Саймон Уорд, Противоядие от инфляции - повышение ставок, а не QE » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Саймон Уорд, Противоядие от инфляции - повышение ставок, а не QE

Совсем недавно глава Банка Англии Мервин Кинг признал, что британская экономика страдает от недостатка наличности, что, по его убеждению, тормозит рост экономики и может опустить инфляцию ниже целевого уровня (2%) в среднесрочной перспективе. Именно эти факторы и наводят политиков Центробанка на мысль о продолжении программы количественного смягчения
1 ноября 2010 Архив
Совсем недавно глава Банка Англии Мервин Кинг признал, что британская экономика страдает от недостатка наличности, что, по его убеждению, тормозит рост экономики и может опустить инфляцию ниже целевого уровня (2%) в среднесрочной перспективе. Именно эти факторы и наводят политиков Центробанка на мысль о продолжении программы количественного смягчения.

Диагноз Кинга ошибочный. Напротив, наличность, циркулирующая сейчас в экономике страны, может оказаться в профиците. А это означает, что дальнейшая закачка ликвидности Комитетом по монетарной политике может, скорее, раздуть цены, нежели стимулировать экономическую активность. Инфляция уже превышает целевой уровень, а возобновление QE лишь поддержит этот тренд.

Довод Кинга обусловлены недавним замедлением темпов роста совокупной денежной массы. За последние 12 месяцев показатель укрепился лишь на 2%,в то время как во время предыдущего десятилетия средний годовой прирост составлял 7%.

Конечно, при оценивании адекватности денежной массы необходимо также принимать во внимание и скорость обращения. Нарастание скорости оказывает тот же эффект, что и рост самой денежной массы, и увеличение обоих показателей ведет к расширению объемов транзакций в экономике. За последний год скорость обращения денег возросла, и есть основания полагать, что эта тенденция продолжится. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что монетарная политика на самом деле намного мягче, чем утверждают Кинг и его "голуби" из MPC. За последние 50 лет скорость обращения денежной массы падала на 0,5% в год, а за последние 12 месяцев скорость возросла на 4%, максимально с 1980 года.

Чтобы поддерживать реальный экономический рост на уровне 2,5% в год, а инфляцию - в соответствии с целевым уровнем, прирост денежной массы должен составлять около 4,5%. Если скорость обращения снижается на 0,5%, цифра должна увеличиться до 5%, а сейчас этот показатель составляет 2%. Поэтому многие экономисты призывают политиков Центробанка к дальнейшему вливанию ликвидности.

Хотя тренд обращения денег не является фиксированным, тем не менее, он зависит от относительной привлекательности денег в качестве источника сбережений. Когда депозитные процентные ставки опускаются ниже уровня инфляции, как происходит на данный момент, семьи и компании получают ощутимый стимул к накоплению денежных запасов.

Один из способов избавиться от избыточной ликвидности - потратить ее, и это дает прямой толчок к росту экономики и цен. Да и сберегатели могут попытаться переместить свои средства в другие активы: либо боле высокодоходные, либо с более высокой защиты от инфляции, такие, как, например, акции. Рост цен на активы поможет повысить уровень доверия, что станет дополнительным косвенным стимулом для оживления экономической активности.

Последние события подтверждают актуальность вышеприведенных фактов. Экономический рост и (особенно) инфляция заметно опережают прогнозы Банка Англии. За последний год реальный ВВП с учетом инфляции вырос на целых 2,8%, в то время как CPI, согласно последним оценкам, находится на уровне 3,1%.

За последние 12 месяцев заметно подорожали акции, ГКО, жилье, коммерческая недвижимость, сырье, предметы искусства и антиквариата, марочные вина, что, скорее всего, свидетельствует о профиците денежных средств, нежели об их нехватке, как упорно твердит глава Центробанка.

Недавнее ускорение обращения денег контрастирует со снижением активности во время финансового кризиса, когда инвесторы кинулись сокращать объемы своих вложений в рынки. Данный фактор в сочетании с замедлением темпов роста денежной массы, наложили жесткие монетарные ограничения на экономику, объяснив глубину рецессии и оправдав первый раунд программы QE, запущенной в марте прошлого года.

Во время 1970-х гг., когда в последний раз реальные процентные ставки находились ниже уровня инфляции в течение длительного периода, скорость обращения денежной массы увеличилась на 39% за 6 лет, другими словами, каждый год прирост составлял около 6%. Если подобная динамика повторится сейчас, текущие темпы роста денежной массы (2%) позволят инфляции зайти слишком далеко.

Возобновление программы количественного смягчения таит в себе немало опасностей. Тренды роста денежной массы могут начать улучшаться, но дальнейшее QE может повлечь за собой более ощутимые последствия, чем в прошлом году, когда дополнительные вливания ликвидности в экономику были частично поглощены за счет привлечения капитала банками. Повторный запуск программы может вызвать денежный профицит в экономике, что повлечет за собой рост инфляции и раздувание новых пузырей цен на активы.

Вместо обсуждения вопроса дальнейшего стимулирования, на предстоящем заседании Комитета по монетарной политике, которое состоится на текущей неделе, Кингу и его коллегам стоит подумать о возвращении к положительным процентным ставкам. Повышение ставок поможет перестроить изжившую себя методику борьбы с инфляцией и восстановить баланс в экономике.

http://www.telegraph.co.uk/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter