если продать то что купить?
13:53
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
На наш взгляд, текущие рублевые цены по широкому рынку вполне привлекательны. Риск-премии вполне адекватны, а дивидендная доходность акций и вовсе на максимальных уровнях. Если Вы считаете результаты инвестиций в рублях, то валютный курс выступает в качестве основного источника абсорбирования негатива (при серьезном ухудшении конъюнктуры основной негатив уходит в рубль, а не в индекс Мосбиржи, основу которого составляют экспортеры). Попытки угадывать идеальные точки входа/выхода из сделки с точки зрения тайминга в большинстве случаев не создают дополнительной ценности. Если куплены акции крепких компаний и Вы вполне нормально относитесь к краткосрочной волатильности, реагировать на новости геополитического характера вряд ли рационально.
14:47
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Если верить, что будет ужасный кризис, то покупать золото, гречку, соль, спички, тушенку, патроны. Мы кризиса в ближайшие годы пока не видим.

Скрыть ответы12 10:21
Александр
Какова вероятность, что к концу года USD/RUB будет 63,2 или ниже? Что для этого должно произойти? Какой максимальный курс вам представляется в негативном сценарии?
13:11
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
В сегодняшней геополитической ситуации уровень в 63 рубля представляется весьма оптимистичным сценарием, при котором санкционные риски реализуются с наименьшим ущербом для российской экономики и финансовой системы.
13:45
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Согласно нашей модели курс рубля на текущий момент заметно недооценен относительно цен на нефть и макропоказателей, и справедливый курс действительно ближе к отметкам в 61-63 руб/долл. Однако текущая недооценка обусловлена санкционными рисками и общей негативной конъюнктурой для всей группы валют EM. Такая недооценка может сохраняться на протяжении нескольких кварталов и в базовом сценарии не ждем ее полного нивелирования до конца года. Наш ориентир по курсу пары доллар/рубль на конец года – район 65-66 руб/долл.
14:06
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Вероятность того, что к концу этого года USD/RUB будет 63,2 или ниже сейчас оцениваю в 20%. В максимально негативном сценарии курс мне представляется фиксированным.
14:49
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность высока. Это естественный возврат к фундаментальным уровням при снижении глобальных рисков. При сценарии глобальной рецессии и падении нефти до 35 долларов USD/RUB может уходить на 85-90, а в худших случаях и выше. Но мы пока считаем вероятность глобальной рецессии в ближайшие 2 года низкой.
18:09
германик
Нефть нырнёт к 60!

Скрыть ответы11 10:14
Александр
Добрый день. Ваше мнение о вероятности реализации санкций в отношении России, опубликованных недавно конгрессом США. Многие аналитики не верят, что столь жёсткие меры будут приняты. Ваше мнение об этом.
13:09
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
Можно надеяться, что здравый смысл и экономические интересы (с обеих сторон) все-таки возобладают, и новые санкции, как и прежде, будут носить в основном показательный характер. В особенности, можно рассчитывать на некоторое снижение санкционной риторики со стороны запада после принятия военного бюджета США на ближайший год.
13:41
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Что касается санкций в отношении корсчетов ряда госбанков, то, безусловно, на текущий момент это не является базовым сценарием. Сама формулировка в тексте законопроекта даже при его принятии в текущем виде позволит принять санкции в отношении лишь одного банка из списка (и маловероятно, что это коснется наиболее крупных банков). В отношении санкций на новый госдолг, то здесь ситуация неоднозначная. С одной стороны, в начале года Минфин США опубликовал доклад, в котором обозначил, что введение санкций на госдолг с его точки зрения нерационально. В то же время риторика конгрессменов с того момента действительно стала жестче, и реализация такого сценария уже не выглядит невероятным.
14:00
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Частично могут быть реализованы.
14:09
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Санкции 22 августа введены будут. Правда, первый пакет санкций существенного влияния на Россию не окажет, так как предусматривает меры, которые в той или иной степени уже давно реализуются в российско-американских отношениях (например, запрет на поставки в Россию из США вооружений, военной продукции или продукции двойного назначения). Второй пакет санкций, которые предусматриваются через 90 дней в том случае, если Россия не выполнит требования США по допуску экспертов на ряд российских оборонных предприятий и выдачу гарантий неиспользования химического оружия, будет принят практически наверняка, так как Россия на эти уступки не пойдет. Вопрос лишь в том, какая часть из предусмотренных изначально положений нового санкционного пакета будет принята. Вероятней всего первоначальный вариант будет существенно смягчен, так как из шести пунктов Трамп обязан выбрать не менее трех, а там есть такие положения, которые существуют фактически на бумаге и мало что меняют. Скажем, понижение статуса дипломатических отношений или запрет американским банкам финансировать российские власти - первое положение по-существу ничего не меняет, второе де-факто отсутствует. Вопрос лишь в том, что Трампу приходится лавировать при принятии решений, чтобы не давать повода обвинить себя в чрезмерной лояльности к России. так что многое будет зависеть от расклада политических сил в самих США на момент принятия решений. Прохождение рекордного военного бюджета, под который во многом нагнетались страсти и оказывалось давление в части "жесткости" принимаемых санкций, во многом может позитивно повлиять на то, насколько неприятными будет второй пакет санкций
14:53
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Вероятность введения низкая, это больше политическая игра перед выборами США. Администрация Трампа уже опередила Сенат и ввела свои новые "беззубые" санкции, чем сделала вероятность принятия "санкций из ада" Сената еще меньше.

Скрыть ответы10 09:12
Эдуард
Добрый день. Каковы перспективы валютных депозитов в санкционных банках (Сбербанк, Россельхозбанк и т.д.)?
13:54
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Видимо, ставки по валютным депозитам будут банками повышаться, чтобы увеличить их привлекательность и помешать оттоку вкладчиков.
14:54
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Проблем с выплатами вкладчикам госбанков по валютным депозитам не может быть в принципе даже в случае принятия "санкций из ада" Сената. Валютные запасы ЦБ многократно превышают объемы таких вкладов.

Скрыть ответы9 09:00
Валера
Правительство и ЦБ не заинтересованы в сильном рубле, как только образ их мышления изменится и они поймут что стране выгоден сильный и стабильный рубль инвестиции потекут рекой. Бюджетное правило, псевдо поддержка экспортеров, мнимое наполнение бюджета за счет ослабления национальной валюты и по сути обворовывания населения - вот их задача. Нужно определиться в чьих интересах работает такое правительство и на какого?
13:30
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Нужно.
14:56
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
По замыслам правительства, вероятно в интересах несырьевого экспорта, который планируется удвоить в 2 раза за пять лет и российской промышленности в целом.
14:52
granuu
Валера, полностью с Вами согласен. Правительство работает в интересах тех, кого профессор Касатонов называет "хозяевами денег". Всё очевидней становится антинародный характер нынешней власти.
18:13
германик
Кто будет покупать наши ОФЗешки при слабом рубле?

Скрыть ответы8 08:17
Gaynof
Уважаемые аналитики прошу дать комментарий с возможной резкой девальвацией Китайского юаня. Если это произойдёт, как будет развиваться ситуация с долларом и стоит ли в этом случае покупать золото?
13:29
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Маловероятно, что Пекин пойдет на очень существенную и резкую девальвацию юаня. Сегодняшнее заявление о том, что наметились позитивные сдвиги в отношениях между США и Китаем и в конце августа они готовы сесть за стол переговоров по поводу таможенных пошли, свидетельствует о том, что в Поднебесной вариант глубокой девальвации все же рассматривают как крайнюю меру. А вот управляемое снижение юаня в разумных пределах вполне может иметь место в качестве контрмеры против уже введенных санкций США.
14:59
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Юань уже скорректировался к доллару на 10%. Это в принципе уже должно компенсировать китайским экспортерам все возможные потери, даже если штаты введут пошлины на весь китайский импорт.

Скрыть ответы7 04:12
Pit1, БКС, Финам
В последнее время наблюдается корреляция между укреплением рубля по отношению к доллару и одновременным ростом акций Сбербанка и наоборот (USD/RUB растёт - Сбербанк падает). В 2008 году всё было иначе: обесценивался рубль - снижались акции Сбербанка, да впрочем тогда отвесно падали все акции. Уважаемые эксперты, какое вы находите этому объяснение? "Перекладка" из акций Сбербанка в валюту и обратно или что-то ещё? Перспективы акций ВТБ, которые как обвалились, так теперь и стоят на месте, несмотря на двукратный рост чистой прибыли по РСБУ, ожидаете ли при этом дальнейшего падения, как в 2008-09 гг? Кстати, каким образом первичное размещение акций ВТБ умудрились провести по 0,136 руб., в ТРИ РАЗА ВЫШЕ текущей цены в рублях?!!
13:37
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
В текущих условиях динамика и акций Сбербанка, и российского рубля, и ОФЗ является отражением восприятием инвесторами специфического российского риска. Основные ликвидные активы страны в таком случае становятся сильно скоррелированными.
13:43
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Это "ложная" корреляция, не обращайте на неё внимание. см. например https://pikabu.ru/story/lozhnyie_korrelyatsii_2287154
15:03
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
В 2008-м году ЦБ еще проводил политику ограниченных колебаний рубля. Сейчас рубль в целом находится в свободном плавании. Акции российских банков и большинства компаний внутренних секторов в целом любят дорогой рубль и не любят его обесценения. Экспортеры, наоборот, любят слабый рубль.
На текущих уровнях мы любим акции ВТБ. Банк в целом разобрался с длительными проблемами и обещает переход к выплате привлекательных дивидендов.
13:58
Pit1, БКС, Финам
Спасибо, забавные корреляции!
14:01
Pit1, БКС, Финам
Михаилу Поддубскому. Понятно, просто в текущей ситуации наблюдался Рост доллара к рублю и рост акций нефтяных компаний в рублях на ММВБ, а со Сбером было всё наоборот.

Скрыть ответы6 00:17
virinas
Добрый день! Хотелось бы хотябы в 2019 году увидеть долларрубль по 55-56 рублей? Возможно литакое?Или даже50- 53 рубля?
13:03
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Теоретически да, в случае отмены значительной части санкций при одновременном существенном росте цен на углеводороды. А если сюда добавятся хоть какие-то позитивные изменения в части структурных реформ российской экономики, то и вовсе было бы замечательно. Однако и то, и другое, и третье сейчас само по себе не слишком вероятно.
13:04
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
К сожалению, сегодняшняя геополитическая ситуация вряд ли позволит увидеть такой курс в ближайшие годы, даже в случае снижения доллара на глобальных рынках.
13:35
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Если цены на нефть останутся на текущем уровне (а наш базовый сценарий предполагает их некоторую коррекцию), санкционные риски не реализуются и общее отношение к emerging markets будет нейтральным, то при таком сценарии вероятно возвращение пары доллар/рубль ближе к 60 руб/долл. Для уровней ниже нужно увидеть эйфорию на глобальных рынках либо резкий рост нефтяных котировок с текущих уровней.
13:39
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Вероятность того, что в следующем году курс доллара к рублю будет ниже 55 оцениваю сейчас в 7%.
15:16
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Если Банк России полностью откажется от бюджетного правила, то курс USD/RUB сразу рухнет в район 50-52. Но это будет вредно для большей части экономики. С учетом же бюджетного правила достичь даже 55-56 будет крайне сложно, даже при очень высоких ценах на нефть.

Скрыть ответы5 22:15
Дмитрий
А насколько вообще российская экономика способна выдержать $ по 100р? Я к тому, что такой доллар просто никто не будет покупать, отказавшись от всего импортного от чего можно отказаться.
13:00
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Думаю, когда доллар стоил 6 рублей, было немало предположений, что никто не будет его покупать по 24. Однако, через несколько недель его "мели" по этому курсу, не особо вспоминая, сколько он стоил ранее. И было это всего 20 лет назад. 100 рублей за доллар, конечно, крайне неприятный курс, но он не смертелен для нашей экономики. Да и импорт при таком курсе не иссякнет до нуля.
13:37
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
При курсе доллара к рублю 100 и текущих ценах на нефть бюджет будет просто купаться в деньгах.
14:01
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
100 рублей за доллар будет отличным подарком для российского бюджета, государственных компаний и экспортеров. Угрозу для экономики будет представлять не рост курса, а введение тех санкций, из-за которых он будет расти. Например, запрет на проведение банковских расчетов в долларах.
15:20
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Для большей части российской промышленности и экспортеров доллар по 100 рублей будет шикарным подарком. Для меньшей части приговором. Текущий курс более-менее устраивает всех, хотя лучше 61-62 или даже чуть ниже 60. Но в ближайшие годы получить USD/RUB на уровне 100 будет возможно только при глобальной рецессии и уходе нефти на 25 долларов и ниже.

Скрыть ответы4 20:48
Viktor, finam
1. Даже когда рубль обвалится (а это почти наверняка, 4кв18), минфин не станет "палить" запасы - ошибки 2008г все помнят. Да и дешевый рубль "выташит" страну из рецессии начинающейся. Отсюда см. вопрос 2. А вот ставка ЦБ - под вопросом. Прошу аналитиков - экспертов выложить варианты по ставке 2. Технически пару доллар/рубль хорошо видно: это уровни 71, далее 75/77 ...80/86 и 90...120. Смотря как разложат" санкции в ноябре - и будут покоряться эти уровни. Вероятность 80..86 рассматриваю как 100%. Нет?
12:57
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Минфин действительно дорожит созданными валютными резервами, рассматривая их скорей не как финансовый, но как некий политический инструментарий на случай фактического форс-мажора в стране. Нельзя сказать, чтобы он как Кащей наз златом чах, дрожал бы над этими деньгами, то то, что спешить распечатывать кубышку он не будет - это факт. Так что увеличение ставки ЦБ при негативном для страны развитии событий выглядит вполне вероятным. Я бы оценил шансы на подъем ключевой ставки на 0,25% на сентябрьском заседании ЦБ примерно в 25%-30%. Да и возможность поднять еще раз ставку до конца годе также будет. В этом случае давление на рубль несколько ослабнет, так что нарисованные Вами уровни можно рассматривать скорей как негативный вариант (жесткий вариант санкций против России принимается, Минфин резервы не тратит, Центробанк ставку не повышает - т.е. всё по "худшему" сценарию). А вообще, я вопроса немного не понял. Вы предложили свое видение развития ситуации и предложили уровни, где может оказаться при этом рубль. Ваша позиция вполне имеет право быть и не вижу смысла кого-то в чем-то переубеждать. Кроме одного - "100%". Единичных, как и нулевых вероятностей в природе не существует.
13:02
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
Несмотря на очередную девальвацию рубля из-за санкционных рисков, текущая макроэкономическая ситуация кардинально отличаются от ситуации конца 2014 года, когда ЦБ был вынужден экстренно поднять ставку для удержания капитала. Конъюнктура на рынке энергоносителей, сальдо текущего счета платежного баланса, сокращение примерно на треть внешнего долга фундаментально поддерживают рубль. Банки, в свою очередь, располагают внушительным профицитом рублевой ликвидности, который сможет компенсировать отток клиентских средств (как происходило в конце 2014 года). Поэтому даже если события будут развиваться по наихудшему сценарию с санкциями, у ЦБ не будет необходимости экстренно реагировать на происходящее резким повышением ставки, так как после первоначального шока рынки и инвесторы постепенно придут в себя.
13:33
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
В текущих условиях "справедливое" значение ключевой ставки ЦБ, по нашим оценкам, примерно на 25 б.п. выше, чем она сейчас есть, но думаем, что регулятор вряд ли её повысит на намеченном на 14 сентября заседании.
13:35
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
В нашем базовом сценарии не ожидаем повышения ключевой ставки ЦБ. Однако при сценарии, который Вы расписали, повышение ставки становится сверхвероятным. Сценарий с повышением ставки, по нашим оценкам, будет становится базовым в случае ослабления рубля до 73-75 руб/долл.
15:21
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Наиболее вероятно, что до конца года USD/RUB опустится до уровней 61-62 или даже ниже.
Ставка ЦБ останется на уровне 7,25% или даже опустится до 7,0%.

Скрыть ответы3 20:09
Дмитрий
Скажите, как на этот раз будут "бомбить Воронеж"? Реально ли введение спецкурса на продажу валюты и/или её полный запрет на покупку населением?
12:47
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Как известно, нулевых вероятностей в природе не существует. Но исходя из текущей внешнеполитической и внутриэкономической ситуации в стране вероятность того, что в отношении валютных операций граждан (будь то заморозка валютных банковских счетов, введение жёсткого регулирования курса рубля, запрет на валюто-обменные операции) в ближайшее время будут введены жесткие ограничения, невелика.
13:06
Анастасия Соснова, аналитик ИК "Фридом Финанс"
Пока реализация такого сценария кажется маловероятной. Любые такого рода ограничения могут привести к формированию «черного рынка» валюты. Взять, например, Венесуэлу, где в свое время была запрещена продажа валюты частным лицам, не выезжающим за рубеж. В результате 14-ти лет валютного контроля «черный рынок» валюты в стране увеличился в разы.
13:19
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Если будут бомбить Воронеж, то вполне реально. Вот, например, Минобороны РФ предлагает же мобилизовывать в случае войны легковые автомобили см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=82211
15:23
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
При текущей экономике и финансах нет.
Если довести страну до уровня Венесуэлы (у нас это было в конце 80-х), то тогда можно.

Скрыть ответы2 18:30
Board
Здравствуйте! Как Вы оцениваете действия ЦБ и Министерства финансов по манипулированию курсом $ начиная с конца 2014 года? Способствует ли политика удержания высокого курса $ благосостоянию россиян? Спасибо
12:41
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Благосостоянию граждан ослабление национальной валюты напрямую не способствует. Косвенное же влияние неоднозначно, так как зависит от того, чем занят тот или иной россиянин. Для экспортеров это выгодно, так что если вы работаете в такой компании, вряд ли ваша зарплата будет существенно снижаться. Для внутренних производителей ослабление национальной валюты полезно, но лишь в определенной степени, так как рост конкурентоспособности российской продукции из-за подорожания импорта отчасти будет компенсироваться ростом затрат на приобретение необходимого импортного оборудования и сырья, обслуживания оборудования и еще целом рядом выросших вместе с курсом доллара расходов. Для компаний, ориентированных на импорт, снижение рубля болезненно, что отражается на уровне доходов сотрудников. Наше правительство не устает повторять, что в целом ослабление рубля идет на пользу России и особенно в условиях возрастающей внешней изоляции. Но вот про пользу для отдельных граждан власти как-то не спешат упоминать лишний раз. Понятно, что влияние на кошелек рядового россияниа при этом отрицательное.
13:05
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
По нашим оценкам, покупка Минфином валюты на сумму 100 млрд. руб. в месяц оказывает влияние на курс доллара не более чем в 1%, что существенно меньше размаха курсовых колебаний доллара за тот же период. Россияне, зарабатывающие в долларах, весьма позитивно относятся к росту курса доллара по отношению к рублю.
13:35
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Основной задачей реализации бюджетного правила является не манипулирование курсом, а стабильность бюджетного процесса. Правительство при подготовке бюджета опирается на весьма консервативный курс нефти, чтобы риски недополучения нефтегазовых доходов (а при таком сценарии возникла бы вероятность снижения госрасходов в дальнейшем) были минимальны. Действительно, покупка валюты со стороны Минфина оказывает умеренное давление на курс рубля (объем покупок может составлять 50-100% положительного сальдо счета текущих операций), но не считаем, что желание видеть курс рубля более низким является здесь определяющим фактором для Минфина.
13:43
Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал"
Здесь необходимо понимать, что все этапы девальвации рубля с соответствующим снижением благосостояния с середины 2014 года воспринимается большинством населения как неизбежный результат санкционной политики запада против РФ. А для госбюджета текущий курс играет только на руку.
15:26
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Текущая денежно-кредитная политика ЦБ, политика правительства и бюджетное правило стимулируют рост российской промышленности и экспорта, но могут угнетать внутреннее потребление. Это программа, которая ориентирована на долгосрочный рост. Ее эффективность нужно будет оценивать через несколько лет. Кроме нее требуются дополнительные важные реформы.
14:40
Board
нет, это именно манипулирование в интересах узкого круга лиц, а большинство россиян страдают, так как рост курса $ вызывает рост цен практически на всё, начиная с бензина и далее по списку
14:46
Board
Имея возможность манипулирования курсом $ правительство может не напрягаться по поводу развития страны, подъёма её экономика, развития производства, достаточно задрать курс $ и бюджет наполнен рублями, а как россияне сводят концы с концами при таких ценах им до фени

Скрыть ответы1 17:46
detro
Добрый вечер уважаемые эксперты, хотелось бы узнать возможные сценарии движения валют и их ориентировочные уровни до конца года. Какова вероятность по технике достижения доллара значения в 80 р. и выше?
12:33
Алексей Коренев, аналитик "ФИНАМ"
Ситуация такова, что основным фактором, влияющим на динамику рубля, является сейчас новый пакет санкций. И в зависимости от того, в каком виде они будут приняты и какие комментарии при этом последуют, можно будет судить и вероятности уходя курса рубля выше или ниже значимых для экономики значений. То, что второй пакет санкций, предусмотренный через 90 дней после первого, будет принят, сомневаться не приходится, так как выдвинутые там требования однозначно не будут приняты Россией. Но у Трампа, находящегося под давлением демократов и чуть ли не ежедневно оправдывающегося, что он не является русским шпионом, остается определенный простор для маневра. Из шести пунктов второго транша санкций он обязан принять не менее трех. При этом выбор вполне может пасть на относительно безобидные, вроде понижения статуса дипломатических отношений и запрет на финансирование американскими банками российских властей (понятно, что первое - чисто формальное решение, второе же итак имеет место быть). В этом случае пакет санкций не будет представлять особой угрозы для нашей страны, что явится существенным позитивом и для рубля. Тогда вполне можно ждать укрепления национальной валюты к концу года до уровней 59-61 рубля за доллар (евро, понятное дело, пропорционально). Худший для нас вариант - это запрет на инвестирование в российские суверенные долги (который, правда, вступит в силу только через полгода с момента принятия решения, т.е. не коснется близких траншей ОФЗ) и запрет для российских банков с госучастием на расчеты в долларах. Такой вариант не просто несет в себе прямые потери для отечественной банковской системы, затрудняет платежи российских компаний по контрактам с западными контрагентами, усложняет обслуживание внешнего долга, но и наносит существенный репутационный удар по стане, что неизбежно выльется в заметный отток инвестиций. Пока трудно сказать, каковы будут масштабы этого оттока, но теоретически дело может дойти до необходимости поддержки отечественной валюты за счет продажи части валютных резервов Центробанком и Минфином. В этом случае мы запросто можем увидеть поход рубля выше 70 рублей за доллар с перспективой увидеть к концу года и 75. Предсказать заранее, чем все закончится, непросто именно из-за трудности прогнозирования решений американских законодателей. Так что привести точные цифры вероятности развития того или иного варианта событий пока просто нереально.
12:54
Олег Шагов, начальник аналитического отдела в ИФК "Солид"
Вероятность того, что в конце этого года курс доллара к рублю будет выше 80 оцениваю сейчас в 6%, а аналогичную вероятность в конце следующего года в 16%.
13:34
Михаил Поддубский, ведущий аналитик "Промсвязьбанка"
Текущая ситуация, конечно, сильно разнится от событий 2014-2016 г. При текущих ценах на нефть макроэкономическая картина вполне стабильная, а ослабление рубля в последние месяцы обусловлено двумя вещами: санкционные риски и общая коррекция во всех emerging markets. С фундаментальной точки зрения нет каких-либо серьезных оснований для движения пары доллар/рубль до 80 руб/долл., в то время как, безусловно, разовый выплески на какой-либо панике в случае, например, реализации жесткого варианта санкций (санкции на госдолг и корсчета банков, что однозначно не является базовым сценарием), теоретически возможны (на горизонте ближайшего года оцениваем вероятность такого движения не более чем в 15%).
15:29
Константин Бушуев, начальник отдела анализа рынков "Открытие Брокер"
Фундаментальные уровни курса USD/RUB к концу года могут быть в районе 61-62 или ниже.
Долгосрочно рубль может медленно ослабляться из-за бюджетного правила.
EUR/USD долгосрочно 1,3 и выше.

http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter