Айн Рэнд Воспевая капиталистов: как эта хрупкая женщина убрала из литературы и искусства негативный образ предпринимателя » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Айн Рэнд Воспевая капиталистов: как эта хрупкая женщина убрала из литературы и искусства негативный образ предпринимателя

20 марта 2021 Открытие | Открытый журнал Барановский Константин
Когда Алиса Розенбаум в 1926 г., в возрасте 21 года, уезжала из Советской России, она не знала, что ждёт её в будущем, но была уверена, что коммунистическая, неуютная, враждебная к частной инициативе страна навсегда останется для неё в прошлом.

Свобода впроголодь

Америка отнюдь не встретила Алису молочными реками с кисельными берегами. Ей приходилось тяжело, работы практически не было, да и язык она ещё знала не очень хорошо. У неё тут были дальние родственники, но всё их участие в судьбе девушки ограничилось, по большому счёту, официальным приглашением, которое и позволило Алисе вырваться из СССР. Но не для того Алиса пробилась в Зазеркалье, чтобы там пропасть.

Точнее, Алиса Розенбаум всё-таки исчезла с лица Земли, и ей на смену пришла Айн Рэнд.

Девочка решила стать писателем ещё в девять лет, заявив: «Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются». Она много читала, дружила с сестрой Набокова, пока семья Набоковых не была вынуждена эмигрировать. За плечами Айн Рэнд были исторический факультет Петроградского госуниверситета и фотокинотехникум. А в сердце — искренняя, горячая ненависть к коллективизму, коммунизму, усреднению талантливых, трудолюбивых и успешных. Всего этого Рэнд, родившаяся в Санкт-Петербурге 2 февраля 1905 г. в семье преуспевающего аптекаря, вдоволь нахлебалась в Советской России, где все активы семьи были конфискованы, и она была вынуждена бороться за выживание. Пережитое легло в основу её первого романа «Мы — живые».

Но до этого далеко, а пока Айн Рэнд из Чикаго отправляется в Голливуд, имея с собой 100 долларов, четыре киносценария и чудом добытое рекомендательное письмо к известному тогда кинорежиссеру Сесилю де Милю.

Рэнд несколько дней бродит у ворот Universal Studios. И вот, о чудо, возле неё останавливается автомобиль, за рулём — Сесиль де Миль. После короткого диалога ворота фабрики грёз распахнулись перед Айн Рэнд. Впрочем, сценарии оказались никому не нужны, и Айн становится статисткой за полтора доллара в день. В 1927 г. киностудия разоряется, Рэнд остаётся без работы. С середины 1928-го до лета 1929 г. Айн Рэнд работает официанткой, продавщицей и коммивояжером. За жильё она платит 25 долларов в месяц, и деньгами ей время от времени помогает чикагская родня.

В жизни Рэнд появляется мужчина — актёр Фрэнк О’Коннор, и вскоре они становятся мужем и женой (15 апреля 1929 г.). Злые языки утверждают, что не обошлось без проблемы с визой, которая нависала над Рэнд, однако брак продлился 50 лет. В 1931 г. Рэнд стала гражданкой США.

В июле 1929-го Рэнд получает канцелярскую работу в отделе дамских костюмов на киностудии RKO Radio Pictures. За три года Айн доросла до начальника отдела. Начав с заработка в 20 долларов в неделю, она стала получать 44. Рэнд стала посылать деньги родителям. Но не прямо на их адрес, так как это было опасно, ведь их могли арестовать за получение денег из-за границы, а на адрес магазинчика, куда родители приходили и брали продукты.

Начало

В октябре 1929 г. началась Великая депрессия. И нелюбимая работа стала благом, когда вокруг — сотни тысяч безработных американцев.

Первый сценарий Рэнд продала в 1932 г. кинокомпании Universal Studios за полторы тысячи долларов. Айн немедленно оставляет постылую работу и сосредотачивается на литературной деятельности.

С приходом Великой депрессии карьера Фрэнка О’Коннора закончилась, чтобы никогда не возродиться. До самой смерти в 1979 г. он оставался в тени жены, довольствуясь ролью управляющего семейным ранчо в Калифорнии и садовника-флориста.

Первая пьеса «Чердачные легенды» была написана Айн Рэнд в 1933-м. В следующем году она была поставлена на Бродвее, но продержалась недолго. Рэнд пишет свой первый роман «Мы — живые», опубликованный в 1936 г. Первый бестселлер — «Источник» (Fountainhead) — выходит в 1943 г. Двенадцать различных издательств отклонили рукопись книги. Не отступившись, Айн Рэнд обратилась в тринадцатое. «Источник» имел триумфальный успех, тираж по тем временам был просто немыслимым: 100 тысяч экземпляров. Уже в конце 1943 г. Голливуд за 50 тыс. долларов выкупил права на экранизацию. И в 1949 г. вышел фильм с Гэри Купером в главной роли. Сценарий так же написан Рэнд.

Роман «Атлант расправил плечи» был опубликован в 1957 г. Книга писалась 14 лет, её объём больше «Войны и мира» в полтора раза. А тиражи — просто феноменальные. До сих пор продаётся более чем 100 тыс. экземпляров ежегодно. Айн Рэнд разбогатела и переехала в поместье, можно даже сказать — замок.

По опросу пяти тысяч членов книжного клуба Book of the Month Club, проведённому Information Analysis System Corporation в 1991 г. для Библиотеки Конгресса, «Атлант расправил плечи» была признана второй после Библии книгой, которая наиболее сильно повлияла на жизнь опрашиваемых респондентов. Наибольшую долю приверженцев философии Рэнд составляют жители США, однако, по данным Atlas Society, заметен рост интереса читателей из других стран. По данным Института Айн Рэнд, основная масса поклонников за пределами США приходится на Великобританию, Канаду, Индию и Скандинавию. В Индии объём продаж книг Айн Рэнд в 16 раз превзошёл продажи работ Карла Маркса.

Современный философ

Кроме писательства, Айн Рэнд проявила себя на ниве философии, создав учение объективизма, имевшее столь ошеломительный успех. Кстати, Рэнд — единственный мыслитель XX века, создавший самостоятельное и полностью оригинальное учение. Из окружения Рэнд вышел легендарный Алан Гринспен, десятки лет возглавлявший ФРС США. До знакомства с писательницей он был застенчивым еврейским музыкантом, превратившимся под влиянием идей Айн в могущественную фигуру глобального масштаба. В симпатиях к объективизму признавались Милтон Фридман и Рональд Рейган. Идеи Рэнд легли в основу «Движения чаепития». Либертарианцы используют наследие Рэнд.

Она сделала для капитализма то, что никто никогда не делал: придала ему мораль и блеск, воспев героев капиталистического труда.

За год до смерти Айн Рэнд выступила с речью на ежегодной конференции в Новом Орлеане. Четыре тысячи видных предпринимателей, банкиров, финансовых консультантов, инвесторов, экономистов, управляющих паевыми фондами и фабрикантов, затаив дыхание, внимали каждому её слову.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. У неё взяты сотни интервью, о ней написаны тысячи статей, действуют два общества, изучающие её наследие. Айн Рэнд посвящены два документальных фильма и один художественный. Идеи Рэнд живут и побеждают. Ежегодно в мире её книги издаются тиражом более полумиллиона экземпляров.

Рэнд умерла 6 марта 1982 г. в Нью-Йорке. The New York Times написала: «Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как её собственный — шестифутовое изображение знака американского доллара».

Рэнд часто обвиняют в культивировании эгоизма. Но это весьма своеобразный эгоизм, о чём её ненавистники забывают уточнить: это желание индивидуума реализовать себя. Так, герой «Источника» Говард Рорк, архитектор, работал в каменоломнях, лишь бы не строить уродливые и безвкусные дома.

Снова в России

В СССР Айн Рэнд не была известна. Первые переводы её книг появились в конце 90-х, но не произвели особого впечатления. Всё изменилось в 2010–2011 гг., когда московское издательство «Альпина Паблишер» взялось выпускать наследие Айн Рэнд. И не прогадало. «Гимн», «Источник», «Атлант расправил плечи», пьесы, публицистику Рэнд сметали с полок, и продажи поражают до сих пор.

Несколько лет назад в Самаре энтузиасты выпустили вполне профессионально сделанную аудиокнигу по «Атланту». А в Санкт-Петербурге в 2015 г. к 110-летию со дня рождения Рэнд прошла конференция, ставшая ежегодной.

Рэнд читать стало модно и не стыдно, многие выдающиеся российские предприниматели признают, что почитают Рэнд. Хотя страсти кипят нешуточные. Что говорить, если русскоязычный журнал Forbes, опубликовав мнение одного из своих колумнистов, негативно отозвавшихся о Рэнд, получил шквал возмущённых писем и реплик от читателей и вынужден был вернуться к теме, чтобы уточнить позиции.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter