Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Недовольство национальной банковской системой » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Недовольство национальной банковской системой

Предыдущий большой шаг на пути к этапизации был сделан в Америке во время Гражданской войны, когда после отделения южных штатов практически однопартийный Конгресс позволил республиканцам реализовать под предлогом войны дорогую их сердцу программу усиления государства
22 июня 2011
Предыдущий большой шаг на пути к этапизации был сделан в Америке во время Гражданской войны, когда после отделения южных штатов практически однопартийный Конгресс позволил республиканцам реализовать под предлогом войны дорогую их сердцу программу усиления государства. В союзе с большим бизнесом и большим правительством республиканская партия провела через Конгресс подоходный налог, высокие акцизные сборы на такие греховные вещи, как табак и алкоголь, высокие протекционистские тарифы и щедрую раздачу земель и прочих субсидий трансконтинентальным железным дорогам. Избыточное железнодорожное строительство похоронило все попытки Моргана создать железнодорожный картель и в конечном итоге привело к созданию в 1887 г. по инициативе Моргана и контролируемых им железных дорог Комиссии по межштатной торговле. Результатом стал растянувшийся на многие десятилетия процесс упадка железных дорог, начавшийся еще до 1900 г. Подоходный налог был отменен решением Верховного суда, но позднее восстановлен в период прогрессивизма.

Наибольших результатов интервенционистская политика времен Гражданской войны достигла в жизненно важной области банковской и кредитно-денежной политики. Наметившееся в 1840-1850-х гг. движение в сторону твердых денег и свободного банковского дела было перечеркнуто двумя пагубными, имевшими инфляционистский характер решениями республиканской администрации. Первым было решение об эмиссии неразменных бумажных гринбеков, которые уже к середине войны наполовину обесценились. Лишь в 1879 г., через 14 лет после окончания войны, под давлением демократов был восстановлен золотой стандарт. Второе решение, имевшее более отдаленные последствия, было воплощено в трех законах о национальной банковской системе, принятых в 1863, 1864 и 1865 г. Этими законами право эмиссии банкнот было отнято у банков штатов (с помощью запретительного налога) и передано нескольким крупным «национальным банкам» (преимущественно уолл-стритским), которые получили свои банковские лицензии непосредственно на федеральном уровне. Был создан характерный для картелей механизм: закон обязал национальные банки принимать по номиналу банкноты и депозиты до востребования других банков, что разрушило существовавший прежде рыночный механизм оценки надежности банков, когда платежные средства неустойчивых банков рынок принимал только со скидкой.

Таким образом, узкая группа банкиров с Уолл-стрит и политиков федерального уровня получила возможность контролировать всю банковскую систему и скоординировано расширять предложение банкнот и депозитов.

Но нерешенные проблемы остались. Национальная банковская система представляла собой нечто промежуточное между свободным банковским делом и полностью централизованной, управляемой государством банковской системой, и к концу XIX в. такое положение перестало устраивать банкиров с Уолл-стрит. Степень централизации была ограниченной и прежде всего отсутствовал государственный центральный банк, который мог бы координировать инфляцию и действовать в качестве кредитора в последней инстанции, приходя на помощь попавшим в трудное положение банкам. Раздувая кредит, банки создают бум, попадая при этом в трудное положение, потому что такой бум неизбежно сменяется рецессией, и в целях самосохранения банкам приходится сжимать кредит. Кроме того, банки штатов, временно выбитые законами о национальной банковской системе из колеи, постепенно приспособились к новым условиям и начали на базе банкнот национальных банков строить пирамиду собственных ссуд и депозитов до востребования. Банки штатов, свободные от высоких требований к размеру собственного капитала, которые мешали «посторонним» получить статус национального банка, в 1880-1890-х гг. активно развивались и составили конкуренцию самим национальным банкам. Кроме того, в 1880-х гг. конкуренцию Уолл-стрит начали составлять Сент-Луис и Чикаго. Если совокупный объем вкладов в банках Нью-Йорка, Чикаго и Сент-Луиса принять за 100, то в 1880 г. доля депозитов в банках Чикаго и Сент-Луиса составляла только 16%, а в 1912 г. – уже 33%. Объем взаимных расчетов между ненью-йоркскими банками, составивший в 1882 г. 24% общей суммы клиринговых операций, к 1913 г. поднялся до 43%.

Недовольство крупных банков выражалось двумя словами – «недостаток эластичности». Национальная банковская система, утверждали они, не способна обеспечить должную степень эластичности денежной массы, т.е. банки не могли по желанию наращивать эмиссию денег и выдачу кредитов, особенно в периоды спадов. Короче говоря, национальная банковская система не обеспечивала национальным банкам достаточно возможностей для расширения кредита.

На рубеже столетий в политической и экономической жизни Соединенных Штатов доминировали две постоянно конфликтовавшие друг с другом финансовые группы: группа Моргана, которая начала с инвестиционного банка, а затем занялась коммерческими банками, железными дорогами и слиянием промышленных компаний; и группа Рокфеллера, которая начала с нефтеперерабатывающих заводов, затем переместилась в банковский сектор и сформировала альянс с Гарриманом (железные дороги) и компанией Кун-Лёб (инвестиционный банк).

Обычно эти финансовые блоки конфликтовали между собой, но в вопросе о центральном банке они были солидарны. И хотя главную роль в создании Федеральной резервной системы сыграли Морганы, команда Рокфеллера и Купа-Лёба всячески содействовала им в проведении необходимой, как они все считали, реформы кредитно-денежной системы