Стратегия «на ощупь»: как выстраивают бизнес европейские необанки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стратегия «на ощупь»: как выстраивают бизнес европейские необанки

9 июня 2021 Bloomchain
Обзор исследования CB Insights.

Либеральные европейские законы позволяют необанкам получать лицензии у регуляторов и становиться все более заметными на рынке традиционных финансовых услуг. Однако успех этих компаний зависит не только от властей, но и от стратегии развития, которую они выбрали на раннем этапе развития. В исследовании Challenger Bank Playbook, опубликованном компанией CB Insights, разобраны типы и результативность этих стратегий.

За последние годы необанки сильно изменили ландшафт европейской банковской сферы, все успешнее конкурируя с традиционными финансовыми организациями. К примеру, в 2009 году в европейских странах работали 240 тыс. банковских отделений. По итогам 2020 года их количество сократилось до 165 тыс., при этом четверть из них ждет закрытие в самое ближайшее время.

Главной причиной этого стало именно развитие необанков, работающих со своими клиентами без физических офисов и предлагающих им все более выгодные условия. Во время пандемии COVID–19 цифровой банкинг стал еще востребованнее – только по итогам первой половины 2020 года количество пользователей банковских и платежных приложений в Европе выросло на 26%.

Стратегия «на ощупь»: как выстраивают бизнес европейские необанки


Главные конкурентные преимущества необанков: единая точка входа для разных сервисов, низкие комиссии, новые продукты. Данные CB Insights.

«В этой ситуации больше всего выиграли необанки. Произошло это прежде всего потому, что традиционный банкинг продолжал использовать привычные отраслевые бизнес–модели. Тем не менее и ему пришлось вкладывать значительные средства в цифровую трансформацию, чтобы хоть как-то успевать за изменением пользовательских привычек», – отмечается в исследовании CB Insights (.pdf).

Одной из главных причин, способствовавших быстрому развитию необанков в Европе, стало либеральное законодательство, позволявшее им без особых проблем получать лицензии. Аналитики CB Insights выделили три пути, по которым пошли ведущие европейские необанки (Atom Bank, Tandem, Monzo, Starling Bank, Revolut и N26) для того, чтобы выйти на рынок.

Крупнейшие европейские необанки с банковскими лицензиями



Путь первый: традиционный подход
Британские Atom Bank, Tandem и Starling Bank пошли традиционным для европейских банков путем – они получили полноценные лицензии у регулятора, предварительно выведя на рынок отдельные пакеты услуг, вокруг которых в итоге была выстроена окончательная линейка их продуктов.

К примеру Atom Bank запустил депозитный и кредитный продукты для малого и среднего бизнеса. После того, как регулятор одобрил эти виды деятельности, необанк сумел получить полноценную лицензию – это произошло еще в 2015 году. Однако здесь не обошлось без проблем – из–за бюрократии, сопровождавшей весь этот процесс, воспользоваться лицензией и реально выйти на рынок Atom Bank сумел лишь спустя полтора года.

У модели с использованием полноценной банковской лицензии есть еще один существенный минус – ее можно лишиться. Так произошло, например, с Tandem, который потерял лицензию из–за проблем с ликвидностью. В итоге ему удалось вернуться на рынок в 2017 году, однако этот процесс оказался дорогим и трудоемким – для этого Tandem пришлось поглотить лондонский банк Harrods.

Путь второй: «полутрадиционный»
Эта модель, которую использовали, к примеру, британский Monzo и немецкий N26, подразумевает предварительный запуск продуктов, не требующих специального разрешения регулятора. Их раскрутка позволяет компаниям сразу в момент получения лицензии иметь внушительную аудиторию, готовую к запуску новых сервисов.

В случае Monzo таким продуктом стала карта предоплаты – их появление на рынке дало возможность компании получать отзывы от клиентов и заниматься улучшением сервиса. Однако вместе с этим необанк столкнулся с проблемой, поставившей под угрозу расширение клиентской базы.

После запуска карт предоплаты Monzo переживал период быстрого роста – в декабре 2017 года, когда компания получила лицензию от регулятора, она сообщила о 60 тыс. новых клиентов в месяц, а их общее количество добралось до полумиллиона. В этот момент необанк объявил о переводе всех пользователей с карт предоплаты на обычные дебетовые карты, привязанные к счетам в Monzo. Технические сложности, связанные с этим процессом, заставили компанию приостановить регистрацию новых клиентов, из–за чего банк на время лишился десятков тысяч новых пользователей, оказавшихся в списках ожидания.

Путь третий: быстрый
Нестандартным и, как оказалось, самым быстрым способом выхода на рынок с готовым продуктом стала модель, выбранная британской платформой Revolut, основанной в 2015 году Николаем Сторонским и Владиславом Яценко.

На первом этапе развития компания получила лицензии на выпуск электронных денег и обмен валюты. Объединив эти услуги, она смогла запустить сервис мгновенных трансграничных p2p–переводов без скрытых комиссий и нерыночного обменного курса.

Для масштабирования своей деятельности компания воспользовалась возможностью беспрепятственно работать в странах, входящих в Европейскую экономическую зону. Это позволяло Revolut находить партнеров в разных странах и постепенно расширять линейку услуг и пользовательскую базу – на данный момент ее услугами пользуются 15 млн физических и 500 тыс. юридических лиц.

В итоге к ноябрю 2018 года Revolut стал первым необанком, объявившем о выходе на уровень безубыточности. А еще спустя месяц компания получила банковскую лицензию – она была выдана властями Литвы, но была одобрена Европейским центральным банком. Благодаря этому компания получила возможность предлагать свои услуги уже в качестве лицензированной финансовой организации практически во всех странах Европы. Исключение составляют лишь несколько стран, в их число входит Великобритания, чей регулятор должен выдать лицензию Revolut до конца 2021 года.

Будущее: открытые API
Все перечисленные необанки в итоге добились своей цели, пусть и разными путями. Каждому из них пришлось ждать положительного для себя решения регуляторов не менее двух лет, и все же к моменту получения лицензии все они подошли с разными результатами.

В целом этот путь оказался самым тяжелым для необанков из первой группы – Tandem, Starling и Ato. Общее количество их пользователей на данный момент составляет 2.9 млн человек, что почти в десять раз меньше, чем у трех остальных необанков, выбравших другие модели выхода на рынок.


Рост клиентской базы крупнейших европейских необанков в 2016 – 2021 годах. Данные CB Insights.

Уже в обозримом будущем ситуация для необанков может стать еще более выигрышной. Прежде всего это связано с внедрением открытых API, которые позволят третьим лицам – в данном случае необанкам – получать доступ к данным учетных записей клиентов других финансовых организаций. Подобные требования уже содержатся в европейской директиве о платежных услугах (PSD2), которая начала поэтапно вступать в силу в январе 2018 года.

Аналогичный документ под названием Open Banking Standard разработан в Великобритании – он требует от девяти крупнейших банков страны (в том числе Lloyds, Barclays, HSBC и Santander) предоставлять необанкам доступ к своим клиентским базам. Новые правила позволят финтеху еще активнее выходить на рынок и расширять свою клиентскую базу, отмечается в исследовании CB Insights.

https://bloomchain.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter