Структурные продукты: не сложнее, чем выбрать телевизор » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Структурные продукты: не сложнее, чем выбрать телевизор

18 ноября 2021 banki.ru Хеп Франц
Представьте, что вы решили купить телевизор. Можно просто выбрать самый дорогой, а можно начать изучать все его характеристики в Интернете. С вещами, которые мы не можем потрогать, все кажется еще сложнее. Давайте разбираться.

За 20 с лишним лет работы в иностранных и российских инвестиционных компаниях мне довелось услышать немало мифов о финансовых продуктах. Но больше всего почему-то про структурные продукты. Что же говорят потенциальные инвесторы?

Пожалуй, самая распространенная и одновременно пугающая мысль — это невозможность выйти из продукта. «Я заморожу деньги», — так говорят некоторые инвесторы. Безусловно, деньги эти ваши. И выйти из продукта — конечно, с учетом его рыночной стоимости — можно почти всегда. При этом несколько лет назад появился цивилизованный способ продавать и покупать инвестиции в течение срока — это биржевые ноты. Такие инструменты сами по себе уже являются ценной бумагой, они торгуются на Московской бирже, и по ним ежедневно устанавливаются котировки. Их можно продать или купить в любой рабочий день биржи (разумеется, при наличии покупателя). Кстати, телевизор, который вы смотрели в течение двух лет, скорее всего, уже не стоит как новый, а вот биржевая нота может оказаться дороже номинала. Итак, если вы видите в характеристиках инструмента слово «нота» или номер ценной бумаги, то можете быть почти уверены, что это продукт биржевой. При этом самый правильный вопрос, который стоит себе задать еще на «берегу», — это изначальный выбор срока инвестирования.

И тут нередко возникает еще один распространенный миф: «Я начинающий инвестор, поэтому лучше начать со срока покороче». Или «чем короче срок, тем безопаснее». Природа такого мышления, скорее всего, кроется в неуверенности в завтрашнем дне, приобретенная за десятилетия, а также относительная молодость самого фондового рынка. Но вспомните, когда в детстве вам включали мультфильмы, они ведь не были сначала на маленьком экране, только потому, что вы начинающий зритель? Конечно, нужно прежде всего сказать, что срок продукта должен соответствовать целям, для которых вы его приобретаете.

Но еще важнее, что в действительности с увеличением срока растет безопасность вложений. Обратите внимание: ставки по более длинным инвестициям с фиксированным доходом зачастую ниже, чем по коротким, при прочих равных. А размер вашего дохода — конечный критерий риска по инструментам. Почему? Большинство структурных продуктов имеют так называемый «эффект памяти», когда не полученные вами ранее проценты, например, из-за коррекции на рынке, запоминаются и выплачиваются инвестору позже. Если инвестиции были всего на один год и ваши акции подешевели, то времени вернуться к необходимым значениям практически не остается. В то время как на горизонте 3—5 лет возможностей для этого предостаточно и вероятность заработать целевой доход математически увеличивается.

Я провожу мероприятия для клиентов в разных городах страны. И там мне приводят тезис о том, что на готовых решениях для инвесторов якобы зарабатывает только сам брокер. Как вы думаете, получает ли доход производитель телевизора, который вы купили? Странно было бы думать, что нет. Инвестиционные компании — такой же бизнес, как и любой другой. Превратить для потребителя набор электронных деталей в просмотр популярного сериала стоит денег и знаний. «Строительство» из множества сложных финансовых инструментов, скажем опционов (договор между покупателем и продавцом на покупку или продажу актива, например акций, в определенное время по заранее оговоренной цене), простого готового механизма, выплачивающего вам купоны, требует глубокой экспертизы. Кстати, именно на опционах, входящих внутрь продукта, а не на комиссии, как принято думать, чаще всего брокер и зарабатывает. В обычном случае это несколько процентов годовых в общей доходности инструмента. Для вас же это сказывается только на конечной ставке по продукту, которая известна заранее — перед подписанием договора. И если она вас устраивает, то можно двигаться дальше вместе. Премия инвестиционной компании имеет рыночный характер, и бегая от одного брокера к другому, особо ничего не выгадаешь. Поэтому смело дальше смотрите на другие характеристики продукта.

Наконец, самое страшное — «Я потеряю все деньги, вообще все». Конечно, известны случаи, что телевизоры ломались или сгорали навсегда, но даже это большое исключение, особенно в наше время. Количество стресс-тестов и комитетов по рискам, которое проходит инвестиционный продукт, прежде чем вы сможете вообще его приобрести, достаточно велико. Давайте посмотрим, что же все-таки должно произойти, чтобы это случилось. Акции, как наиболее популярный инструмент в таких продуктах, — это чей-то бизнес. Дело, которое уже торгуется на крупнейших биржах мира и стоит десятки миллиардов долларов.

Так вот, чтобы ваши инвестиции превратилась в ноль, этот гигант индустрии должен полностью обанкротиться (даже при этом сценарии компании часто не стоят «ноль»), причем именно в период владения вами продуктом. Если поискать в Интернете, то легко убедиться, что событие это из ряда вон выходящее. Ведь даже наиболее сильно пострадавшие от эпидемии COVID-19 авиакомпании получили достаточную поддержку от государства. Кому нужны сотни тысяч безработных и банкротство одной из системообразующих компаний страны? Просто внимательнее изучайте вместе с вашим финансовым советником компании, входящие в инструмент, смотрите в презентациях их финансовые показатели и консенсус-прогнозы инвестиционных домов. А если все равно не уверены, то в большинстве случаев можно попросить брокера заменить вам эту компанию на другую или взять продукт, предусматривающий полный возврат инвестированных средств при любом сценарии (защита капитала).

Все это, безусловно, не говорит о том, что в структурных продуктах нет риска. Но они делают его контролируемым. Одна из самых обсуждаемых тем на финансовых рынках сейчас — это Китай. Под действием регуляторного усиления со стороны властей рынки корректировались более чем на 30%. Если бы вы просто купили эти акции на бирже, то просадка была бы такой же. Однако в механизме структурного продукта (например, варианта с фиксированным доходом) часто уже заложена максимальная величина снижения, вплоть до 40%, при которой вы продолжите получать фиксированные купоны, а главное, сохраните инвестированную сумму, даже в китайской истории. В договоре это обычно называется порогом на выплату номинала и барьером на выплату купона. Другими словами, это уровни допустимого снижения акций, при которых клиент получает указанную доходность, а в конце срока возвращает и полную сумму инвестирования. Чем эти уровни ниже, тем лучше для инвестора. Разница с прямой покупкой акций в следующем: если бумага просядет, а вы владеете ею напрямую, то вам обеспечен убыток (в случае продажи этой бумаги). Структурный же продукт может уберечь вас от убытка в случае достаточно серьезных просадок конкретных акций. Так что рекомендую в любом случае поинтересоваться этим моментом при консультации.

Конечно, структурный продукт — это не банковский вклад, но и премия за возможные риски (то есть потенциальный доход) тут совершенно другая. Сейчас рынок готовых или индивидуальных структурных продуктов настолько большой, что вы всегда сможете выбрать то, что подходит именно вам. Это касается таких простых вещей, как валюта инвестирования (доллары, рубли, евро или даже франки), срок, который может быть от нескольких месяцев до семи лет, и, конечно, тот уровень риска, на который готовы именно вы. В любом случае, вы получите механизм, отвечающий вашим потребностям, где, оказывается, не так уж трудно разобраться. Выбор всегда остается за вами.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter