Пробка не вылетит из бутылки. Москва на первом месте по уровню трафика » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пробка не вылетит из бутылки. Москва на первом месте по уровню трафика

22 января 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Россиянам есть чем заниматься в пробках: они разговаривают с близкими и коллегами, слушают аудиокниги и даже злятся. И есть от чего. Москва, согласно недавнему авторитетному исследованию, на первом месте среди городов мира по количеству пробок. Количество пробок в мире выросло из-за пандемии, личный автомобиль граждане посчитали более безопасным, чем общественный транспорт. Власти городов пытаются ограничивать трафик разными способами, но количество автомобилей все равно растет, хотя в разных городах для этого разные причины.

Застряв в пробках, российские водители звонят близким или беседуют с коллегами, это делает каждый пятый автолюбитель, а вот 14% предпочитают слушать аудиокниги. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования "СберАвто" и "СберЗвук", опубликованные в четверг, 21 января. При этом 6% признались, что "очень злятся".

Очевидно, что среди последних немало москвичей. В недавнем опросе международной компании Tom Tom, производителя навигационных систем, Москва заняла первое место в мировом рейтинге по загруженности дорог. В 2019 году у российской столицы было только шестое место в "рейтинге пробок". В то же время, благодаря ограничениям, связанным с пандемией, уровень загруженности столичной агломерации немного снизился. В 2020 году среднегодовой уровень загрузки дорог составил 54%, годом ранее - 59%. Как выяснили в компании, в пробках каждый столичный водитель провел 200 часов в год.

"Мягкий путь" и "человейники"

Столичные власти уже не первый год борются с пробками, строя перехватывающие парковки и открывая новые линии метро, которые по мысли властей должны снизить количество желающих ездить на автомобилях. Однако несмотря на то, что часть граждан все же удалось пересадить на общественный транспорт, проблему пробок решить так и не удалось. "После отмены режима изоляции пробок опять стало много, приходится ездить на метро. В центре города из-за постоянных ремонтов дорог движение затруднено, особенно в час пик, шоссе Энтузиастов стоит, бывает, даже в выходные", - жалуется в беседе с Finam.ru московский автовладелец Сергей, ведущий юрист одной из столичных транспортных компаний.

Не помогли и платные парковки, которые столичный мэр Сергей Собянин называл самым "мягким путем" борьбы с пробками. "Платные парковки существуют в Москве уже пять лет, но по-прежнему остаются камнем преткновения для многих. А эмоции критикующих по-прежнему хлещут через край", - писал столичный градоначальник на своем сайте.

Стоит отметить, что во время пандемии муниципальные депутаты города обращались к мэру с требованием отложить на время пандемии расширение зоны платных парковок в городе. Среди аргументов был и такой: личный автомобиль лучше, чем общественный транспорт, защищает от вируса. Однако в мэрии обращениям народных избранников не вняли, и как отмечал "Коммерсант" со ссылкой на свои источники, зона платных парковок в нынешнем году расширится.

При этом количество личного автотранспорта в Москве за последние годы только росло. По данным Центра организации дорожного движения, с 2010 года в Москве и области общее количество личного автотранспорта выросло с 5,7 до 7,7 млн. Речь идет лишь о тех автомобилях, которые зарегистрированы на жителей Москвы.

Попыткой решения транспортных проблем столицы стал и введенный в Москве каршеринг - пользование арендованным автомобилем вместо собственного авто. "Каршеринг дает возможность съездить в один конец и бросить машину, в этом плюс, если бы я ездил на личном автомобиле только по городу", - говорит Finam.ru менеджер столичной компании Алексей.

Популярность каршеринга действительно растет, однако пока он не слишком выигрывает по цене с личным автомобилем. Согласно подсчетам сервисного центра Alfred, данные которого приводило издание "Ведомости", в год за машину среднего сегмента возрастом трех лет ее владелец платит лишь на 4% больше, чем за каршеринг эконом-класса.

Проблема пробок связана с хаотичным строительством, отмечал координатор автомобильного правозащитного движения "Синие ведёрки" Петр Шкуматов. "Пробки являются лишь производной от градостроительства и от роста населения агломерации", - писал он в опубликованном в феврале 2019 года Facebook-посте, который вызвал немало откликов.

По мнению эксперта, одна из главных проблем - массовое строительство так называемых "человейников" возле МКАД. Приобретающие в них квартиры жители регионов часто используют автомобиль как единственное средство передвижения, что приводит к большей загруженности дорог. "Чтобы вы понимали, 1000 автомобилей от одного такого человейника - это пропускная способность в час одной полосы автомагистрали!", - писал Шкуматов.

Борьба с пробками: от Мумбая до Лондона

Вторым самым "пробочным городом" в рейтинге Tom Tom стал индийский Мумбаи, где рейтинг пробок составил 53%. Издание Hindustan Times констатирует, что автомобильные заторы - проблема, которая существует десятки лет, и легче ситуация вряд ли станет. "Город покупает машины быстрее, чем строит дороги", - пишет издание. По данным, которые приводит газета, в то время как за почти 60 лет количество машин на дорогах Мумбая увеличилось на 3700 процентов, протяженность городских дорог увеличилась на 250 процентов.

В столице бывшей метрополии, Лондоне, для борьбы с пробками приняли радикальное решение. Тогдашний мэр города Кен Ливингстон сделал въезд в город платным. "В городах господствовало мнение о том, что как только появится много автомобилей, мы построим побольше дорог. Однако, сколько бы вы ни построили дорог, их заполняют машины, у вас пробки, а экологическая ситуация ухудшается", - рассказывал экс-мэр в беседе с автором статьи. Платный въезд в центр города, который действовал с 7 утра до 18 вечера в будние дни, помог улучшить работу транспорта.

Машин в центре города по-прежнему меньше, однако согласно исследованиям, проведенным в сентябре 2020 года Европейским фондом защиты окружающей среды (EDF Europe), загруженность дорог за пределами центра города сейчас хуже, чем в 2019 году. По данным экспертов, она составила 18%, и во многом это было связано с тем, что лондонцы в пандемию стали больше передвигаться на личном транспорте, избегая общественного.

В 2017 году нынешний мэр города Нью-Йорка Билл де Блазио представил план из нескольких пунктов для борьбы с пробками. Среди них запрет на доставку грузов автомобилями в определенные часы, ужесточение штрафов для водителей, а также ряд мер по улучшению дорожной инфраструктуры. Однако меры не слишком помогли. По данным Tom Tom, "Большое Яблоко" вместе с Лос-Анджелесом - среди худших американских городов по уровню трафика.

Как отмечается в совместном исследовании "СберАвто" и "СберЗвук", 12% россиян, застряв в пробке, поют. Возможно для коллективного гимна, застрявших в пробке автомобилистов, хорошо подойдет песня Земфиры "Трафик": "Ты мне предложишь быть снова вместе, Я промолчу исподлобья робко. Все, возможно, могло быть иначе, Если б не эти ужасные пробки".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter