Русские рекорды на падающем рынке » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Русские рекорды на падающем рынке

Несмотря на кризис и сжатие рынка, интерес к русскому искусству продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние "русские" продажи аукционных домов Christie's и Sotheby’s
13 мая 2009
Несмотря на кризис и сжатие рынка, интерес к русскому искусству продолжает расти. Об этом свидетельствуют последние "русские" продажи аукционных домов Christie's и Sotheby’s.

«Русские торги» аукционных домов Sotheby’s и Christie's, прошедшие в Нью-Йорке с интервалом в одни сутки и показавшие очень похожие результаты вызвали полярную реакцию среди экспертов. С одной стороны звучало сожаление о «провальных» сессиях Sotheby’s, наторговавшего «всего» $13,8 млн, а с другой – восхищение выручкой Christie's, немного превысившей $13,2 млн.
Казус в оценках очень близких по величине значений связан с прошлогодними показателями аукционных домов: в Нью-Йорке произведения русских мастеров были проданы Sotheby’s на сумму $46,5 млн, а Christie's – на $17,6 млн. Разница с результатами 2009 года составила минус 70% и минус 25% соответственно.
Рост на фоне падения. Основной причиной резкого уменьшения объемов продаж на «русских торгах», безусловно, стал кризис, благодаря которому количество состоятельных россиян, позволявших себе вкладывать средства в искусство, резко пошло на убыль. По данным «Ф.», количество долларовых миллиардеров в России за год снизилось со 101 до 49 человек, что оказалось меньше не только чем в рекордном 2008 году, но и в 2007-м (61 миллиардер) и 2006-м (50). Понятно, что собирателями русского искусства были не только миллиардеры. Однако кризис не пощадил никого и многие в недавнем прошлом азартные игроки были вынуждены покинуть арт-рынок.
Справедливости ради следует отметить, что объемы «русских торгов» в Нью-Йорке снижаются уже не первый год. Так у Christie's сумма продаж в 2008-м была на 8,7% ниже, чем годом ранее, а у Sotheby’s - на 8,9%.
В то же время у оставшихся активными коллекционеров и арт-инвесторов сохранился интерес к уникальным произведениям отечественных мастеров. Например, 24 апреля на торгах Sotheby’s картина Ивана Айвазовского «Отплытие Колумба из Палоса» ушла за $1,6 млн при эстимейте $1,0-1,5 млн. Почти за $1,3 млн куплен диптих Бориса Григорьева «Приготовление блинов» (эстимейт $500-700 тыс.), а рисунок Александра Яковлева «Самурай» приятно удивил экспертов и нашел своего покупателя по цене $602 тыс. при предаукционной оценке $85-125 тыс.
На состоявшихся 25 апреля торгах Christie's также не обошлось без сюрпризов. Картина кисти Святослава Рериха «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (1933 год), оценивавшийся в $0,9-1,1 млн, в итоге купили втрое дороже – почти за $3 млн – тем самым установлен мировой рекорд стоимости на произведения художника. Высоким оказался спрос и на пейзажи самого Николая Рериха. Его полотно из цикла «Шамбала» - «Величайшая и святейшая Тангла» (1929 год), при эстимейте $300-500 тыс., продан за $1,4 млн. По мнению руководителя департамента по русскому искусству Christie's Джеймса Хести, торги стали подтверждением того, что российский арт-рынок находится в здравом состоянии.
Если проанализировать общее состояние мирового арт-рынка, то его российский сегмент выглядит действительно далеко не худшим образом: за год совокупный объем нью-йоркских «русских торгов» снизался всего на 60%. В то время как с апреля 2008-го по апрель 2009-го общий оборот ведущих аукционных домов мира сократился более, чем в 3,5 раза. Продажи Christie's уменьшились в 4,6 раза, а Sotheby’s – в 3,1 раза.
Интересно сравнить графики динамики объемов ежемесячных продаж в 2007 и 2008 годах. Если использовать эти показатели в качестве индикатора наступления кризиса, то сроком его начала в мировом масштабе следует считать октябрь 2008-го, когда вместо ожидаемого роста реализации предметов искусства и антиквариата началось ее резкое снижение. В октябре рынок сократился в 1,5 раза, в ноябре – вдвое, а в декабре - в 2,1 раза по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года.
Следуя за сжатием рынка, аукционные дома были вынуждены пойти на сокращение количества торгов. Так если за первые четыре месяца 2008 года Christie's провела 127 аукционов, то за аналогичный период 2009-го только 94 (–26%). Аналогичная ситуация сложилась и у Sotheby’s – 84 и 65 аукционов соответственно (–23%).

Выгодное дело. По мнению члена-корреспондента Международной академии культуры и искусства Юрия Юдина (интервью c ним finansmag.ru/faces/114), в первую очередь постоянный интерес к раритетам объясняется долгосрочностью вложений, которые хоть и не приносят прибыли в краткосрочной перспективе (2-3 года), но дают устойчивый рост капитала на уровне 20% годовых на инвестиционном горизонте до 10 лет. При этом покупателей ждет своеобразная лотерея: периодически на рынке появляются такие хиты, которые могут дорожать на 50-100% в год.
С художником Юдиным полностью согласен президент российского аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра (интервью finansmag.ru/faces/116). Аукционер считает, что вкладываться нужно в «супервещи». «Безусловно, они стоят очень дорого, – говорит эксперт – Но это инвестиции в послезавтрашний день – лет через 8-10 они принесут 35-40% годовых. Я именно так и поступаю. Игра «в короткую» тоже вполне допустима. Но следует четко осознавать – риски здесь гораздо выше».
Международный директор по работе Christie’s в России и СНГ Сандра Недвецкая (интервью finansmag.ru/faces/117) согласна с тем, что инвестиции в искусство должны осуществляться на достаточно длительное время: «Минимальный срок, между покупкой и продажей, на мой взгляд, должен составлять около двух лет. А оптимальное время для вложения – 5-8 лет. При этом следует обязательно смотреть на то, как ведет себя рынок. Если у инвестора имеется работа кого-то из старых мастеров и на данный момент эта категория очень сильна, то, возможно, предмет следует продать».
По свидетельству директора аукционного дома «Империя» Алексея Кудия (интервью finansmag.ru/faces/118), рост стоимости предметов на больших горизонтах инвестирования характерен также для нумизматики и фалеристики: «До кризиса прирост составлял 25-30% в год. По некоторым позициям даже больше. Несмотря на то, что цены сегодня несколько понизились, за последние 8 лет вещи подорожали в среднем в 9-10 раз. Любой, кто когда-то приобрел качественный предмет, теперь в хорошем плюсе».
Таким образом, единодушное мнение экспертов относительно инвестиций в предметы искусства и антиквариата – покупать в расчете на длительную перспективу и с прицелом на солидный (в разы) рост. При этом все специалисты подчеркивали, что при вложении денег в столь специфические ценности следует быть очень внимательным и соблюдать ряд правил, пренебрежение которыми может закончиться плачевно.

Специфика. Покупатели предметов искусства и антиквариата делятся на две категории: коллекционеры и инвесторы. «Главный принцип коллекционера - покупать то, что нравится. И при этом понимать, что у коллекционера эстетическая категория стоит на первом месте. А соображения выгоды – если они есть – на втором, – говорит гендиректор «Сотбис СНГ» Михаил Каменский (интервью finansmag.ru/faces/115), – Если же оценивать ситуацию с точки зрения бизнеса, то комбинация вещей и вкусовые предпочтения безразличны. Принципиальные факторы - цена, перспектива ее роста, уровень ликвидности и доходность».
Сандра Недвецкая также ставит эстетический аспект на первое место, а в процессе приобретения предметов искусства советует в обязательном порядке пользоваться услугами экспертов, имеющих многолетний стаж работы и пользующихся авторитетом. «Имеются некоторые показатели, по которым можно предугадать, как поведет себя тот или иной предмет, – рассказывает представитель Christie’s, – В первую очередь, это высокое качество и хорошее состояние работы, ее провенанс – история владения художественным произведением, его происхождение. На художественных и антикварных рынках провенансом подтверждается подлинность предметов. И в последнюю очередь это период и датирование этой работы. Если придерживаться этих трех критериев, то, скорее всего, приобретенная вещь останется в цене на долгое время».
Олег Стецюра, настаивая на обязательном привлечении экспертов, советует приобретать предметы искусства и антиквариата в торгующих организациях. Лучше всего – на аукционах. «Здесь обязательно дают гарантии правильности описания предмета. Причем уважающие себя аукционные дома, чтобы поддержать свое реноме, всегда принимают проданные с их помощью вещи на реализацию по цене не меньшей, чем за них было уплачено в последний раз, – поясняет президент «Гелоса», – Единственное условие: предмет должен быть выставлен на торги не раньше, чем через год, а то и через два. У нас это называется – по цене завтрашнего или послезавтрашнего дня».
Немаловажным является определение подлинности. По данному вопросу специалисты делятся на две примерно равные по величине группы: одни считают, что максимально широко использовать технологии, а другие являются сторонниками искусствоведческих экспертиз. Какой точки зрения придерживаться – решает покупатель. Многие из тех, кто специализируется не на коллекционировании, а на инвестициях применяют оба метода, хотя каждый из них, в зависимости от уровня проверки, увеличивает стоимость предмета на 5-10%.
Не следует также забывать о том, что на арт-рынке действуют те же основные правила, что и на фондовых площадках – при создании портфеля художественных инвестиций действуют те же правила, что и в других областях. Вложения обязательно следует диверсифицировать, не вкладывать деньги в один предмет искусства, а приобретать несколько работ. Например: картины русских художников, ювелирные украшения, произведения старых мастеров, картины XIX века, импрессионистов, современное искусство.
Что касается современного искусства, то многие эксперты считают вложения в этот сегмент лотереей. С одной стороны оно явно недооценено, а с другой – порой совершенно непонятно и непредсказуемо, как поведут себя те или иные творения художников в долгосрочной перспективе. По словам Юрия Юдина, многие работы последних двух десятилетий характерны отсутствием идей и попытками погружения в мир смерти. «Такие личности, как Дамиан Херст, автор знаменитых формалиновых акул, стараются использовать любой предлог, чтобы зацепить и эпатировать зрителя. Сегодня им это удается, но что будет с их творениями завтра – этого не знает никто».

Олег Максименко

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter