Государство вновь меняет зерновую политику: вместо дорогостоящего метода закупочных интервенций, который в прошлые годы успешно справлялся с заниженным уровнем цен на зерно, Минсельхоз пытается разобраться с излишками урожая пшеницы с помощью введения залоговых операций, а также готовит проект снижения тарифов на железнодорожную перевозку зерна с целью стимулирования экспорта. Крайними в этой ситуации, как всегда, оказываются российские фермеры.
Рассмотрим эти три способа влияния на рынок пшеницы (закупочные интервенции, залоговые операции и стимулирование экспорта) с точки зрения их выгодности для государства, крупных производителей зерна и мелких фермеров.
Закупочные интервенции
Кому выгодно: Крупным производителям и мелким фермерам.
Почему выгодно: Закупочные интервенции проводятся в том случае, если среднерыночная цена в регионе опускается ниже так называемых «пороговых цен». В 2011 году пороговые цены для пшеницы 3 класса составляют 5 000 руб./т, для пшеницы 4 класса – 4 650 руб./т. В случае проведения интервенций производители пшеницы получают возможность не только сбыть свою продукцию государству, но и не уйти при этом «в ноль» или в убыток. Интервенции также приводят к снижению предложения на рынке пшеницы, что, в свою очередь, ведет к росту цен, нормализуя их.
Кому невыгодно: Государству.
Почему невыгодно: Минсельхозу приходится не только скупать зерно по цене выше рыночной, но и тратить огромные деньги на его хранение. Так, после масштабных закупок зерна в 2008 году государство потратило на его хранение более 10 млрд рублей. Именно с желанием избежать этих трат связано решение отказаться от закупочных интервенций в пользу залоговых операций.
Залоговые операции
Кому выгодно: Государству.
Почему выгодно: Суть залоговых операций состоит в том, что государство обязуется приобрести у производителя зерно по себестоимости, а производитель, в свою очередь, имеет право либо выкупить его обратно, если цены пойдут вверх, либо оставить государству. Минсельхозу политика залоговых операций позволит сэкономить как на выкупе зерна у фермеров, так и на его хранении, так как крупные производители, например, смогут хранить заложенное зерно на собственных элеваторах. Мелкие же фермеры, не имеющие такой возможности, должны будут при выкупе оплатить услуги хранения и перевозки зерна.
Кому невыгодно: Мелким фермерам и крупным производителям.
Почему невыгодно: Производителям зерна, как крупным, так и мелким, такая схема может быть выгодна лишь в одном случае: если среднерыночная цена уйдет ниже себестоимости. Но даже тогда залоговая операция позволит фермерам всего лишь избежать убытков. Впрочем, если крупные производители еще смогут сэкономить на услугах хранения и перевозки при использовании собственных элеваторов, то мелким фермерам, которым негде хранить зерно, придется еще и оплачивать эти услуги.
Экспорт
Кому выгодно: Государству, крупным производителям.
Почему выгодно: Цены на экспортном рынке намного превышают внутрироссийские, несмотря на то, что из-за жесткой конкуренции с Казахстаном, Украиной и Румынией трейдерам приходится снижать расценки. Крупным производителям, имеющим доступ к мировым рынкам, экспорт выгоден безусловно. Государство со своей стороны всеми силами старается поддержать экспортную политику. Так, Минсельхоз планирует расширить зону действия льготного тарифа на перевозку зерна из Сибири в Центральный федеральный округ. Теперь коэффициент 0,5 начиная с 1,1 тыс. километров будет действовать также в направлении экспортных портов Краснодарского края и Дальнего Востока, а также погранпереходов с Украиной. Эти и другие меры позволят государству сократить предложение на внутреннем рынке, не прибегая к интервенциям.
Кому невыгодно: Мелким фермерам.
Почему невыгодно: Мелкие фермеры по понятным причинам не смогут воспользоваться преимуществами экспорта зерна, поэтому сбыт их продукции ограничен внутрироссийским рынком.
Таким образом, выбирая экспорт и залоговые операции, отказываясь при этом от интервенций, государство вновь игнорирует потребности мелких участников зернового рынка, создавая преимущества крупным производителям зерна, которые имеют доступ к экспорту и могут более или менее выгодно воспользоваться залоговым механизмом. Отрицательной стороной такого подхода является и то, что залоговые операции не позволяют эффективно регулировать объемы выводимого с рынка зерна, а значит – и цены на него, так как нельзя заранее предсказать, какое именно количество пшеницы производители захотят сдать в залог. Прямо скажем, такие действия удивительны для государства, которое заявляет о необходимости поддержки среднего класса и отечественного производителя.
https://mfc.group/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рассмотрим эти три способа влияния на рынок пшеницы (закупочные интервенции, залоговые операции и стимулирование экспорта) с точки зрения их выгодности для государства, крупных производителей зерна и мелких фермеров.
Закупочные интервенции
Кому выгодно: Крупным производителям и мелким фермерам.
Почему выгодно: Закупочные интервенции проводятся в том случае, если среднерыночная цена в регионе опускается ниже так называемых «пороговых цен». В 2011 году пороговые цены для пшеницы 3 класса составляют 5 000 руб./т, для пшеницы 4 класса – 4 650 руб./т. В случае проведения интервенций производители пшеницы получают возможность не только сбыть свою продукцию государству, но и не уйти при этом «в ноль» или в убыток. Интервенции также приводят к снижению предложения на рынке пшеницы, что, в свою очередь, ведет к росту цен, нормализуя их.
Кому невыгодно: Государству.
Почему невыгодно: Минсельхозу приходится не только скупать зерно по цене выше рыночной, но и тратить огромные деньги на его хранение. Так, после масштабных закупок зерна в 2008 году государство потратило на его хранение более 10 млрд рублей. Именно с желанием избежать этих трат связано решение отказаться от закупочных интервенций в пользу залоговых операций.
Залоговые операции
Кому выгодно: Государству.
Почему выгодно: Суть залоговых операций состоит в том, что государство обязуется приобрести у производителя зерно по себестоимости, а производитель, в свою очередь, имеет право либо выкупить его обратно, если цены пойдут вверх, либо оставить государству. Минсельхозу политика залоговых операций позволит сэкономить как на выкупе зерна у фермеров, так и на его хранении, так как крупные производители, например, смогут хранить заложенное зерно на собственных элеваторах. Мелкие же фермеры, не имеющие такой возможности, должны будут при выкупе оплатить услуги хранения и перевозки зерна.
Кому невыгодно: Мелким фермерам и крупным производителям.
Почему невыгодно: Производителям зерна, как крупным, так и мелким, такая схема может быть выгодна лишь в одном случае: если среднерыночная цена уйдет ниже себестоимости. Но даже тогда залоговая операция позволит фермерам всего лишь избежать убытков. Впрочем, если крупные производители еще смогут сэкономить на услугах хранения и перевозки при использовании собственных элеваторов, то мелким фермерам, которым негде хранить зерно, придется еще и оплачивать эти услуги.
Экспорт
Кому выгодно: Государству, крупным производителям.
Почему выгодно: Цены на экспортном рынке намного превышают внутрироссийские, несмотря на то, что из-за жесткой конкуренции с Казахстаном, Украиной и Румынией трейдерам приходится снижать расценки. Крупным производителям, имеющим доступ к мировым рынкам, экспорт выгоден безусловно. Государство со своей стороны всеми силами старается поддержать экспортную политику. Так, Минсельхоз планирует расширить зону действия льготного тарифа на перевозку зерна из Сибири в Центральный федеральный округ. Теперь коэффициент 0,5 начиная с 1,1 тыс. километров будет действовать также в направлении экспортных портов Краснодарского края и Дальнего Востока, а также погранпереходов с Украиной. Эти и другие меры позволят государству сократить предложение на внутреннем рынке, не прибегая к интервенциям.
Кому невыгодно: Мелким фермерам.
Почему невыгодно: Мелкие фермеры по понятным причинам не смогут воспользоваться преимуществами экспорта зерна, поэтому сбыт их продукции ограничен внутрироссийским рынком.
Таким образом, выбирая экспорт и залоговые операции, отказываясь при этом от интервенций, государство вновь игнорирует потребности мелких участников зернового рынка, создавая преимущества крупным производителям зерна, которые имеют доступ к экспорту и могут более или менее выгодно воспользоваться залоговым механизмом. Отрицательной стороной такого подхода является и то, что залоговые операции не позволяют эффективно регулировать объемы выводимого с рынка зерна, а значит – и цены на него, так как нельзя заранее предсказать, какое именно количество пшеницы производители захотят сдать в залог. Прямо скажем, такие действия удивительны для государства, которое заявляет о необходимости поддержки среднего класса и отечественного производителя.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
https://mfc.group/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу