Ящик Пандоры » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ящик Пандоры

Надо сказать, финансовые рынки находятся в еще большей опасности, чем предполагают самые отчаянные алармисты. Речь идет ни много ни мало, а о подрыве основы основ, - «доверия» на рынке
29 февраля 2012 Пf (pf.ru) | Архив Чекулаев Михаил
Надо сказать, финансовые рынки находятся в еще большей опасности, чем предполагают самые отчаянные алармисты. Речь идет ни много ни мало, а о подрыве основы основ, - «доверия» на рынке.

Пока еще мы видим только отдельные случаи, которые проявляются лишь время от времени. Поскольку рынки сейчас чрезмерно спекулятивны и заняты обыгрыванием краткосрочных идей, то многие чрезвычайно негативные моменты быстро забываются. Или «списываются» на временную потерю рынками приписываемой им «эффективности», - т.е. способности учитывать в ценах всю имеющуюся информацию.

Однако это не значит, что риски потери доверия к рынкам из-за этого снижаются или оцениваются очень низко. Скорее, судя по канве фактов, инвесторы их регулярно недооценивают. А как известно, это всегда заканчивается крахом. Только на этот раз он может быть настолько разрушительным, что восстанавливать деятельность рынков придется долгие годы. Скорее всего, на совершенно иных принципах и условиях в сравнении с нынешними правилами. Поскольку устои, на которых стоят рынки, сегодня с завидной настойчивостью уже не только попираются, но и уничтожаются. Причем руками тех, кто по логике вещей, должен заботиться об обратном, - о сохранении основ.

Собирать множество улик для доказательства этого нужды особенной нет. Слишком длинным получится список. Достаточно обратить внимание на одно из последних замечаний руководителя ЕЦБ Драги по поводу снижения рейтингов, которые в последнее время явно участились. Главный банкир Европы поведал, что не стоит слишком буквально понимать оценки рейтинговых агентств, а следует больше полагаться на собственные оценки рисков. В переводе на обычный язык это означает следующее, - поступайте так, как считаете нужным, - если что, мы вас выручим.

С точки зрения спекулянта это, безусловно, выглядит нормально. Поскольку предполагает возможность использования собственных моделей риска вместо оценок, навязываемых извне. Однако дело в том, что на оценке рейтинговых агентств, по сути, держится доверие во всем финансовом мире. Это все еще столп, хотя и изрядно подточенный в последнее время благодаря ошибкам и просчетам, допущенным в последние годы признанными авторитетами в области оценки рисков.

Тут надо вспомнить, что рейтинги являются оценкой вероятности дефолта субъекта экономической деятельности, - фирмы, страны или региона (см.Табл.1). Игнорирование этих оценок, - путь довольно скользкий и опасный. Поскольку финансовый мир со временем рискует вообще лишиться ориентиров, которые позволяют оценить меру риска, принимаемого при вложении в те или иные активы. К тому же совсем непонятно, как в таких обстоятельствах будут управляться крупные деньги, - пенсионные, резервные и пр. фонды. Неужели мы стоим на пороге, когда эти колоссальные средства начнут двигаться, исходя из «интуитивных» предположений управляющих?

Ящик Пандоры


Табл. Что означают рейтинги, - вероятность дефолта, соответствующая градации рейтингов от S&P и Fitch

По факту, все это означает вхождение в завершающуюся фазу полного отрыва финансовых рынков от реальности. Поскольку все оценки рисков инвестирования, - скажем, в валюту или облигации той или иной страны, - можно теперь свести ко всякого рода безаппеляционным утверждениям. Вроде того как, - этого не может быть, потому что не может быть. Единственная причина, по которой позволительно делать такие утверждения, обусловлена слепой верой в регулятора, способного поставить любые суммы денег для продолжения рискованной игры на финансовых рынках.

Оглядывая действия основных центробанков мира, несложно понять, на чем основана эта вера. На том, что центробанк всегда «войдет в положение» и одолжит еще «немного денег». Однако банкиры забывают (а скорее, просто не знают) о том, что нынешняя политики «количественных смягчений» является на самом деле «новым экспериментом», который не имеет ничего общего с политикой выпуска денег во время выхода США из Великой Депрессии, часто используемая как аргумент в пользу «количественного смягчения». Говорят, нынешний глава ФРС Бернанке защитил на этом диссертацию. А потому-де, крупный специалист по этому вопросу. Ну а раз так, то он понимает, что делает.

В связи с этим очень хотелось бы задать ему вопрос, - знает ли он о том, что на самом деле позволило Рузвельту запустить печатный станок без нанесения вреда мировой финансовой системе, чтобы реализовать программу «Новый курс»? Вопрос непростой. Во времена «золотого стандарта» для этого должно было существовать необходимое обеспечение, - золото. Так откуда оно взялось у США?

А дело все в том, что в 1934 г. была совершена грандиознейшая сделка в новейшей истории, связанная с передачей на хранение в США золота, которым овладело в Китае гоминдановское правительство. В связи с чем, США получили во временное распоряжение золото, которое стало обеспечением для эмиссии денег, необходимых для исполнения программы «Нового курса» Рузвельта. Ну а гоминдановцы, - в лице Чан-Кайши, - вместо складской расписки о принятии на хранение золота и драгоценностей получили облигации на фантастическую по тем временам сумму.

Это именно те бонды, о которых мы периодически слышим в новостях, когда нам сообщают об изъятии у международных мошенников и фальшивомонетчиков якобы «фальшивых облигаций США». На самом деле, эти облигации самые что ни на есть настоящие. Я бы и сам отнес утверждение о «легальности» бумаг к бреду, посчитав за правильным отправить в психиатрическую лечебницу тех, кто пытается найти в этом какую-то конспирологию. Таких, например, как Дэвид Уилкок (http://divinecosmos.e-puzzle.ru/Article89.htm#_ftn5) или Артур Стерн (english.arthur-stern.de), которые по указанным ссылкам рассказывают о своих исследованиях по данной теме (должен предупредить, - материалы объемные).

Но дело в том, что еще в 2000 г. я сам лично держал в руках подобные бонды и даже занимался изучением возможностей хоть какого-то их применения, - предъявления к оплате, использования в залоговых или деривативных схемах (см.Фото 1). Их держателем на тот момент являлась весьма уважаемая общественная организация, имеющая отношение к казачеству, которая никоим образом фальшивомонетничеством заниматься не могла. Более того, ни от ФРС, ни от Минфина США заявлений о фальшивости бумаг в ответ на обращение к ним не последовало. Правда, и разговаривать о них ни у кого желания не было, - ни со стороны правительственных чиновников, ни со стороны банкиров, ни со стороны инвестдомов.

Ящик Пандоры


Фото 1. 100-миллионные бонды США выпуска 1934 г., с которыми я имел дело в 2000 г.

Ящик Пандоры


Фото 2. 100-миллионные бонды США, «всплывшие» в Германии в 2010 г.

Лишь один старый профессионал на рынке бондов сказал буквально следующее, - Бумага легальная, настоящая, но на ней ничего нет, - она пустая. А потом добавил: Она пахнет как скунс.

Разумеется, о личном предъявлении бумаг к погашению речи не шло вообще, - при таких суммах проще устроить исчезновение не то что отдельных лиц, но и целых стран, нежели платить. А для трансфера бондов в бумажной форме у банков сейчас даже и технологий не существует.

Собственно, уже тогда я уже понял, что эти бонды были выпущены в обеспечение каких-то политических сделок, которые по сию пору остаются тайной. И как выясняется сейчас, вероятно, здесь замешаны не только Чан Кайши и Рузвельт, но также и Сталин, что в дальнейшем затронуло еще и нацистскую Германию, включая известный пакт Молотова-Риббентропа. Короче, клубок тайн тут еще тот.

Как бы там ни было, но последствия этой политической сделки мы еще увидим. Поскольку США, в конечном итоге, либо придется признать факт выпуска этих бумаг и осуществить выплату по ним, либо заставить всех уверовать, что все это выдумки фальшивомонетчиков. Но поверить этому могут только обыватели. Любой, кто подержит в руках эту бумагу, либо немного времени уделит изучению особенности их выпуска в прошлом, тот в эти правительственные сказки не поверит ни за что. Иными словами, мы имеем возможность видеть, как в зависимости от обстоятельств, могут реализовываться риски даже в отношении самых первоклассных ценных бумаг с наивысшей степенью надежности.

В «сухом остатке» мы имеем следующее. В рамках мировой финансовой системы сейчас проводится волюнтаристский эксперимент с очень простой концепцией, - залить рынки деньгами, пока они не начнут работать так, как надо. А если эксперимент окажется неудачным, то правительства и центробанки просто разведут руками или в массовом порядке откажутся от своих обязательств. Собственно говоря, чем дольше продолжается этот эксперимент, тем больше появляется убедительных доказательств в его полной несостоятельности. Кстати, вы не обратили внимание на последние новости по Исландии? Отказавшись от участия в проекте бездумного печатания денег и залезания в долги, экономика этой страны уже пошла на поправку.

Разумеется, результаты глобального эксперимента «имени Бернанке» скажутся и на России. В самом лучшем случае при рецессии, которая по всем признакам наступит в развитых экономиках уже весной этого года, наши доходы от продажи сырья резко упадут. Либо они будут с лихвой перекрыты расходами. При отсутствии потенциала роста внутреннего спроса ситуация усугубится еще больше.

В самом же худшем варианте все или значительная часть наших зарубежных финансовых авуаров будет фактически заморожена, либо их стоимость окажется сильно девальвированной. Говоря простым языком, все эти вложения «в первоклассные активы» могут оказаться такими же «пустыми», как и 100-миллионные бонды США выпуска 1934 г.

Еще одной торпедой, которая может усугубить ситуацию при реализации риска потери доверия на рынке, связана с нашими внутренними обстоятельствами. В частности, - вектор, который обещает привести нас к новой волне «раскулачивания», аналогичной той, что накрыла СССР в 1928-1932 гг. Судите сами. Все чаще звучат голоса крупных чиновников о пересмотре итогов приватизации начала 90-х. К этому можно относиться как угодно, - насмехаться, язвить или одобрять. Это дела не меняет. Зерна посеяны. Осталось ждать появления всходов, которые не заставят себя долго ждать. Плоды мы непременно увидим, когда начнет реализовываться этот политический риск. И не факт, что он затронет только крупный капитал. Равно как нельзя исключать постепенного перехода от единовременных выплат к постоянным платежам. Причем, помимо вопроса о пересмотре итогов приватизации 90-х, все чаще всплывают идеи о нелигитимности власти с 1993 г.

Выводы из всего этого достаточно простые. В настоящий момент времени любые инвестиции в фондовые ценности следует рассматривать как высокорискованные. Я бы даже сказал, - как «венчурные», которые могут быть потеряны полностью. Причем вне зависимости от того, насколько велики прочие традиционные риски, присущие ценным бумагам. Разумеется, это будет продолжаться лишь какое-то время. Возможно, - ситуация прояснится уже через несколько месяцев. А может статься, - для реализации или устранения риска потребуется пара лет.

Поэтому, планируя инвестиции, следует помнить о наличии всех этих рисков. К тому же все тот же Драги в своих комментариях относительно рейтинговых агентств недвусмысленно дал понять, - оценка рисков отныне дело самих инвесторов. А это может означать, что банкиры фактически уже «поставили на все», а впереди - «пан или пропал». Об исходе остается только гадать.

Впечатление такое, что ключевые паровозы мировой экономики несутся на всех парах к пропасти. И тормоза не только неисправны, а их попросту нет.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1310896899_1310896883-clip-3kb.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter