Как новые технологии меняют российский ритейл

Говоря о сценариях развития ритейла, нужно сделать акцент на том, что последнее десятилетие многие компании фокусируются на омниканальную работу – то есть на работу и в формате магазинов, и в формате торговых платформ в сети Интернет. Например, почти все крупнейшие торговые сети сейчас имеют и порталы, где можно купить те или иные товары, и мобильные приложения, которые позволяют приобрести товары сразу, зачастую с официальной доставкой сети, и традиционные магазины. Основным драйвером данных изменений стала, безусловно, эпидемия COVID-19, когда был отмечен полуторакратный рост электронной коммерции.

Развитие платформ по доставке товаров из магазинов, например Самокат, Яндекс.Лавка, СберМаркет и другие, привело к тому, что многие крупные сетевые магазины стали организовывать специальные площади для комплектования заказов, сделанных с использованием данных сервисов, что также привело к существенным изменениям в бизнес-процессах компаний.

Многие годы обсуждаются интересные решения, связанные с электронными ценниками – когда цена отображается на специальных электронных дисплеях. Когда-то, одним из первых в России тестировал данную системы MediaMarkt, к сожалению, на сегодняшний день, подобная система так и не стала массовой, в том числе ввиду законодательных ограничений и невозможности отследить по факту стоимость в конкретный момент времени. Это и плюс данной технологии и минус, когда, например, можно отображать специальную цену на товары в часы пик, или отображать цену на товар для определенной категории посетителей и др. Было множество экспериментов с системами дополненной и виртуальной реальности, которые так и остались в результатах экспериментов. Дело в том, что если покупатели готовы приобрести товар, не видя его в магазине, то им не требуется его увидеть в системе виртуальной реальности, а те, кто хотел бы сам понюхать фрукты или оценить их «свежесть», все равно не будут пользоваться системами виртуальной реальности.

С точки зрения дополненной реальности, перспектив больше, особенно, если говорить про системы маркировок товаров, когда с использованием мобильного приложения можно будет узнать весь «путь» товара от производства до полки в магазине, проверить его достоверность, сроки годности и др. В магистерской программе «Электронный бизнес и цифровые инновации», студенты «вышки» подробно анализируют те перспективные технологии, которые позволят существенно изменить бизнес-процессы и развивать омниканальность бизнеса (работу и в традиционном формате, и в онлайне).

Например, активно идет внедрение систем распознавания товаров в корзине, которые позволяют сразу предложить персональное предложение клиенту, если он является клиентом системы лояльности сети, например, если мы говорим про какие-то дорогостоящие покупки: электронику, спортивную технику и др.

Другой системой, которая активно внедряется в торговых сетях, являются системы идентификации товаров в корзине на кассах самообслуживания, когда тележка автоматически сканируется с товарами и система сразу выдает сумму для оплаты, без необходимости доставать тот или иной товар. Есть системы предварительного заказа товара, когда Вы можете забрать заказ сразу из специализированного постомата (активно применяются такие системы сетью «Детского мира» и другими).

Фактически, на сегодняшний день, технологии кардинально меняют традиционные процессы в компаниях, и параллельно идет развитие нескольких направлений – традиционной торговли в магазине, а также новых услуг, которые покупатель получает с использованием глобальных сетей и мобильных приложений (сканирование товаров в магазине через приложение телефона, заказ на самовывоз, получение дополнительной информации о товаре при наведении телефоном на товар (дополненная реальность) и другие.

Комаров Михаил
http://www.hse.ru/ (C)

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter