Банки-2020 - время перемен и инноваций » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Банки-2020 - время перемен и инноваций

Открыть фаил
14 января 2020 ИХ "Финам"
Оседлать следующую волну революционных преобразований. В предстоящем десятилетии мы, вероятно, станем свидетелями новой волны революционных перемен, более мощной и всепроникающей, чем все изменения последних лет. Хотя коренные причины этого прорыва - технологического, экономического, геополитического, демографического или экологического - могут оставаться неизменными, уникальное слияние указанных факторов должно привести к беспрецедентным изменениям и в обществе в целом, и в экономике, а, следовательно, и в банковской отрасли.

Главным фактором прорывных изменений все еще должны оставаться высокие технологии. Слияние современных технологий, например, машинного обучения и блокчейна, и таких передовых технологий, как квантовые вычисления, способно не только создать новые возможности, вероятно, более масштабные, чем существовавшие в любую предшествующую эпоху, но и породить новые факторы риска. Кроме того, технологии радикально изменят характер работы, какой мы ее знаем, а также рабочую силу и рабочие места.

Ну а пока во многих странах с развитой экономикой, особенно в Европе, на экономическом фронте вполне возможна "японизация" - постоянный низкий экономический рост, низкая инфляция/дефляция и околонулевые/отрицательные процентные ставки. Если будет наблюдаться японизация, полномасштабная или в отдельных проявлениях, ее последствия для роста и прибыльности банковской отрасли во всем мире могут оказаться существенными.

Кроме того, на динамике роста отрасли могут серьезно сказаться и фундаментальные демографические изменения по всем мире. Старение населения в странах с развитой экономикой, а также в таких развивающихся странах, как Китай, может оказать прежде не виданное давление на социальные, политические и хозяйственные системы.

Наконец, опасения по поводу изменения климата и давление общества заставят банки пересматривать приоритеты, изменяя свою роль в обществе и жертвуя краткосрочными выгодами во имя долгосрочной устойчивости.

Совместное воздействие прорывных технологий, масштабных перемен в характере работы, демографических сдвигов, изменения климата и возможной японизации может иметь серьезные последствия для банковской отрасли. Реализация сценария низких темпов роста экономики, в частности, может привести к резкому снижению количества банков, так как обеспечивать приемлемую норму прибыли удастся не всем существующим сегодня банкам. Под ударом в большинстве случаев, по-видимому, окажутся учреждения, не обладающие нужными масштабами или дифференцированными функциональными мощностями.

Перечисленные силы способны изменить и сам modus operandi банковского дела. Оно должно стать более открытым, прозрачным, осуществляемым в режиме реального времени, интеллектуальным, индивидуализированным, безопасным, продуманным и глубоко интегрированным в жизнь потребителей и в операции институциональных клиентов.

Однако при всех изменениях в методах и способах ведения банковского дела сама роль банков, скорее всего, не изменится. Что бы ни произошло, банки должны оставаться верными своей основной задаче как финансовых посредников - обеспечивать баланс спроса и предложения капитала. Банки, как и ранее, должны сохранять свои конкурентные преимущества - способность управлять рисками и решать сложные финансовые задачи, работать на жестко регулируемом рынке, стимулировать инновации для удовлетворения потребностей клиентов, защищать конфиденциальность клиентов и поддерживать доверие, и все это в значительных масштабах. Несмотря ни на что, банки останутся доверенными хранителями активов клиентов. Эта роль может включать и защиту таких активов, как цифровая идентичность, предвещая достижение нового рубежа банковского дела в цифровую эпоху.

По мере изменения банковского дела возможны и перемены в целях деятельности банков. Банки, вероятно, будут все более ориентироваться на высшее благо, двигаясь в авангарде деятельности за разрешение крупных социально-экономических проблем - например, противодействуя изменению климата или борясь за социальную справедливость.

Однако эти прорывные перемены сулят и бесконечные возможности. На пороге следующего десятилетия руководству банков следует пересмотреть свои чаяния в свете новой реальности и укрепить фундаментальные основы банковского дела. Не следует близоруко сосредоточиваться на задачах ближнего плана, упуская из виду общую картину. Вместо того, чтобы прятаться от изменений, руководителям следует уяснить, как лучше всего оседлать эту волну перемен.

Каково текущее состояние банковского сектора? Мировая банковская система продолжает демонстрировать положительные результаты: ее рентабельность после кризиса вышла на новый уровень. По данным Banker, доходность акционерного капитала (ROC) по состоянию на 2018 г. составила 13,7%, что выше показателя в 13,5% на конец 2017 г., впрочем, отрасль пока не вернулась к устойчивым уровням прибыльности: рентабельность собственного капитала (ROE) составляет 9,6%, т.е. ниже 12% - уровня, часто рассматриваемого как стоимость капитала для банков. Глобальные активы сократились до 122,8 трлн долл. США, главным образом из-за выбытия неосновных активов у европейских банков (рисунок 1). Есть и положительный момент: положение банков в мире в целом вновь стало более устойчивым: коэффициент 1-го уровня вырос до 6,75% по сравнению с 6,66% в 2017 г.

Рис 1. Состояние мировой банковской системы: Топ-1000 банков

Банки-2020 - время перемен и инноваций


Банковский сектор США продемонстрировал умеренное улучшение по большинству направлений и остается сильным. Доходность акционерного капитала (ROC) составила 18%, чему способствовала высокая доходность активов (ROA) - 1,5%. Совокупные активы достигли 16,5 трлн долл. США, что на 3% больше, чем в предыдущем году. Значительный вклад в увеличение прибыли внесло снижение налогов и повышение ставок федеральных фондов (до середины 2019 г.). Потребительское кредитование превысило уровни, которые в последний раз наблюдались перед финансовым кризисом.

Как и американские, канадские банки существенно нарастили совокупные активы - на 11,2% в годовом исчислении до 4,7 трлн долл. США, в основном благодаря ипотечным кредитам и кредитованию как физических лиц, так и предприятий. Впрочем, маржинальная прибыль у них снизилась, а ставки резервов на покрытие убытков по кредитам поползли вверх из-за ухудшения макроэкономических условий.

Напротив, многие европейские банки, все еще занятые приведением в порядок своего бизнеса, работают над тем, чтобы догнать по рентабельности другие регионы. В 2018 г. 10 доходность акционерного капитала (ROC) составила всего 10,2% в годовом исчислении, не изменившись за год, несмотря на улучшение показателей по необслуживаемым кредитам и росту прибыли банков стран юга Европы. Среди нерешенных проблем - структурно пониженная чистая процентная маржа (NIM) из-за хронической фрагментированности европейского рынка и банковской перенасыщенности на ключевых рынках, например, в Германии. Не улучшают дело и околонулевые и отрицательные процентные ставки центральных банков. Совокупные активы остаются стабильными на уровне приблизительно 25,8 трлн долл. США.

В Азии положение дел неоднозначное: китайские банки, как правило, продолжают расти. В этом году четыре крупнейших банка мира вновь оказались китайскими. С другой стороны, банки Японии не смогли уйти от системных проблем роста, связанных с низким ростом экономики и старением населения страны. Доходность акционерного капитала (ROC) составила 5,8%, а доходность активов (ROA) - 0,31%, в основном из-за низких процентных ставок/низких темпов экономического роста. Стоимость активов снизились на 3% до 13,1 трлн долл. США. В Китае, впрочем, этот показатель (ROC) остался высоким - 14,4% 14, хотя и ниже прошлогоднего в 15,6% 15. По-видимому, тарифный спор между США и Китаем сказался на росте стоимости активов, что, помимо прочего, омрачило перспективы глобальной экономики.

С другой стороны, к концу 2018 г. австралийские банки увеличили кредитование на 4,7% до 1,8 трлн. долл. США, что обусловлено ростом рынка жилья, занимаемого владельцами (не сдаваемого внаем). В перспективе картина выглядит менее мрачной; маржа, вероятно, окажется под давлением, так как конкуренция в олигополистическом секторе розничных банковских услуг возрастет, поскольку Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты прав потребителей (ACCC) ратует за повышение конкурентоспособности банковского рынка.

Чего ожидать в 2020 года? В Соединенных Штатах безработица достигла рекордно низкого уровня, а инфляция под контролем, но уже проявляются и признаки потенциального спада: кривая доходности инвертирована впервые с 2007 г. Экономисты Deloitte прогнозируют вероятность рецессии в США в следующем году в 25% (показатель с прошлого года не изменился). Большинство других стран большой семерки, например, Япония, Германия, Италия и Великобритания, находятся в аналогичной или худшей ситуации. МВФ прогнозировал на 2019 г. более медленный рост мирового ВВП на уровне 3%, и замедления роста не избежал ни один регион (рис 2).

Рис. 2 Прогнозы роста реального ВВП в разных регионах



Не меньшее беспокойство вызывает ограниченность арсенала денежных инструментов центральных банков; процентные ставки в ключевых регионах мира находятся на исторически низких уровнях, близких к нулю или отрицательных. Недавние действия Европейского центрального банка (ЕЦБ) по снижению ставок и возврату к количественному смягчению способны стимулировать рост, но, если роста не будет, не поздоровится, вероятно, никому.

В регуляторной сфере никуда не исчезла глобальная фрагментация регулирования. В настоящее время учреждениям приходится сталкиваться с многочисленными требованиями, которые зачастую до конца не отработаны или находятся в процессе пересмотра. Наконец, постоянного внимания безусловно требуют потенциальные риски, порождаемые геополитической напряженностью, например, Brexit или продолжающиеся торговые войны.

Как банкам следует готовиться к грядущему десятилетию? В преддверии волны революционных преобразований в предстоящем десятилетии руководству банков следует переосмыслить методы ведения банковского дела, предлагая смелые масштабные идеи. При всемерном расширении масштабов трансформации банков и активном взаимодействии с экосистемой императивным требованием к переменам могут стать новые партнерства и альянсы. Важно, впрочем, отметить, что в этом стремлении к переменам руководству нельзя упускать из вида важную миссию социальной ответственности.

В прошлом году мы рекомендовали банкам переосмысливать трансформацию как многолетний процесс и "изменить методику изменений". Эта мысль, безусловно, по-прежнему актуальна, но на пороге нового десятилетия банкам следует укреплять и свои фундаментальные основы по многим направлениям, включая технологическую инфраструктуру, управление данными, работу с персоналом и управление рисками.

Технологические проблемы банков остаются серьезными и многочисленными. Так, наблюдается "техническая задолженность" или отсутствие модернизации устаревших систем, что сильно мешает преобразованиям. Еще одной проблемой является плачевное состояние данных, что может помешать банкам полностью реализовать потенциал инвестиций в новые технологии. До сих пор не получили широкого распространения качественные и легкодоступные данные - необходимое топливо для любого решения технологических проблем. Многим банкам все еще не удается найти оптимальный путь их решения. Мы настоятельно призываем банковскую отрасль вернуться к основам, т.е., решить проблему данных, прежде чем проводить радикальную трансформацию технологий, и постепенно ликвидировать "техническую задолженность" путем модернизации основных направлений.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter