Февральский воздух свободы: банковский профсоюз в России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Февральский воздух свободы: банковский профсоюз в России

30 октября 2020 Открытие | Открытый журнал Барановский Константин
Падение Российской империи в феврале 1917 года вызвало живое творчество масс, и много кто сразу озаботился отстаиванием собственных прав. Профсоюзы росли как грибы после дождя. Не миновал этот тренд и российскую банковскую систему.

Первая профсоюзная банковская организация возникла уже спустя неделю после свержения царя — Совет представителей служащих кредитных учреждений Петрограда, объединивший семь тысяч сотрудников 49 акционерных банков и банкирских домов. Совет заявил о себе сразу и решительно, потребовав кардинального улучшения условий труда служащих банков. В списке требований — ежегодный отпуск, горячее питание в течение рабочего дня и шестичасовой рабочий день, что было даже радикальнее восьмичасового, за который боролись, например, рабочие, занятые в промышленности.

В Российской империи рабочий день длился 9–11 часов официально, но с учётом переработок и внеурочного времени — гораздо больше.

Первый банковский профсоюз не стал размениваться на манифестации, выйдя с требованиями непосредственно на руководство банков, которое не могло игнорировать их на фоне общей революционной лихорадки. И в апреле начались переговоры между топ-менеджментом акционерных банков и профсоюзом, с обеих сторон ведущую роль играли представители Азовско-Донского банка, входившего в топ-3 крупнейших кредитных организаций России.

Совет представителей служащих кредитных учреждений Петрограда стал первым, но не единственным банковским профсоюзом, в результате в столице прошёл с 28 мая по 4 июня 1917 г. Первый всероссийский съезд служащих кредитных учреждений, собравший 178 делегатов из 69 городов. По данным на начало 1914 г., в Российской империи работали 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков.

На съезде учредили Всероссийский профессиональный союз банковских работников. Кроме того, делегаты не только подтвердили прежние требования Совета представителей, но и выдвинули новые: приём и увольнение наёмных банковских работников только с согласия профсоюза. Он имел право отклонить предложенную кандидатуру.

Лето первого революционного года ушло на сложные переговоры банкиров с сотрудниками, итогом стало принятие почти всех профсоюзных требований, включая шестичасовой рабочий день. Камнем преткновения стало участие профсоюза в найме и увольнении сотрудников — руководство не хотело выпускать из рук этот рычаг управления банком. В качестве аргумента выдвигалась невозможность нести ответственности перед акционерами за деятельность банка, не имея единоличного права решения кадровых вопросов. Банкиры даже направили соответствующую жалобу Временному правительству, которое от вмешательства уклонилось, не забыв констатировать, что «сильное возбуждение массы служащих кредитных учреждений во всей стране может привести к нарушению правильной работы банков». Банковские служащие, в силу высокой сознательности и определённого консерватизма взглядов, даже не вели разговоров о забастовке, не говоря уже об использовании её угрозы как инструмента давления на руководство — банки должны работать, это было очевидно.

Препирательства длились вплоть до 25 октября 1917 г., когда приход к власти большевиков сделал их неактуальными. А проведённая национализация банков и вовсе списала вопрос с повестки дня.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter