Потребительский сектор: «Праздник к нам приходит…» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Потребительский сектор: «Праздник к нам приходит…»

29 ноября 2022 ИХ "Финам"
Аналитики "Финама" подготовили инвестиционную стратегию по акциям компаний потребительского сектора. Рассмотрена общая ситуация в мировом потребсекторе, даны торговые рекомендации.

Общая ситуация в мировом потребсекторе

В Америке ценные бумаги компаний товаров первой необходимости с начала года показывали динамику стабильно лучше широкого рынка. Акции этого сегмента сейчас на 1% ниже уровней начала года, что демонстрирует их защитные свойства. С начала IV квартала акции этих компаний опередили по темпам восстановления более чувствительные к экономическим циклам бумаги компаний второстепенного спроса. Положительным фактором для рынка стало замедление инфляции в США, что может поддержать потребление в реальном (скорректированном на инфляцию) выражении.

Потребительский сектор: «Праздник к нам приходит…»


С начала года российский потребительский сектор чувствует себя лучше широкого рынка, чему способствует фокус на внутреннем рынке сбыта и защитные свойства тяжеловесов индекса ("Магнит", Fix Price, X5). На индекс потребительского сектора Московской биржи (MOEXCN) влияет тот факт, что 50% веса индекса приходится на расписки зарубежных эмитентов (Fix Price, X5, "Русагро", "Мать и дитя", "ЕвроМедЦентр", "О’кей") — на их рыночную оценку давит неопределенность касательно выплаты дивидендов и инфраструктурные риски.



В российском потребительском секторе выделим кейс "Магнита". Акции компании в августе восстановились к уровням начала года, в сентябре притормозили у отметки 5600 руб., после чего откатились вслед за широким рынком на фоне объявления частичной мобилизации.

"Магнит" задерживает раскрытие результатов по аналогии со II кварталом, когда компания раскрыла финансовую отчетность на месяц позднее, чем в аналогичном периоде прошлого года. Тем не менее мы ожидаем хороших показателей эмитента за III квартал, учитывая сильные квартальные результаты его ближайшего конкурента, X5 Group. Целевая цена акций "Магнита" составляет 6 330 руб., апсайд — 29%, рейтинг — "Покупать".



С начала года депозитарные расписки Fix Price отстали от сектора, что, вероятно, связано с приостановкой дивидендных выплат и разовыми факторами, снизившими прибыль в I полугодии. При этом компания продолжает активно открывать новые магазины, что вместе с ростом среднего чека позволяет увеличивать выручку и EBITDA более чем на 20% в год. Мы полагаем, что сохраняющийся потенциал роста бизнеса вместе с умеренной оценкой по мультипликаторам делает расписки Fix Price привлекательными для покупок в текущей ситуации. Наша целевая цена по ним составляет 458 руб., что соответствует потенциалу роста 30%.



В Европе акции компаний потребительского сектора дискреционного спроса с начала года выглядят хуже широкого рынка, но показывают опережающее восстановление с начала IV квартала. Тем временем акции европейских компаний первичного спроса, просевшие немногим меньше широкого рынка с начала года, с начала октября показывают более умеренное восстановление.

Тем не менее акции европейских компаний первичного спроса с начала года просели больше (-17%), чем бумаги их американских конкурентов (-1,2%). Ситуация объясняется тем, что давление на европейские компании и потребителей оказывает геополитический конфликт на Украине. Из-за беспрецедентного роста стоимости энергоносителей, что значительно увеличило коммунальные расходы, европейские потребители чаще, чем в США, вынуждены выбирать между отоплением и продовольствием.



Динамика акций китайских компаний первичного и дискреционного спроса в целом совпадает с широким рынком. Динамика фондового рынка Китая остается под влиянием коронавирусных новостей и жесткой политики "нулевой терпимости" к COVID-19: локдауны давят на потребление в стране. На капитализацию также повлияло увеличение геополитического дисконта из-за напряженности вокруг тайваньского вопроса и, как следствие, осторожное отношение иностранных фондов к китайским акциям.

Так, например, китайские акции показали небольшое восстановление в первой половине ноября на фоне некоторых ковидных послаблений и обещаний более таргетированных мер регулирования, но очередные вспышки заболеваемости и введение новых ограничений охладили настрой инвесторов во второй половине IV квартала.



"Праздник к нам приходит..."

IV квартал — это период, на который выпадают значимые праздничные даты по всему миру, а также одни из крупнейших мероприятий по распродажам (День холостяка, Черная пятница, День подарков). Как следствие, выявляется сезонность розничных продаж: виден эффект высокого сезона в IV квартале и последующее снижение расходов населения в I квартале. Ниже приводим пример такой динамики в России и в США, где продажи также сезонно проседают в летнем периоде (III квартал):




Национальная федерация розничной торговли США (NRF) ожидает сильные расходы в праздничный период: NRF прогнозирует рост розничных продаж в праздничный период в ноябре и декабре на 6–8% (г/г) до $942,6-960,4 млрд, что в целом соответствует уровню инфляции в США.

Другие организации предоставляют более консервативные прогнозы. По данным Бюро переписи населения, в текущем году увеличилось количество людей, которым трудно оплачивать базовые расходы: в начале октября их количество увеличилось до 41% американцев (95 млн человек) по сравнению с 29% годом ранее. Как следствие, американцы сокращают второстепенные траты: согласно опросам, население США может в этом году сократить траты на подарки.

Согласно ежегодному опросу Deloitte Consulting, жители США планируют купить в среднем 9 подарков в этом году по сравнению с 16 в прошлом году. На аналогичную ситуацию указывают данные Conference Board: жители США в этом году сократили бюджет на подарки до $613 по сравнению с $648 в прошлом году. Домашний декор, мебель, бытовая техника, ювелирные изделия и инструменты входят в число категорий, на которые траты могут сократиться больше всего.

При этом важность распродаж в этом году, вероятно, будет выше, чем в прошлом. Согласно опросу Deloitte Consulting, 50% праздничного бюджета американцев может быть потрачено во время Черной пятницы и Киберпонедельника (в 2021 году — 43%), что несколько сужает окно возможностей для ритейла.



Помимо сезонного всплеска трат населения в преддверии праздников, что отражается на выручке компаний, IV квартал важен для ритейла, так как некоторые игроки могут полагаться на результаты этого квартала для компенсации "кассовых разрывов" низкого сезона. Например, Amazon получает львиную долю операционного денежного потока во II полугодии, а затем погашает задолженности перед поставщиками в I квартале, из-за чего образуется подобная "зубчатая" динамика операционного денежного потока.



В ноябре руководство "Детского мира" заявило о том, что планирует рассмотреть решение о поэтапной трансформации компании в частный бизнес и возможность прекращения торгов акциями по завершению процесса реорганизации. В связи с этим мы сняли акции "Детского мира" с регулярного покрытия, однако опишем эффект сезонности прибыли в ритейле на его примере.

Некоторые участники рынка ритейла получают значительную долю своей чистой прибыли в IV квартале, как это видно на примере результатов "Детского мира". Без учета сезонности продаж можно было бы ожидать, что квартальная прибыль будет составлять порядка 25% от чистой годовой прибыли.



Инфляция в России замедлилась, но население экономит

Годовая инфляция в РФ в октябре снизилась до 12,6% с 13,7% в сентябре. Замедлению инфляции способствовало охлаждение спроса на непродовольственные товары длительного пользования на фоне частичной мобилизации и увеличение предложения продовольствия за счет высокого урожая и ограничений по экспорту.

Пик инфляции пришелся на апрель, когда показатель достиг значения 17,8% в годовом выражении. Банк России ожидает, что годовая инфляция составит 12-13% в 2022 году, в 2023 году снизится до 5-7% и вернется к 4% в 2024 году.



Рост сопоставимых продаж розничных сетей в III квартале был обеспечен инфляцией. Публичные ритейлеры в основном продемонстрировали негативную динамику трафика, за исключением X5 Group. Увеличение торговых площадей также способствовало росту выручки. На момент написания обзора "Магнит" не раскрыл операционные результаты за III квартал.



СТМ и дискаунтеры — горячие темы в российском ритейле

В России сохраняется давление на покупательскую активность. По данным Росстата, за первые 9 месяцев 2022 года розничная торговля сократилась на 5,5% в сопоставимых ценах в годовом исчислении. При этом большая часть снижения обусловлена сокращением оборота непродовольственных товаров, в то время как торговля пищевыми продуктами сократилась гораздо меньше. В период с января по сентябрь оборот непродовольственных товаров сократился на 9,7% (г/г) в сопоставимых ценах, а продовольственных — на 0,5%.

Траты на непродовольственные товары снизились на фоне сокращения предложения и ассортимента из-за ухода известных брендов, а также роста неопределенности и перехода потребителей на более экономную модель трат. Сберегающая модель потребления становится устойчивым трендом: по данным Nielsen, 61% покупателей стараются выбирать магазин с более низкими ценами, а для 73% потребителей низкие цены стали главным критерием выбора магазина.

Федеральные ритейлеры лучше всего позиционированы для усиления рыночных позиций. Существенная закупочная сила в конечном итоге позволяет предлагать населению более выгодные цены, а уход региональных игроков с рынка открывает возможности для неорганического роста. Например, в III квартале X5 Group объявила о приобретении 70% в бизнесах "Красный Яр" и "Слата", а также планах выйти в Дальневосточный федеральный округ.

На таком фоне продолжилось развитие дискаунтеров и собственных торговых марок (СТМ) торговых сетей. СТМ являются одним из главных инструментов в импортозамещении в ритейле: сети предлагают альтернативы ушедшим брендам, расширяют ассортимент. Также такие товары позволяют ритейлерам предлагать привлекательные цены и устанавливать собственное промо. Так, "Магнит" сообщил о том, что доля СТМ по итогам I полугодия 2022 года увеличилась на 2 п. п. и превысила 20% в основном за счет СТМ среднего ценового сегмента. Также вдвое выросли продажи СТМ высокого ценового сегмента за счет запуска новинок.

В последнем квартале рост выручки дискаунтеров крупнейших сетей продолжил демонстрировать высокие темпы роста за счет увеличения торговых площадей и покупательского запроса на подобный формат. Например, X5 Retail Group в III квартале 2022 года увеличил торговую площадь дискаунтеров "Чижик" в 12 раз по сравнению с прошлым годом, в III квартале было открыто 163 магазина этой сети, также ожидается ускорение открытий в IV квартале. В соответствии с ранее обозначенными планами группы по выводу "Чижика" в новые регионы было открыто 3 распределительных центра для поддержки региональной экспансии "Чижика".

Важно отметить, что доминирующий формат X5 Group "у дома" (сеть "Пятерочка") с начала года также показывает сильные темпы роста (+20% (г/г) за 9 месяцев 2022 года) и львиную долю прироста выручки в натуральном выражении (260 млрд рублей), в то время как высокие темпы роста "Чижика" объясняются низкой базой. За счет такого баланса сильного ключевого бизнеса и перспективного быстрорастущего сегмента в устойчивом продовольственном сегменте, сфокусированном на внутреннем потреблении, мы считаем, что расписки X5 Group выглядят "Лучше рынка".



Также сильные темпы роста показывает продовольственный онлайн, в особенности экспресс-доставка. В частности, результаты онлайн-розницы X5 указывает, что некоторые покупатели делают выбор в пользу менее крупных, но более частых покупок онлайн. Темп роста GMV сервиса vprok.ru (высокий средний чек, скорость доставки ниже) в III квартале замедлился до 15% в годовом исчислении по сравнению со II кварталом, когда общий оборот товаров вырос на 24% (г/г). В то же время ускорился рост GMV экспресс-доставки (низкий средний чек, быстрая скорость доставки) до 52% (г/г) по сравнению с 41,5% кварталом ранее.

По оценкам GlobalData в мире продолжится увеличение доли e-grocery (продукты онлайн), темпы роста которой будут опережать рост всей продовольственной розницы, хотя и с существенно меньшим отрывом, чем во время пандемии.



Наши текущие рейтинги по акциям потребительского сектора


http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter