Facebook: постскриптум » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Facebook: постскриптум

С момента выхода Facebook, крупнейшей социальной сети в мире, которая насчитывает более 900 млн активных пользователей, прошло три недели. В апреле мы публиковали подробный анализ этой компании, предрекая сложности с оправданием оценки своей стоимости в 100 млрд долл., и возможные скачки цен вверх в первые дни торгов
13 июня 2012 Rietumu Trading | Архив Зуев Игорь
С момента выхода Facebook, крупнейшей социальной сети в мире, которая насчитывает более 900 млн активных пользователей, прошло три недели. В апреле мы публиковали подробный анализ этой компании, предрекая сложности с оправданием оценки своей стоимости в 100 млрд долл., и возможные скачки цен вверх в первые дни торгов. Как оказалось, среди крупнейших IPO за последние десять лет в США, размещение акций Facebook на 16 млрд долл., ставшее крупнейшим в технологическом секторе, показало наихудшие результаты. Эйфория вокруг выхода на биржу Facebook была огромной – каждый хотел получить хотя бы небольшой кусочек компании, которая олицетворяет собой будущее интернета. Простые инвесторы ломанулись скупать акции столь перспективной компании, несмотря на неубедительные финансовые показатели и непонятные планы по развитию компании. В преддверии IPO и после размещения Facebook успел купить Instagram и серсис Glancee, анонсировать магазин приложений, запустить фотоприложение и намекнуть на выпуск собственного смартфона к концу этого года. Появились слухи и о планах Facebook приобрести компанию разработчика браузер Opera. Пока компанию окружают слухи и прогнозы по поводу ее дальнейшего развития, мы посчитали необходимым, подвести некоторые итоги начала торгов акциями крупнейшей в мире соцсети

Facebook Inc. (долл./акцию)

Facebook: постскриптум


Долгожданное начало торгов акциями Facebook состоялось в пятницу 18 мая. За неделю до этого объем размещаемых акций был увеличен на 25% до 421,2 млн., а цена за одну акцию была повышена до 34-38 долл. с первоначальных 28-35 долл. В первый день торгов бумаги Facebook торговались в диапазоне 38-45 долл., не опускаясь ниже цены первичного размещения. Скачок цены до 45 долл. был достаточно предсказуем, так как повторял динамику начального этапа торгов других интернет-компаний. Самое интересное начало происходить на следующий день, когда акции рухнули на 11%. Всего, за три недели торгов Facebook лишь четырежды закрывался в плюсе. Как результат из крупнейших IPO за последние десять лет в США, размещение Facebook оказалось самым провальным

Недостатка во мнениях, почему же так произошло, в средствах массовой информации нет. После такого провального начала торговли акциями Facebook для всех участников рынка, в особенности для мелких розничных инвесторов, стало очевидно, что покупка акций крупнейшей соцсети несла огромный риск. Мелкие инвесторы обвиняют организаторов размещения и сам Facebook в недостатке информации о финансовых показателях компании перед IPO. Поступают свидетельства против андеррайтеров, которые снизили свои оценки выручки Facebook в середине процесса IPO. Как утверждается, они проинформировали институциональных инвесторов, но не розничных клиентов. Но даже если какая-то информация и не была предоставлена в полном объеме, было понятно, что оценки стоимости Facebook слишком завышены. Простых инвесторов привлекало имя компании и впечатляющий рост, а также элементарный эффект принадлежности, так как многие из них являются пользователями соцсети. Их логика проста – сайт, растущий такими темпами и привлекающий такое внимание, просто обязан много стоить

Обычно, порядка 20% от размещаемых акций выделяются для розничных инвесторов. По некоторым данным, на IPO Facebook розничные инвесторы купили в районе 25% акций. Появление акций Facebook на бирже действительно привлекло огромный интерес простых инвесторов. Неудачное начало торгов акциями заставило многих из них в скором порядке избавляться от этих акций, не оправдавших надежд на быстрый и большой заработок. Крупные институциональные инвесторы наверняка воспользовались этим, купив бумаги Facebook по цене, ниже уровня размещения

Facebook: постскриптум


Многие из розничных инвесторов посчитали себя обманутыми, так как не получили той информации о будущих финансовых показателях компании, которой овладели инсайдеры сделки по выпуску акций. Однако эти игроки забывают о том, что изначально приобретать акции при IPO является большим риском, даже если игнорировать частный случай с Facebook. Нынешний рынок IPO, контролируемый несколькими крупными игроками, существует лишь для выгоды трех групп

Во-первых, это сами инвестиционные банки, которые получают миллионы долларов комиссионых за организацию первичного размещения, несмотря на то, вырастает акция или падает. Во-вторых, это группа больших институциональных партнеров, которые ежедневно платят за использование разнообразных услуг. Их интересы тоже должны быть удовлетворены, и поэтому им иногда предоставляется инсайдерская информация о компании, которую не получают мелкие инвесторы. Для того чтобы IPO было выгодным для брокерских клиентов, организаторы размещения создают дисбаланс между спросом и предложением, удерживая цену размещения на существенно более низком уровне, чем указывали бы спрос и предложение при открытии. В результате, лучшие клиенты получают акцию, которая в течение первых минут или часов резко подскакивает вверх на 20-50%, после чего акция продается с астрономической годовой доходностью. Третью группу представляют сами компании, которые выходят на биржу. Фирмы с Уолл стрит хотят, чтобы клиент был доволен для будущего сотрудничества и получения новых комиссионных за вторичные размещения, выпуск долга, слияния и поглощения и т.д. В этот список важнейших игроков на рынке IPO не входят мелкие розничные инвесторы, чьи интересы безразличны картелю крупных фирм с Уолл стрит

Facebook упрощает рекламодателям доступ к как можно большему числу мобильных пользователей, делая важный шаг в попытке рассеять основные опасения инвесторов по поводу дальнейшего развития компании. Руководство, почувствовав замедление темпов роста выручки в последние месяцы, разрешила маркетологам разрабатывать рекламу, предназначенную специально для мобильной версии сайта. Facebook также позволит рекламодателям напрямую размещать объявления в новостных лентах пользователей. Оба нововведения представляют собой существенные изменения в политике компании, до сих пор ограничивавшей присутствие маркетологов в определенных частях своего сервиса. Ранее рекламодатели могли оплатить широкую категорию так называемых "спонсорских историй": рекламных объявлений, появляющихся на сайте

Facebook принадлежит ко второму из трех поколений современных интернет-компаний. Первое поколение – порталы, служившие для организации и агрегирования большого потока веб-информации, например, Google и Yahoo. Второе поколение зарабатывает деньги на социальных сетях. Третье состоит из компаний, единственной целью которых является предоставление услуг на мобильных устройствах. Монетизировать мобильных пользователей будет крайне сложно, и будет зависеть от того, сможет ли Facebook стать столь же успешных в сфере мобильных услуг. Показателен пример Google, который отчаянно пытается выйти на рынок соцсетей

Отдельный вопрос, в какой индекс войдет Facebook? 25 июня компания должна стать членом Russell 1000. В индексной доле во внимание принимается только рыночная капитализация в свободном обращении (объем акций, доступный для дневной торговли и не заблокированный, например, основателями). Понятно, что низкий уровень свободного обращения на рынке негативно повлияет на размер доли в индексе. Facebook должен войти и в состав индекса NASDAQ 100, но это произойдет не раньше 1 сентября, так как акция должна проторговаться в течение месяца запуска плюс дополнительные три месяца. Но несмотря на то, что капитализация компании по итогам первых трех недель торгов составляла около 60 млрд долл., она займет не самое высокое место, так как NASDAQ также рассчитывает вес в индексе на основе акций в свободном обращении, т. е. 12 млрд долл. Вес в индексе может приблизиться к уровню 0,3%. Судя по условиям для индекса S&P 500, Facebook вряд ли будет туда включена. Акции в свободном обращении составляют лишь 20%, и это станет препятствием для включения. Принимая во внимание ту волну простых инвесторов, которая хлынула на рынок акций Facebook, можно говорить о том, что отныне акции этой соцсети являются хорошим индикатором настроения непрофессиональных инвесторов на рынке

Выход Facebook на биржу стал характерным «народным» IPO. Профессионалы предупреждали о финансовом состоянии компании, тогда как простые инвесторы скупали акции, часто опираясь лишь на лояльность к ресурсу. Простая погоня за количеством пользователей не поможет руководству компании получать более высокие заработки, так как во многих развитых странах аудитория сайта приближается к точке насыщения. Пузырь доткомов лопнул чуть более десяти лет назад, но участники рынка уже забыли, как компании, не имея ни прибыли, ни внятной стратегии развития, росли как на дрожжах. Тогда, как и сейчас, сектору высокотехнологичных компаний, занимающихся онлайн коммуникациями и коммерцией, приписываются неограниченные возможности, которые до конца мы пока и не понимаем. Ажиотаж вокруг Facebook олицетворяет возвращение к мышлению «в этот раз все будет по-другому», и доказывает его ошибочность.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://elitetrader.ru/uploads/posts/2011-07/1311021683_ba0bd50f7276bf3a0145a6d9159117bf.jpg (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter