Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стивен Роуч, Живые мертвецы мировой экономики » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стивен Роуч, Живые мертвецы мировой экономики

В мировой экономике расплодилось новое поколение зомби - ходячих экономических мертвецов. Американские потребители стоят на пороге небывалого спада активности. За 13 кварталов с начала 2008 года темпы роста потребления скорректированные на инфляцию в среднем не превышали 0.5%
26 июня 2011 Financial Times
В мировой экономике расплодилось новое поколение зомби - ходячих экономических мертвецов. Американские потребители стоят на пороге небывалого спада активности. За 13 кварталов с начала 2008 года темпы роста потребления скорректированные на инфляцию в среднем не превышали 0.5%. Еще никогда за весь послевоенный период потребители США не находились в столь депрессивном состоянии так долго. У синдрома зомби есть важное предварительное условие. На самом деле, оно стало ключевым симптомом «японской болезни», которая стала причиной первого из двух потерянных десятилетий в стране. Японские банки, поощряемые правительством, продолжали расширять кредитные линии для всякого рода неплатежеспособных компаний, оттягивая тем самым реструктуризацию и неизбежный крах. Темпы роста производительности в Японии снизились именно из-за скопления большого количества зомби в экономике. Банковские кредиты, обусловленные политикой государства, помогали фактически обанкротившимся компаниями поддерживать раздутый штат сотрудников и содержать избыточные производственные мощности. Это лишило Японию жизненной силы, которая была ей так нужна, чтобы оправиться от лопнувшего пузыря. В Америке происходит нечто подобное. После долгих лет безудержного шоппинга, американские потребители оказались в крайне стесненных обстоятельствах. Избыточное потребление процветало в условиях двух крупных пузырей - на рынке недвижимости и кредитования. Теперь эти пузыри с треском лопнули.

Американцам понадобится много времени, чтобы отвыкнуть от своих пагубных пристрастий к походам по магазинам, сформированных под влиянием пузырей. Отказ от кредитных средств и выплата долгов только начались. Да, в начале 2011 года задолженность домохозяйств снизилась до 115% от располагаемого дохода, что на 15% ниже максимума (130%), установленного в 2007 году, и на 75% выше средних значений за период с 1970 по 2000 годы. Аналогичные процессы наблюдаются и в отношении сбережений. В марте и апреле 2011 года норма личных сбережений не превышала 4.9% от располагаемого дохода. Это выше, чем 1.2% в середине 2005 года, но все равно намного ниже, чем 8%-ная норма последних тридцати лет 20 века. Политики в Вашингтоне, также как и японские банки в свое время, делают все возможное, чтобы помешать разумным экономическим корректировкам. Федрезерв провел два этапа количественного ослабления, чтобы стимулировать потребительские расходы на фоне эффекта благосостояния, вызванного ростом акций. Конгресс и Белый дом разработали программы по сдерживанию процесса лишения права выкупа и прочие схемы прощения долгов. Это делается с единственной целью - заставить потребителей-зомби забыть о своих насущных проблемах и начать снова тратить, не зависимо от того, какие убытки они понесли в период «великой рецессии». Подтекстом такого всепрощения Вашингтона является попытка вернуть потребителей на пагубный путь потребления.

Не удивительно, что американские потребители оказались умнее политиков. Монетарная и фискальная политика не внушают доверия, и домохозяйства прекрасно понимают, что финансовая помощь не более чем временная мера. Это значит, что им нужно брать инициативу в свои руки. Трудовые доходы упали ниже многолетних средних значений, безработица достигла исторических высот, а более 24 млн. американцев работают неполный рабочий день. В этих обстоятельствах не остается ничего, кроме как потуже затягивать пояса. Сокращение расходов, отказ от кредитов и сбережения - других адекватных путей выхода из кризиса для американских потребителей-зомби просто нет. Это особенно актуально для 77 млн. людей, рожденных в период бейби-бума. Некоторые из них уже приблизились к пенсионному возрасту. Как и Японии, Америке не удастся быстро избавиться от хронической вялости потребителей. Полагаю, что на восстановление уйдет минимум три-пять лет. За это время показатели долга и сбережений смогут вернуться к приемлемым уровням. Между тем, потребление в США отвечает за 70% от ВВП, таким образом, следует настраиваться на резкое снижение темпов экономического роста. Политический паралич в Вашингтоне лишь усложняет дело.

Для американской экономики это тоже не пройдет бесследно. Длительный спад активности на одном из ключевых рынков сбыта в мире на фоне стагнации в Японии и долгового кризиса в Европе складываются в мрачную перспективу для экономик, ориентированных на экспорт. Если развивающиеся экономики не сумеют быстро переориентироваться на внутренний спрос, их ждет жестокое разочарование. К сожалению, американские потребители-зомби гораздо опаснее японских корпоративных зомби. Отвечая за 70% от ВВП, американские потребители обеспечивают экономике в три с половиной раза больше поддержки, чем изуродованный пузырем корпоративный сектор Японии на пике своей активности в начале 1990-х. Америка, судя по всему, не смогла извлечь урок из опыта Японии. Ее нерадивость грозит большой бедой не только ей самой, но и мировой экономике в целом. Финансовые рынки, рассчитывающие на рост, будут разочарованы.

Стивен Роуч, неисполнительный председатель Morgan Stanley в Азии.

Подготовлено Forexpf.ru о материалам The Financial Times

http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу