Экологичный финтех, платежные сервисы для ресторанов и новая волна BNPL – обзор трендов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Экологичный финтех, платежные сервисы для ресторанов и новая волна BNPL – обзор трендов

22 сентября 2021 Bloomchain
Что произошло в финтехе в начале сентября.

Зачем банки вкладывают в ESG, кто помогает фудтеху с платежами и почему активизировался сегмент BNPL – в нашем обзоре трендов в финтехе.

Эко-био-грин-финтех
Порядка 40% представителей поколения Z считает, что человечество уже прошло точку невозврата в ухудшении окружающей среды, и исправить это невозможно. А около 60% зумеров и миллениалов думают, что бизнес недостаточно заботится об экологии. Поэтому сразу несколько финансовых компаний решили приобщиться к ESG-инициативам.

Barclays и HSBC вложили £150 млн в британскую лендинговую платформу LendInvest. Это сервис, который выдает кредиты на покупку жилья для сдачи в аренду. Инвестиции банков стартап направит на выдачу ссуд для повышения энергоэффективности квартир, которые арендодатели планируют сдавать. Например, дома могут быть построены из более экологичных материалов или потреблять меньше энергии, чем аналогичные по площади и количеству проживающих.

С апреля 2020 года в Британии действует правило, по которому любое арендуемое жилье должно иметь сертификат энергоэффективности класса Е, к 2025 году требование может вырасти до класса С.

Экологичный финтех, платежные сервисы для ресторанов и новая волна BNPL – обзор трендов

Классы энергоэффективности. Самым энергоэффективным считается класс А, наименее – G. Это требование затрагивает почти 60% жилищного фонда в стране. Источник: Энергоаудит

Поэтому упор на экологическую модернизацию жилья важен для инвесторов в проекты типа LendInvest. В прошлом месяце Управление национальной статистики Британии опубликовало данные, согласно которым правительственная инициатива «зеленых домов» может обойтись домовладельцам в £21,5 млрд. Это £7 646 на одну квартиру.

Инвестиционный стартап Sugi запустил новый продукт. Пользователю предлагают не просто выбирать бумаги компаний с ESG-фокусом, но и «протестировать» его текущий портфель на предмет того, как ранее выбранные эмитенты относятся к экологии и не вредят ли они окружающей среде. В частности, компании проверяют на «причастность к глобальному потеплению». Пока фича доступна только британским пользователям Sugi.

«На компании оказывается систематическое давление с целью декарбонизации их деятельности. Однако наш продукт дает инвесторам возможность принять меры по защите климата уже сейчас, если они того пожелают», – комментирует основатель Sugi Джош Грегори.

Необанк Atmos Financial предложил свои клиентам, которые открывают у него депозитные счета, использовать их средства только в «зеленых» проектах. То есть, необанк кредитует преимущественно эко-инициативы. Кроме этого, Atmos предлагает кешбэк за шопинг у «устойчивых» брендов, измеряет углеродный след пользователя, а также позволяет не платить комиссию за пожертвования в фонды.

Среди российского финтеха эко-инициативы есть у «Сбера». Для развития рынка зеленых сертификатов на возобновляемую энергию банк разработал свою собственную блокчейн-платформу. «Зеленые» сертификаты подтверждают происхождение энергии из возобновляемых источников. Генерирующие компании могут продавать такую энергию независимо от физических поставок. В апреле на площадке прошла первая сделка с сертификатами металлурга «Полюс».

У «Тинькофф» есть экокарта защитника дикой природы – она выпущена совместно с WWF. Карта сделана из возобновляемых материалов, легко перерабатывается и не загрязняет окружающую среду, а 1% с каждой покупки перечисляется в WWF. А также банк проводил челлендж «Пока, пакет!» – он призван обучить покупателей более осознанно относиться к использованию пластиковых пакетов при покупках в магазинах.

Счет, пожалуйста
Американский фудтех-стартап Toast готовится к IPO. Компания намерена привлечь до $825 млн при рыночной оценке $16,5 млрд.

Toast предлагает целый набор решений для кафе и ресторанов: кассы, устройства для самообслуживания и терминалы, в том числе для курьеров, приложение для заказа еды, систему управления заказами для кухни, логистики и формирования программы лояльности.

В пандемию компании удалось остаться на плаву благодаря запуску онлайн-сервисов: решения для оформления заказов «с собой» и бесконтактной доставки. Услугами Toast пользуются маленькие кофейни и крупные ресторанные сети. Компания обслуживает около 6% точек питания в США.

По данным CB Insights, в первом квартале года инвестиции в фудтех достигли максимума в $13,5 млрд, а во втором квартале снизились до $8,9 млрд. Ключевыми направлениями сектора стали альтернативные продукты, вертикальное фермерство, безалкогольные напитки и кейтеринг.


Во втором квартале сделки в фудтехе были меньше, но чаще. Источник: исследование CB Insights

Аналитики видят главную причину развития рынка фудтеха в пандемии. От этого также выиграли фудтех-стартапы: Instacart (оценка $39 млрд), DoorDash (капитализация $71 млрд), Uber Eats (оценка $20 млрд), Grab (оценка $39,6 млрд).

Финтех-проект SpotOn получил оценку в $3,15 млрд после инвестиций от Andreessen Horowitz. Стартап предлагает схожие с Toast продукты: терминалы, инфраструктуру для онлайн-заказов, программы лояльности и приложения в формате white label.


Продукция SpotOn. Источник: сайт проекта

Привлеченные деньги стартап направит на покупку компании Appetize, которая разрабатывает цифровые продукты для бизнеса в сфере электронной коммерции, развлечений и еды. С приобретением SpotOn надеется предоставить малому бизнесу возможности программного обеспечения корпоративного масштаба, а крупным клиентам – решения для привлечения клиентов, например, программы лояльности и маркетинговые кампании.

В России в области фудтеха есть несколько платежных решений – преимущественно, это сервисы для чаевых. Например, они есть у «Яндекса», «Тинькофф» и «Альфа-банка». О них мы рассказывали в одном из предыдущих материалов.

BNPL снова в моде
Согласно недавнему соцопросу, половина британских пользователей кредитных карт готова перейти на сервисы buy now – pay later (купи сейчас, плати потом). Из-за ажиотажа на рынок рассрочки готовятся выйти и уже выходят сразу несколько финтех игроков.

Глава Revolut Николай Сторонский рассказал, что стартап разрабатывает BNPL-продукты. Пока они находятся на ранней стадии разработки и, вероятно, будут протестированы только в следующем году на некоторых европейских рынках.

Один из ключевых конкурентов Revolut – британский необанк Monzo – уже открыл ранний доступ к кредиткам с возможностью рассрочки. Купить в рассрочку можно на сумму до £3 тыс. ($4,13 тыс.). Monzo Flex позволяет распределять стоимость покупок на 3 месяца без процентов или на 6 или 12 месяцев под 19% годовых. Чтобы получить доступ, клиенты должны подать заявку в приложении — решение принимается в течение нескольких минут.

PayPal купит японского BNPL-единорога Paidy. Компания помогает покупателям оформить рассрочку при оформлении онлайн-заказа. Клиенты могут оплачивать покупку наличными в ближайшем магазине. За счет интеграции PayPal хочет расширить свои возможности на рынке внутренних платежей Японии, где большинство людей предпочитает оплачивать покупки наличными.

Ikea инвестирует в израильский сервис рассрочки Jifit. Он предоставляет банкам решения, с помощью которых они могут предлагать рассрочки и кредиты в онлайн-магазинах и торговых точках. «Рынок BNPL вырастет в 10-15 раз к 2025 году, общий оборот транзакций составит от $650 до $1 трлн. Банки теряют долю рынка, потому что у них нет технологий для работы с мерчантами», — считает директор по маркетингу Jifiti Шауль Вайсбанд.

В России свой BNPL-сервис появился у «Яндекс.Маркета». Новый продукт маркетплейса называется «Сплит». Он даст пользователям возможность разделить стоимость покупки на 4 равные части. При оформлении заказа покупатель оплачивает только первую часть — 25% стоимости. Остальное система будет списывать с банковской карты с шагом в две недели.

Несмотря на кратный рост сегмента рассрочек, эксперты опасаются подводных камней. Почти 40% американцев, которые пользовались услугой «купи сейчас, плати позже», просрочили больше одного платежа, у 72% из них снизился кредитный рейтинг. Те, кто часто покупает через BNPL, зачастую сталкиваются с трудностями, когда пытаются взять крупный кредит – например, ипотеку.

https://bloomchain.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter