Изменение приоритетов в бюджетной политике

Изменение приоритетов нового бюджетного послания по сравнению с предыдущим мы склонны связывать с улучшением экономической ситуации, которое позволило пересмотреть перспективы дальнейшего экономического развития и, как следствие, поменять основные направления бюджетной политики

Изменение приоритетов нового бюджетного послания по сравнению с предыдущим мы склонны связывать с улучшением экономической ситуации, которое позволило пересмотреть перспективы дальнейшего экономического развития и, как следствие, поменять основные направления бюджетной политики.

Так, в прошлогоднем "кризисном" бюджетном послании стремление к модернизации фигурировало лишь в качестве долгосрочной цели, а основное внимание было приковано к планам по сокращению дефицита бюджета. Год спустя проблема ограниченности ресурсов остается актуальной, однако наблюдающееся в 2010 г. постепенное восстановление экономики указало на необходимость сворачивания антикризисных мер, а также позволило вернуться к вопросу о реализации инвестиционных программ – им в новом бюджетном послании уделяется не меньшее внимание. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Сворачивание антикризисных мер

Наблюдаемое с начала года улучшение экономической ситуации /восстановление потребительской и деловой активности, оживление в кредитовании, избыток ликвидности в банковском секторе и т.п./ указывает на постепенное сокращение потребности экономики в господдержке. Текущее экономическое состояние является приемлемым для сокращения антикризисных мер, а сэкономленные за счет этого средства государство сможет направить на софинансирование новых инновационных проектов.

Сокращение дефицита бюджета

Исходя из новой информации, к 2013 г. дефицит бюджета планируется сократить как минимум вдвое /к уровню 2009 г./ Основной задачей становится оптимизация расходной части бюджета на фоне максимально эффективного использования бюджетных доходов и реализации возможностей по их увеличению.

• Расходная часть бюджета

Согласно новому бюджетному посланию, первоочередными остаются социальные расходы, расходы на оборону, транспортную инфраструктуру и инновации. Причем уже в 2011 г. планируется повышение зарплат военнослужащих, госслужащих, прокуроров, судей и увеличение стипендиального фонда. В отношении оптимизации расходов особые надежды возлагаются на специальную программу до 2012 г. /вступит в силу 01.01.2011/, направленную на более четкую регламентацию расходов и увеличение ответственности при их планировании.

Прежде всего, обращают на себя внимание планы по повышению расходов в секторе "социалки" и инноваций, которые слабо увязываются с острой необходимостью сокращения бюджетного дефицита /в 2010 г. до RUB2.42 трлн. согласно пересмотренному закону о бюджете/.

Напомним, что, со слов Алексея Кудрина, на долю "неснижаемых" социальных расходов в общих бюджетных расходах приходится 80%, а это весьма ощутимые обязательства. Тем самым, увеличение расходов по приоритетным направлениям невозможно без урезания оставшихся 20% /около RUB2 трлн./, в которые входят столь важные расходы по ФЦП /около 7% всех расходов/ и др. инвестиционным направлениям. Подтверждением этому может служить недавнее упоминание А.Кудриным возможности рассмотрения сокращения государственных инвестиций на 20% в реальном выражении в течение 3 лет.

Как показывает практика, эффективного перераспределения расходов добиться вряд ли удастся, тем более что, исходя из заявления министра финансов, доля расходов, которые можно оптимизировать, низка. Добавив к этому риски, связанные с высокой волатильностью цен на нефть, велика вероятность, что в итоге рост приоритетных расходов будет компенсироваться увеличением налогов.

• Доходная часть бюджета

Президент РФ призвал к ограничению использования нефтегазовых доходов и к достижению прироста бюджетных доходов "за счет улучшения администрирования уже существующих налогов". Оптимизация налогообложения должна прежде всего касаться инновационной деятельности. В частности, планируется снижение совокупной ставки страховых взносов до 14% вплоть до 2015 г. /в отдельных случаях до 2020 г./, послабление в амортизационной политике, по налогу на прибыль и введение особых правовых условий для "Сколково". Подчеркивается необходимость более активной приватизации. От сокращения численности чиновников в течение 3-х лет примерно на 20% планируется сэкономить до 50% ранее запланированных средств.

Основной причиной, по которой власти не стремятся тратить нефтегазовые доходы, может быть желание сохранить их "на черный день", а для покрытия имеющихся в бюджете "дыр" использовать налоговые решения. Мы не исключаем, что сокращение отдельных текущих налоговых льгот, в том числе федеральных, позволит компенсировать запланированные инновационные льготы, однако к эффективности такого перераспределения относимся скептически. Очевидно, что одного сокращения льгот может быть недостаточно.

Вкупе с растущими социальными обязательствами и инновационными расходами, это существенно повышает потребность в увеличении налоговых поступлений.

Напомним, что на 2011 г. уже запланировано повышение совокупной ставки по страховым взносам во внебюджетные фонды до 34%. Кроме того, ведется обсуждение увеличения акцизов на бензин, алкоголь и табак, накануне А.Кудриным была озвучена возможность рассмотрения увеличения НДПИ и рентных платежей /в среднем +0.5-1.0% ВВП/. В дополнение в бюджетном послании отмечена необходимость ускорения подготовки введения налога на недвижимость и в целом особо подчеркивается потребность в расширении налоговой базы. Суммируя вышесказанное, можно ожидать довольно существенного повышения налогов. Это еще раз подтверждает, что в стремлении сохранить нефтегазовые доходы власти рассчитывают покрыть растущие обязательства не столько за счет экономии расходов, сколько за счет повышения налогов.

В качестве альтернативного источника поступлений в бюджет предусматривается и приватизация федерального имущества. Со слов помощника президента РФ Аркадия Дворковича в комментариях журналистам, не исключена приватизация "отдельных пакетов из списка стратегических" предприятий, но в первую очередь приватизация коснется компаний, которые были выведены из этого списка. На наш взгляд, такая мера может существенно пополнить доходную часть бюджета.

Стратегические цели и инновационное развитие

• Стратегическое планирование

"С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры".

Во время кризиса был нанесен ущерб практически всем проектам развития, а антикризисные меры "оттянули" ощутимую долю предназначенных для инвестиций накоплений. Наблюдающееся сейчас восстановление экономики позволило вернуться к стратегическому планированию. Однако очевидно, что предусмотренные меры по сокращению дефицита бюджета, которые, безусловно, сейчас являются первоочередными, не вполне согласуются с потребностями долгосрочной программы модернизации. Если добавить к этому необходимость накопления резервных средств для поддержки экономики на случай нового кризиса, налицо явное противоречие.

• Стимулирование создания инновационной и инвестиционной среды Государственная поддержка, направленная прежде всего на стимулирование создания инновационной среды, будет разносторонней. Помимо традиционных инвестиций рассматриваются возможности снижения административных барьеров, усиления защиты конкуренции и прав собственности, предусматривается широкий перечень инновационных налоговых льгот. Особое внимание уделяется государственно-частному сотрудничеству.

Консолидация бюджетного дефицита накладывает существенные ограничения на государственные инвестиции. С учетом того, что государственные средства сейчас сильно лимитированы, чтобы стать основным источником финансирования инноваций, власти вынуждены использовать их лишь в качестве "катализатора" в привлечении частных капиталов. Тем самым основная ставка делается на частные инвестиции.

Помимо финансового сотрудничества здесь основным положительным фактором, на наш взгляд, является осознание преимуществ вовлечения частного сектора в совместную разработку инновационных технологий.

Во-первых, бизнес-среда частного сектора априори является более конкурентной, а значит и более эффективной. Во-вторых, за счет привлечения технологий частного сектора возможно достичь интеграции R&D. Оттого реализация многих проектов именно частным сектором для государства может означать бОльшую отдачу от вложенных средств
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter