2022 - это не новые 1970-е. Грозит ли миру стагфляционный шок? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


2022 - это не новые 1970-е. Грозит ли миру стагфляционный шок?

29 июня 2022 ИХ "Финам" Колесникова Алла
Пандемия COVID-19 и ее экономические последствия сближают 2022 год с 1970-ми. Вместо ожидавшегося в 2022-ом начала периода сильного экономического подъема мир получил инфляцию, достигшую 40-летнего максимума по обе стороны Атлантики, стремительный рост цен на энергоносители и замедление экономик.

Finam.ru вместе с экспертами изучил, может ли в 2022 году наступить стагфляция, чем нынешняя ситуация отличается от энергокризиса 1970-х и кто может стать бенефициаром экономического шока?

Вперед, в 1970-е...

"Стагфляция" - термин, который был изобретен в 1970-х годах. Он описывает экономику, в которой цены стремительно растут, а темпы производства товаров и услуг - падают. Отсутствие экономического роста с течением времени может привести к росту безработицы.

Одним из спусковых крючков кризиса 1970-х стал дисбаланс спроса и предложения на рынке энергоресурсов, спровоцированный арабо-израильским конфликтом. Тогда шесть стран, входящих в ОПЕК, сократили добычу углеводородов и ввели нефтяное эмбарго против США и других стран, поддержавших Израиль в "войне Судного дня".

Цены на нефть подскочили на 300% за год. Подорожали и другие товары. Работодатели, реагируя на ценовые шоки, начали сокращать персонал, что привело к высокому уровню безработицы. Эта ситуация сбила с толку политиков, которые предполагали, что инфляция и безработица имеют обратную зависимость. В итоге опасное сочетание факторов привело к десятилетиям экономического упадка.

Выход из кризиса 1970-х был долгим и состоял из нескольких этапов. В 1979 году глава ФРС США Пол Волкер резко повысил ключевую ставку до 20%, этим удалось обуздать инфляцию, но экономика провалилась в рецессию. Затем был этап серьезных структурных реформ; в США этот курс получил название "рейганомика", а в Великобритании – "тэтчеризм". Основными пунктами были резкое снижение налогов, сокращение социальных расходов, масштабное дерегулирование (в том числе и финансового сектора). Глобализация, перенос производства в более дешевые страны Юго-Восточной Азии, в т.ч. Китай, – также способствовали устойчивому снижению инфляции в развитых экономиках в течение нескольких десятилетий.

1970 vs. 2022

Сложившаяся в 2022 году ситуация в экономике в некоторых аспектах напоминает 1970-е. Всемирный банк (ВБ) в июньском выпуске доклада "Перспективы развития мировой экономики" выделил три ключевых признака: подстегивающие инфляцию систематические нарушения со стороны предложения, которым предшествовал продолжительный период активной стимулирующей денежно-кредитной политики в ведущих развитых экономиках; перспективы замедления экономического роста; проблемы, стоящие перед странами с формирующимся рынком и развивающимися экономиками в связи с ужесточением денежно-кредитной политики, которое потребуется для того, чтобы обуздать инфляцию.

С выводами ВБ согласны и опрошенные Finam.ru эксперты - параллели 1970:2022 действительно напрашиваются.

"Как тогда, так и сейчас под влиянием военно-политического конфликта и сопутствующих внешнеторговых ограничений возникли проблемы для глобального энергоснабжения, и этот процесс сопровождается всплеском инфляции и риском сокращения экономики во многих развитых странах", - комментирует к. э. н. Александр Курдин, заместитель декана экономического факультета МГУ им. Ломоносова.

Наиболее важным примером среди развитых стран по масштабам и значению для мира являются США. "Как в 1970-х годах, так и сейчас, негативные макроэкономические явления в США связываются не только с внешним шоком, но и с проблемами в собственной экономической политике. Уже летом 2021 года инфляция в США за 12 месяцев превысила 5% – рекорд за период после кризиса 2008-2009 годов. Хотя отчасти это можно было приписать низкой базе кризисного 2020 года. Но потом темпы инфляции только продолжили повышаться. Заметим, что темпы базовой инфляции (без продовольствия и энергии) летом 2021 года составляли 4,0-4,5% в годовом выражении при общей инфляции в 5,3-5,4%. Это означает, что цены сырья вносили некоторый дополнительный вклад в рост цен уже тогда, но и без этого фактора инфляция исторически была весьма высокой", - отмечает эксперт.

Курдин называет причины резкого роста цен: активная стимулирующая политика администрации действующего президента США Джо Байдена и в монетарной, и в фискальной сфере. Подобная ситуация была и в 1970-х годах - всплеску инфляции 1973-1975 годов предшествовал сильный рост денежной массы в 1972 году на фоне серьезного снижения ключевой ставки по сравнению с 1970 годом и бюджетного дефицита.

Сейчас дисбаланс спроса и предложения начался с пандемии COVID, которую "лечили" мощным финансовым стимулированием спроса, но перегретый спрос при разорванных глобальных производственно-логистических цепочках выразился в разгоне цен, который центробанки упустили, считая его временным и преходящим, добавляет Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам". "Геополитика, военный конфликт на Украине, санкции лишь усугубили ситуацию. Итог – ФРС США пытается наверстать упущенное, повышая ставку наиболее быстрыми темпами с 1990-х годов, а рынок с опережением реагирует ростом доходностей долговых инструментов (финансовые условия ужесточаются)", - комментирует аналитик.

Резкое повышение процентных ставок в ведущих экономиках мира в 1970-х спровоцировало череду финансовых кризисов в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках.

2022-й также может стать серьезным вызовом для стран Emerging Markets, таких как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Все они являются крупными экспортерами, и их рост зависит от импортеров, таких как США, страны Европы. Если западная потребительская экономика сократится, у развивающихся стран будет меньше мест, куда поставлять свои товары. То же касается и инвестиций.

На важность аспекта собственно энергетических рынков обращает внимание Александр Курдин. "Ответом на дестабилизацию нефтяного рынка 1970-х годов стала международная консолидация импортеров энергоресурсов под эгидой МЭА в противовес ОПЕК, а также развитие тенденций к глобальному росту предложения энергоносителей при ограничении спроса. США тогда были не очень успешны в плане собственной добычи, но систематическая политика администраций Никсона, Форда, Картера и Рейгана вкупе с чисто рыночными стимулами привела к серьезному повышению энергетической эффективности и изменению энергетического микса, что позволило намного сократить потребление нефти к первой половине 1980-х годов (до 15,6 млн барр./день в среднем за период с 18,1 млн барр./день в среднем во второй половине 1970-х гг.). Рост цен на нефть середины 1970-х годов стал поддержкой для экономики СССР, однако сопутствующее развитие добычи во всем мире на фоне усилий потребителей по снижению использования нефти в конечном счете привело к обвалу цен в середине 1980-х годов, что внесло большой вклад в коллапс советской экономики и последующий развал Союза", - комментирует эксперт.

Чем отличается ситуация для рынков в 2022 году от 1970-х гг?

Хотя общие контуры стагфляции из 1970-х годов в экономике образца 2022 года угадываются, но масштабы "бедствия" в США пока намного меньше, чем полвека назад.

Особенности нынешнего кризиса позволяют надеяться, что если стагфляция и случится, то не приобретет такой затяжной характер, как в 1970-е, комментирует Ольга Беленькая из "Финама".

Отличия текущей ситуации от экономики 1970-х недавно изложил МВФ. Выделим четыре ключевых параметра.

В реальном выражении (с учетом долларовой инфляции) мировые цены на нефть сейчас ниже пиковых значений (они наблюдались в 2008 году).

Кроме того, энергоэффективность экономики сейчас выше. По данным МВФ, сейчас для производства ВВП на $1 млн требуется в 3,5 раза меньше баррелей нефти, чем в 1973-1974 гг.

Также сейчас менее распространены механизмы автоматической привязки изменения размера оплаты труда в зависимости от инфляции. Это снижает повышательное давление на цены. Однако ситуация может начать меняться: в Великобритании - крупнейшая за 30 лет забастовка железнодорожников, требующих более существенного повышения зарплаты в условиях инфляции более 9%, обращает внимание аналитик "Финама".

И еще один важный пункт - кредит доверия к политике центробанков. "Независимых от государства центробанков стало больше, а доверие к денежно-кредитной политике в целом укрепилось за прошедшие десятилетия. Это пока ощущается по уровням долгосрочных инфляционных ожиданий, которые еще остаются "заякоренными" в диапазоне 2-3%, хотя последний отчет Мичиганского университета показал, что на горизонте 5 лет потребители ожидают инфляцию 3,3% (максимум с 2008 года) при целевой инфляции 2%. Однако в 1980-е годы эти ожидания приближались к 10%", - комментирует Ольга Беленькая.

В отличие от 1970-х, когда причиной высокой инфляции стало намеренное сокращение поставок нефти, сейчас росту цен способствуют сложности с увеличением добычи энергоресурсов на фоне роста долларовой денежной массы в период пандемии COVID, считает Андрей Ванин, руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания "ГПБ Инвестиции".

"Нефтяная отрасль оказалась недоинвестирована на фоне опасений нефтегазовых компаний в связи с развитием альтернативных возобновляемых источников энергии. Также существенную роль играет долгосрочный тренд на сокращение мощностей по производству энергии за счет сжигания угля. К этим факторам добавилось ограничение на покупку энергоресурсов из России. Однако стабилизация текущих цен невозможна без участия России, которая является сырьевым центром", - полагает Ванин.

Текущая ситуация затрагивает не только нефть, газ и уголь, но и никель, низкообогащенный уран и литий, которые необходимы для дальнейшего перехода к "зеленой" энергетике, отмечает аналитик. "С учетом и без того высоких цен на сырьевые товары, дальнейшие перебои в поставках из России приведут к последующему росту инфляции. Причем неважно, по чьей инициативе будет прервана логистика - России или Европы, все это может вызвать рецессию, потребовать ограничения потребления энергии и привести к закрытию предприятий", - считает Андрей Ванин из "ГПБ Инвестиции".

Есть ли "лекарство" от стагфляции?

Единственное известное экономистам средство от стагфляции - это рецессия (от лат. recessus "отступление", в экономике означает замедление темпов экономического роста). Рецессия приводит к низкой инфляции или даже снижению цен на товары и услуги, тогда как стагфляция сопровождается высокой инфляцией. Стагфляция может длиться годами, а рецессии обычно заканчиваются чуть менее чем за год.

В попытке обуздать инфляцию-2022 мировые центробанки ужесточают монетарную политику. Ставка ФРС повышена до 1,5-1,75%, но это не идет ни в какое сравнение с уровнем 9-12% в 1974 году, не говоря уже о монетарной политике Пола Волкера в начале 1980-х годов, отмечает Александр Курдин. "Это ужесточение несколько ограничит инфляцию, но может сказаться на перспективах роста. В первом квартале этого года мы уже увидели сокращение ВВП США, а во втором квартале рост, видимо, будет минимальным, так что есть риск рецессии по формальным показателям (сокращение ВВП два квартала подряд), однако пока сложно ожидать спада экономики по итогам года в целом, а тем более двух лет подряд, как это было в 1974-1975 годах", - считает эксперт.

По последним прогнозам ФРС, терминальный уровень ставки в этом цикле может быть достигнут в будущем году и составить около 4%, что будет сопровождаться активным сокращением баланса (количественным ужесточением).

"При таком сценарии возрастает вероятность рецессии в американской экономике (по различным оценкам, она сейчас превышает 40%). И уже глава ФРС Джером Пауэлл в выступлении перед Конгрессом США признал такую возможность, хотя все еще надеется на soft landing ("мягкая посадка"). Президент США Джо Байден обнадеживает, что инфляция "не является неизбежной", а глава Минфина Джанет Йеллен рассуждает о том, что рецессии не похожи одна на другую, и на этот раз ФРС может справиться с инфляцией без заметного повышения безработицы. Но даже если рост экономики "сдуется", ей придется еще какое-то время существовать с высокой инфляцией, поскольку, по оценке ФРБ Сан-Франциско, лишь около трети текущего инфляционного скачка в США может быть связано с инфляцией спроса, остальное – инфляция предложения (на которую не влияет ужесточение политики центробанка). И это – стагфляция", - комментирует Ольга Беленькая.

Какие сектора экономики могут выиграть от нынешнего кризиса?

Секторов экономики, которые могут выиграть от текущей ситуации, не так много.

"Сырьевые активы в целом уязвимы к повышению процентных ставок центробанков и замедлению экономического роста (цена нефти корректируется вниз в последнее время на рисках рецессии), но пока, в условиях дефицита из-за военного конфликта и санкций, трудностей логистики, можно ожидать сохранения высоких цен на нефть, зерно и удобрения. На фоне экономии газа в Евросоюзе временно возвращается спрос на уголь. В перспективе энергетический кризис должен ускорить переход к возобновляемой энергетике (а она предъявит больше спроса на цветные металлы и минералы – медь, никель, цинк, графит и т.д.). Также в числе бенефициаров энергоперехода может оказаться и атомная энергетика", - комментирует Ольга Беленькая из "Финама".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter