ММВБ и РТС в 2011 году могут объединиться » Элитный трейдер
Элитный трейдер


ММВБ и РТС в 2011 году могут объединиться

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила новую стратегию развития финансового рынка. Впервые стратегия развития финансового рынка появилась в 2006 году. Тогда она была актуальна, так как рынок финансовых услуг в России делал только первые шаги в своем развитии. Теперь, по мнению ФСФР, наступил новый период. При удачной реализации предлагаемых мер, Россия должна стать крупным международным финансовым центром.
11 марта 2008 ИХ "Финам" | Архив
Елена Калиновская

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) подготовила новую стратегию развития финансового рынка. Впервые стратегия развития финансового рынка появилась в 2006 году. Тогда она была актуальна, так как рынок финансовых услуг в России делал только первые шаги в своем развитии. Теперь, по мнению ФСФР, наступил новый период. При удачной реализации предлагаемых мер, Россия должна стать крупным международным финансовым центром.

В мире наметилась четкая тенденция глобализация мировой экономики. И все идет к тому, что, в конце концов, в ближайшее десятилетие сформируется несколько крупных мировых финансовых центров. Чтобы Росси попасть в их число, надо срочно заняться конкурентоспособностью отечественного финансового рынка.

Одна из основных задач - конкурентная биржевая инфраструктура. Как считает регулятор, ее не будет, пока в России не появится единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг. Кстати, первые шаги в создании единой инфраструктуры у нас уже пытались сделать. Речь идет о законе о центральном депозитарии. Появление законопроекта спровоцировало жесткую дискуссию двух основных российских биржевых групп ММВБ и РТС, которые долго не могли решить, чей же расчетный депозитарий получит статус центрального.

Именно наличие нескольких центров биржевой инфраструктуры и не дает российскому рынку ценных бумаг пойти вперед. А между тем, по мнению ФСФР, огромной проблемы тут нет. Существование консолидированной биржевой инфраструктуры, которая бы включала в себя специализированные биржевые площадки (по сделкам с акциями, облигациями, с производными финансовыми инструментами), нужно принять как аксиому. Тем более, что уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четко определена. А следовательно, и спорить "кто главней", не стоит.

Единый холдинг мог бы появиться уже через три года. С 2011 года ценные бумаги холдинга могут быть размещены публично. Как говорится в докладе ФСФР, с учетом уже имеющейся сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.

Чтобы стать мировым финансовым центром, России надо также вплотную заняться совершенствованием налогообложения на финансовом рынке. В числе прочих предложений ФСФР настаивает на том, что целесообразно было бы исключить из числа объектов налогообложения по налогу на добавленную стоимость операции, совершаемые управляющей компанией с имуществом паевого инвестиционного фонда. Придание управляющей компании инвестиционного фонда статуса плательщика НДС создает ряд проблем для управляющих компаний фондов недвижимости: невозможность зачета НДС уплаченного и НДС, полученного, в том числе при совершении операций с имуществом разных фондов, что увеличивает инвестиционные риски и искажает результаты расчета стоимости чистых активов указанных фондов.

Еще более либеральной является идея снижения ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки. На первом этапе, предполагается распространить указанные преимущества, прежде всего, на физических лиц, и на институциональных инвесторов (кредитные организации, страховые компании, дилеров на рынке ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды), совершающих операции за свой счет.

В последующем приведенный режим налогообложения налогом на прибыль организаций может быть распространен и на иные юридические лица. Эта мера приведет к перемещению на российский рынок операций не только с российскими финансовыми активами, но и с финансовыми активами других стран (в первую очередь, стран СНГ и Восточной Европы).

Также ФСФР говорит о необходимости увеличения количества ценных бумаг российских акционерных обществ, находящихся в свободном обращении (free-float). По имеющимся оценкам в 2007 году в Бразилии в свободном обращении находилось в среднем около 42% акций, выпущенных акционерными обществами, в Индии – 33%, в Китае – 27%. В России по различным оценкам этот показатель находится в интервале 20-30%, что не может считаться достаточным для рынка, претендующего на лидирующие позиции в мире. Необходимо стремиться к тому, чтобы уже в ближайшее 2-3 года свободное обращение ценных бумаг в России достигло не менее 40-50%.

Для этого регулятор планирует ввести понятие, эквивалентное термину "free-float", и установить его количественные и качественные значения. На основе этого можно было бы определять пропорции и требования, касающиеся обращения ценных бумаг и сделок с ними со стороны участников рынка ценных бумаг. В частности, можно ввести гибкие пропорции выпуска и обращения ценных бумаг на российских и зарубежных площадках, которые бы ограничивали возможность выхода за рубеж компаний с низкой долей акций, находящихся в свободном обращении, но создающих более льготный режим выхода для компаний с наибольшим количеством свободно обращающихся акций.

Преференции в виде либеральной процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг могут получить инновационные и наукоемкие предприятия. Как правило, новые быстро растущие компании особо рискованны для населения и других групп консервативных инвесторов. Вместе с тем, ценные бумаги таких эмитентов могут быть привлекательны для отдельных групп квалифицированных инвесторов. И вообще в дальнейшем будет вполне оправданным появление организованного рынка ценных бумаг для квалифицированных инвесторов.

Пожалуй, самым интересным предложением ФСФР является принятие к 2012 году закона об обязательном публичном размещении акций на российском фондовом рынке. Акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, должны будут выйти на рынок спустя три года с момента их организации. Возникновение такой обязанности должно быть, например, обусловлено положительным заключением независимых инвестиционных экспертов о возможности эмиссии ценных бумаг.

Увеличение количества эмитентов будет эффективным, если одновременно будет увеличиваться и число инвесторов.

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке 2006 2007 Прирост (%)
Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек 6 420 700 6 624 500 +3,17
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек 1 465 996 1 642 149 +12
Количество физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ 198 973 417 400 +110
Число физических лиц – уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, % % 13,6 24,8  
Источник ФСФР

Привлекать розничных инвесторов ФСФР предлагает не только путем налоговых льгот. Уже к концу этого года должна быть завершена работа над проектом федерального закона "О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг". Скорее всего эта система будет построена на принципах обязательного страхования, предполагающего по аналогии с механизмом страхования банковских вкладов нормативные отчисления средств профессиональными участниками рынка ценных бумаг, например, в Агентство по страхованию вкладов.

Участники рынка пока очень осторожно высказываются по поводу инициатив ФСФР. Сомнение, например, вызывает целесообразность законопроекта об обязательном для акционерных обществ публичном размещении акций. Помимо этого предложенные ФСФР меры должно рассмотреть правительство, и многие эксперты уверены, что министерство финансов вряд ли охотно пойдет на создание налогового рая на финансовом рынке. Впрочем, ФСФР разработала эту стратегию не по собственной прихоти. Высшее руководство страны хочет видеть Россию мировым финансовым центром. А по расчетам ФСФР, реализация ее плана действий через 4 года увеличит капитализацию публичных компаний в два с половиной раза.

Показатель 2007 2012 2020
Капитализация публичных компаний, трлн. Рублей 32,3 84 237
Соотношение капитализации к ВВП, в % 97,8 130 140
Биржевая торговля акциями, трлн. Рублей 31,4 78 210
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. Рублей 1,2 6,6 19
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. Рублей 0,8 5,8 16
Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости, в трлн. Рублей 0,7 1,3 3
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек 0,8 3 6
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % 0 4 12
Источник ФСФР

Вот и придется теперь правительству решать стоит ли игра свеч.


http://www.finam.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter