23 октября 2012 Financial Times
Америка по-прежнему опасается падения с фискального обрыва, Европа неуверенными шагами пытается предотвратить кризис в стиле короля Канута, не располагая убедительной стратегией роста, а Япония продолжает стагнировать и радоваться любым признакам жизни своей экономики. Страны БРИК несчастны по-своему. С одной стороны, они скованы глубокими проблемами коррупции и финансовых дисбалансов, вредящих росту; в то же время демографические тренды ставят под сомнение их долгосрочные перспективы. В большинстве развитых стран финансовая проблема изначально приобретает структурный характер. Согласно авторитетным прогнозам, если бы в период с 1990 по 2007 гг. США и Европа поддерживали средний прирост экономики, сегодня ВВП мог быть на 10-15% выше, а к 2015 году показатель превысил бы 15%. Не исключено, что данные подсчеты могут быть недостоверными, поскольку в 2007 году мировой ВВП «раздулся» под влиянием тех же факторов, которые способствовали образованию финансовых пузырей. Впрочем, даже если тогда экономика была искусственно раздута на 5%, показатель на 1 трлн. долларов не дотягивает до ожиданий в США и ЕС. А для среднестатистической семьи это составляет более 12 000 долларов.
Многие утверждают, что процесс международной экономической интеграции идет ко дну. Выдвигаются предположения о том, что главные действующие лица не справляются со своими руководящими ролями. Звучат призывы к изменению международной экономической модели. Доля справедливости в этих заявлениях присутствует. В большинстве стран внутренние политические ограничения и требования на самом деле препятствуют выполнению необходимых действий. Правильное функционирование американской политики нарушилось в преддверии выборов, которые состоятся в текущем году. Время от времени ЕС создает видимость того, что Конгресс США является моделью умелого принятия эффективных решений. В России и Китае авторитарные лидеры, испытывающие нехватку легитимности, с трудом пытаются продвинуть экономическую реформу, но аналогичная ситуация складывается также в Индии и Бразилии, наделенных демократическим мандатом.
Беспокойство по поводу политики и процессов экономической интеграции оправдано, но максимум, чего можно ждать от политиков любой из стран – это рациональные пути решения серьезных проблем. Если не будет достигнуто консенсуса в данном аспекте, бессмысленно обращаться к политической системе с просьбой пойти на решительные шаги. К сожалению, в немалой степени это относится и к текущим экономическим проблемам, особенно в развитых странах. Все политики единодушно признают необходимость оживления экономического роста и создания новых рабочих мест в краткосрочной перспективе, а также ограничения накопления уровня долга в долгосрочном аспекте, вопрос достижения этих ключевых целей вызывает противоречия среди представителей власти как внутри государств, так и на международном уровне. То, что называется «ортодоксальным взглядом», соотносит наши текущие трудности с избыточным заимствованием со стороны государственного и частного секторов, подчеркивает необходимость ограничения роста задолженности, поощряет жесткую финансовую и монетарную политику, а также указывает на потребность, скорее, в долгосрочных структурных мерах, нежели в краткосрочных и ориентированных на спрос шагов для стимулирования роста экономики.
Альтернативная точка зрения, опирающаяся на поддержание спроса, также подразумевает необходимость в сдерживании накапливания долга и избежания высокой инфляции, но при этом призывает к стимулированию спроса в краткосрочной перспективе для быстрого запуска экономического роста и «механизма самоусиления», в котором происходит совместное улучшение процессов роста доходов, увеличения найма и укрепления финансовой дисциплины. В последние годы международный экономический диалог осциллирует между этими двумя точками зрения. В моменты особенно острого беспокойства по поводу роста экономики, которое мы наблюдали весной 2009 года и испытываем в настоящий момент, МВФ и многие (но не все) монетарные и финансовые власти поддерживали теорию, ориентированную на стимулирование спроса. Но как только облака начинают рассеиваться, ортодоксальность вновь приобретает актуальность и внимание перемещается на бюджетное ужесточение и долгосрочную финансовую гигиену.
Вне зависимости от экономических взглядов этот цикл представляет собой опасность. Врачи, прописывающие антибиотики, настоятельно рекомендуют своим пациентам пройти полный курс лечения, даже если облегчение наступит гораздо раньше. В противном случае их болезнь может вернуться и даже усугубиться, что потребует принятия медикаментов еще более сильного действия. Подобную аналогию можно провести и с экономической политикой. Те, кто подобно мне, в своем видении экономики пропагандируют стимулирование спроса, беспокоятся о том, что политика роста проводится в слишком малые сроки, чтобы быстро оживить экономику, что также дискредитирует эффективность их собственных приоритетов и снижает доверие. Минувшие переговоры в Токио могли и не оказать непосредственного воздействия на текущую политику. Но акцент МВФ на необходимости поддержания спроса, а также признание важности избежания колебаний в применении бюджетных мер, могут оказаться очень важными в среднесрочной перспективе, если удастся преодолеть следующую волну экономических колебаний.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу