Эжен Поль Луи Шуэллер » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Эжен Поль Луи Шуэллер

6 июня 2021 Открытие | Открытый журнал Егорова Ирина

Больше ста лет косметический бренд L’Oreal является синонимом качества. Однако биография и личность создателя компании полны противоречий. С одной стороны, Эжен Шуэллер был ярым поклонником нацистских идей, с другой — одарённым предпринимателем, внёсшим большой вклад в мировую экономику. Сегодня его наследники считаются одними из самых богатых людей на планете.

Детство и юность

Эжен появился на свет 20 марта 1881 г. в Париже. Его родители были кондитерами. Супруги мечтали, что сын продолжит их дело, и с малых лет приучали его к работе в пекарне.

Семья стремилась к достатку и вложила все сбережения в компанию, занимавшуюся строительством Панамского канала. Но вместо прибыли их ждало разочарование — фирма обанкротилась, и Шуэллеры потеряли крупную сумму. Средств на жизнь не хватало, поэтому им пришлось уехать из столицы в маленький городок Нелли.

В провинции вести семейный бизнес стало проще. Крупным заказчиком выпечки был колледж Сент-Круа, куда впоследствии отправили учиться Эжена. Его любимым предметом стала химия, и юноша понял, что нашёл своё призвание.

Но мечту выучиться на химика пришлось отложить: семья вновь сменила место жительства из-за проблем с финансами. На этот раз Шуэллеры отправились в Эльзас. Молодой человек часто подрабатывал, чтобы помочь родителям свести концы с концами, но не прекращал читать книги и ставить опыты, чтобы продолжить обучение.

Рождение L’Oreal

В 19 лет Эжен поступил в химико-технологическую школу в Париже. В 1904 г. он получил должность лаборанта в Сорбонне, где в том числе работал и над косметической продукцией.

В 1909 г. Эжен женился на молодой пианистке Луизе.

По легенде именно супруга подсказала Шуэллеру прибыльную идею для бизнеса: девушке неудачно покрасили волосы в парикмахерской. Тогда муж пообещал создать краску, которая исправит случившуюся неприятность. И сдержал своё слово.

Есть и более прозаичная версия создания косметической компании. Владелец крупной парикмахерской обратился к Эжену за помощью в разработке синтетической краски для волос, так как в те времена большинство существующих смесей готовились на основе свинца, были токсичными и раздражали кожу головы.

Шуэллер согласился стать техническим консультантом парикмахера. Но честолюбивому молодому человеку не нравилось работать под чужим контролем. Он разорвал договор и стал самостоятельно трудиться над созданием безопасной краски. Полученные смеси испытывала на себе молодая супруга Эжена.

Шуэллер в собственной лаборатории сделал отличную краску: она не портила волосы, давала натуральный оттенок и долго держалась. Химик задумался, как наладить продажи созданного продукта. Он бесплатно отдал в парикмахерскую несколько флакончиков на пробу, и к нему посыпались заказы.

Есть все основания полагать, что разработкой краски для волос Шуэллер занялся ещё до женитьбы, а испытывал смеси на собственных волосах. Он писал в то время: «Наконец мне посчастливилось, и я думаю, что заслужил это — получить продукт отличного качества, который позволил мне запустить свою компанию».

Эжен Поль Луи Шуэллер


Становление бренда. Первое производство

Поначалу лаборатория располагалась в небольшой квартире супругов Шуэллер: вечерами Эжен готовил краску, чтобы с утра отвезти её своим постоянным клиентам и найти новых. Он вспоминал: «Самой сложной частью были продажи. Я был застенчив, и мне пришлось заставлять себя продавать». Позднее он нанял торговых представителей, которые собирали заказы на поставку.

Первое название фирмы Шуэллера было Société Française de Teintures Inoffensives pour Cheveux, в неё он вложил всего 800 франков. Позже компанию переименовали во всемирно известную L’Oreal.
Развитие компании

В 1912 г. бизнес Шуэллера процветал: косметическая марка вышла на международный рынок. В 1918 г. он присоединил к компании ещё две фирмы: Nobel Francaise (выпуск полимеров) и Valentine (производство целлюлозного лака).

В 1928 г. Эжен приобрёл компанию по производству мыла Savons Français. Ему пришлось провести полную модернизацию своих предприятий и вложить крупную сумму в продвижение ассортимента. Таким образом он вывел бренды в число передовых.

Предприниматель эффективно приспосабливался к изменениям рынка, улавливал потребности покупателей. Францию времён Великой депрессии сотрясали забастовки, процветала безработица, политическая ситуация была нестабильна.

Правящая партия провела ряд радикальных реформ, в том числе ввела двухнедельные оплачиваемые отпуска для всех рабочих. Такое нововведение стало прекрасным подарком для бизнеса Эжена: француженки устремились на пляжи, и продажи недавно выпущенного солнцезащитного крема Ambre Solaire взлетели.

Затем была Вторая мировая война, которая принесла компании Шуэллера только процветание. Бизнесмен сочувствовал немецким захватчикам и разделял их взгляды. Впоследствии его судили за пособничество фашистскому режиму, но Эжен вышел сухим из воды.

В 1953 г. он открыл первый филиал косметической компании в США. В 1955 г. L’Oreal стала сотрудничать с брендом Vichy: они вместе создавали средства по уходу за кожей. Позднее, в 1980 г., концерн поглотил менее крупного партнёра.
Новатор красоты

В 1910 г. Эжен основал первый в мире институт по окрашиванию волос, где парикмахеров обучали пользоваться продукцией его компании. Также владелец L’Oreal первым из производителей краски стал вкладывать в упаковку предупреждение о необходимости провести тест на аллергию перед использованием. Это правило стало стандартом в его компании, а потом его переняли и другие фирмы. Также Шуэллер придумал жидкий шампунь для волос — до этого использовали мыльную стружку.

Бренд L’Oreal шагал в ногу со временем. Когда в моду вошли светлые оттенки волос (француженки подражали героиням популярных фильмов), Эжен стал выпускать обесцвечивающую краску L’Oreal Blanc. Кроме того, Шуэллер придумал и внедрил систему уровней окрашивания волос.

Творческий подход

Эжен Шуэллер активно экспериментировал и с видами рекламных объявлений. Он был первым, кто стал размещать рекламу на гигантских полотнах, укрывающих целые здания: красочная афиша, призывающая купить лосьон для волос L’Oreal, красовалась в самом центре Парижа. Бизнесмен придумал использовать радио для раскрутки новых товаров, в том числе в совершенно новом формате рекламных песен.

Компания проводила различные конкурсы, выпускала журнал для женщин Votre Beauté, посвящённый вопросам красоты и продвижению новых продуктов бренда. А когда появилось телевидение, рекламные ролики L’Oreal стала крутить одной из первых. Иногда в них снимался сам основатель компании, в 1953 г. он даже получил «Оскар» за лучшую рекламу.

Радикальные взгляды Шуэллера

Эжен был одержим своим бизнесом, но в то же время его интересовали и более глобальные вещи. Предпринимателя увлекали экономические и политические идеи. В молодости Эжен проникся социалистической идеологией, после этого стал масоном, но спустя три года покинул братство.

В середине 1930-х, в период Великой депрессии, Шуэллер начал излагать собственные экономические теории в книгах, радиопередачах и на публичных лекциях. Его главной идеей была пропорциональная зарплата: вместо того, чтобы платить рабочим почасовую или ежедневную ставку, он настаивал, что оплата труда должна быть пропорциональна производству. Он внедрил этот принцип в L’Oreal, но инновационные идеи бизнесмена так и не стали популярны.

La Cagoule

Шуэллер даже примкнул к самой радикальной группировке Франции — La Cagoule, что в переводе означает «капюшон» (отсылка к колпакам «Ку-клукс-клана»). Это была антикоммунистическая, антиреспубликанская и антисемитская организация, тайный профашистский комитет, созданный по примеру группировок Германии, Италии и Испании. Ходили слухи, что за разглашение информации и предательство в нём карали смертью.

Активным участником La Cagoule являлась и единственная дочь и наследница бизнесмена Лилиана, она разделяла пронацистские взгляды отца. Впоследствии, когда её собственная дочь Франсуаза вышла замуж за внука раввина, погибшего в Освенциме, она так и не смогла принять зятя. Хотя официально и Эжен, и Лилиана раскаялись в сотрудничестве с нацистским режимом.

Шуэллер оказывал организации финансовую поддержку и предоставлял членам La Cagoule рабочие места в своей компании. А заседания тайного общества проходили в штаб-квартире L’Oreal. Однако нет доказательств, что бизнесмен участвовал в организации террористических актов и покушений во Франции и за границей.

Немецкая оккупация

Шуэллер восхищался властью, порядком и эффективностью диктаторского строя Германии. И вскоре предпринимателю выдался шанс увидеть его вблизи. В 1940 г. бронетанковые дивизии Вермахта вторглись в Бельгию, а затем и в Париж. Крах французских войск для Эжена был ещё одним доказательством несостоятельности действующего правительства.

Во время немецкой оккупации труды и лекции Шуэллера стали откровенно пронацистскими, а La Cagoule перестала быть тайной организацией. Бизнесмен в открытую восхищался достижениями нацистов и их лидера: «Мы должны вырвать из человеческих сердец детские понятия свободы, равенства и даже братства», — его речи звучали в передачах по французскому радио, контролируемому Германией.

Шуэллер сыграл важную роль в налаживании партнёрских связей между крупным производителем лакокрасочных материалов Valentine, одним из директоров которого он являлся, и немецкой армией. Архивные документы свидетельствуют, что почти вся продукция поставлялась фашистскому флоту. Благодаря активному сотрудничеству с немцами Эжену удалось значительно увеличить своё состояние, а продажи L’Oreal выросли почти в четыре раза.



После войны

В 1944 г. немецкие оккупанты спешно покинули Францию — они отступали перед войсками союзников. По стране прокатилась волна репрессий в отношении сочувствовавших и помогавших фашистам. Проводились массовые казни, для которых французы организовали временные народные суды, выносившие решения быстро и беспощадно.

Внимание трибунала было обращено и к владельцу L’Oreal. Но, на его счастье, правосудие стало более цивилизованным, и когда на бизнесмена завели дело, его рассматривали строго в рамках закона. Официально поводом стало обращение одного из бывших сотрудников, обвинившего Эжена в экономическом и политическом пособничестве фашистским захватчикам. Экономической составляющей судья не нашёл, потому что косметическая продукция не представляла интереса для военных нужд. Обвинение с Эжена сняли благодаря тому, что истинные схемы снабжения фашистской армии были тщательно завуалированы. Суд не смог ничего предъявить бизнесмену, хотя очевидно, что развитие L’Oreal и Valentine было невозможно без сотрудничества с немцами.

Не удалось доказать и участие Шуэллера в преступлениях захватчиков. Согласно выводам суда, предприниматель проявил определённую активность в распространении идей фашистской Германии и являлся членом La Cagoule, но якобы был завлечён в неё обманом. В пользу Эжена выступили свидетели, которые рассказывали, что он укрывал еврейских служащих, помогал сотрудникам, сопротивляющимся обязательному труду, и тайно финансировал антифашистские организации. В его защиту выступил и будущий президент Франции Франсуа Миттеран.

Все обвинения с Шуэллера сняли. Это было победой: рассмотрение дела могло привести к расстрелу и национализации компании L’Oreal, но деньги и связи предпринимателя помогли ему избежать печальной участи.

Шуэллер умер в 1957 г. в возрасте 76 лет, и в наследство вступила его дочь. Лилиана долгое время оставалась директором L’Oreal, но никогда не вмешивалась во внутреннюю работу компании. Она активно занималась благотворительностью в сфере медицинских исследований, образования и искусства.

Компания сегодня

Сейчас L’Oreal производит широкий ассортимент косметических средств и сопутствующих товаров: краски для волос, шампуни, кремы для ухода за кожей и защиты от солнца, парфюм, декоративную косметику и прочее. Выпускает продукцию, разработанную по новейшим технологиям. Также компания является обладателем наибольшего числа патентов на нанотехнологии в США.

В состав компании входят 32 международных косметических бренда, представленные на пяти континентах (Garnier, Maybelline, L`Oreal Professionnel, Lancome, Biotherm, Parfums Giorgio Armani, Ralph Lauren, Helena Rubinstein, Vichy и другие). Бизнесом управляет семья Франсуазы Беттанкур-Майерс, внучки Эжена. Наследникам принадлежит 33% акций компании, их состояние оценивается в 76,2 млрд долл.

Цитаты Шуэллера

«Компания — это не стены и машины, а люди, люди, люди».

«Я всегда верил, что наше развитие будет прежде всего зависеть от достижений горстки исследователей, ориентированных на результат, главными достоинствами которых являются воображение и целеустремлённость».

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter