23 марта 2013 InoPressa
Для начала, есть факт конвергенции. По мере развития китайской экономики, нарастание ее размеров, благосостояния и урбанизации продолжит подогревать спрос на энергию, зерновые, минералы и другие ресурсы. К примеру, США потребляют более чем в 9 раз больше нефти, чем Китай в расчете на душу населения. Поскольку большая часть населения Поднебесной стремится к западным стандартам потребления, спрос на сырьевые товары – и, соответственно, их стоимость – продолжит двигаться по восходящей траектории. Безусловно, не все товары равны. Например, тогда как ситуация с медью не требует пояснений, учитывая, что она является основным материалом для проводки, электроники и внутренних трубопроводов, активный спрос на железо не так очевиден, даже принимая во внимание 20-летний инфраструктурный бум в Китае.
По самым пессимистичным оценкам в течение ближайшего десятилетия ежегодный прирост реального ВВП Поднебесной будет составлять порядка 7%. Тем временем предложение большинства сырьевых товаров по прогнозам не превысит 2%-ного годового прироста в реальном выражении. При прочих равных условиях, если интенсивность потребления сырья в Китае (определяемое как количество сырья, затраченное на производство одной единицы продукции), не продемонстрирует значительного спада, в этом году спрос Поднебесной на сырьевые товары будет выше, чем в прошлом. До тех пор, пока спрос Китая на сырье будет расти более быстрыми темпами, чем мировое предложение, цены будут повышаться. А стремительный экономический рост, который китайские лидеры должны поддерживать, чтобы вытянуть огромное количество людей из-за черты бедности – и, тем самым, предотвратить кризис легитимности – устанавливает нижнюю границу мировых цен на продовольствие, энергию и минералы.
Стоит отметить, что интенсивность использования некоторых сырьевых товаров, таких как золото и ядерная энергия, упала; тогда как потребление алюминия и угля возросло за период с 20000 года, или как в случае с медью и нефтью спад заметно замедлился или стабилизировался на высоких уровнях. Поскольку китайская экономика продолжает смещаться от инвестиций к потреблению, спрос на ресурсоемкие потребительские товары длительного пользования – автомобили, мобильные телефоны, водопроводные трубы, компьютеры и телевизоры – возрастает. Также существует проблема так называемых резервированных цен (максимальная цена, которую покупатель готов предложить за товар или услугу). Резервированная цена устанавливает потолок цен на сырьевые товары, поскольку при ее достижении происходит разрушение спроса (потребители не хотят или не могут приобрести товар или услугу).
В развитых странах резервированная цена для многих сырьевых товаров, таких как нефть, выше, чем в развитых экономиках. Одним из объяснений этого явления является ускорение темпов увеличения заработных плат в развивающихся регионах, что способствует повышению спроса на сырье, тогда как стагнирующие зарплаты в развитых государствах провоцируют снижение резервированных цен. В конечном итоге, абсолютные размеры и темпы роста развивающихся экономик имеют значение при прогнозировании как спроса на сырье, так и будущей траектории мировых цен на сырьевые товары, где доход на душу населения тесно связан с финансовым благополучием потребителей. Если люди чувствуют себя богатыми и живут в условиях растущей заработной платы и дорожающих активов, они менее склонны к урезанию прочих расходов, когда потребление сырья становится более дорогостоящим. Они просто начинают платить больше.
Безусловно, повышательное давление на стоимость сырьевых товаров также связано с проблемами предложения. Дело не только в том, что мировые поставки ресурсов все больше сокращаются, поставляемое сырье все чаще попадает в неумелые руки. По всему миру правительства усиливают контроль над ресурсами и применяют политики, которые наносят вред мировому производству, что в итоге приводит к росту цен. (После недавнего скандала, связанного с национализацией Yacimientos Petroliferos Fiscales (YPF) в Аргентине, налог на добычу железа и угля, введенный в Австралии в прошлом году, стало явным напоминанием того, что такие тенденции свойственны не только политикам развивающихся стран).
Такой рост цен может оказаться способствующим инфляции в государствах, импортирующих сырье. Также скачки цен могут иметь катастрофические последствия для стран-экспортеров, где возникает риск стремительного укрепления курса валюты и как следствие утраты конкурентоспособности. Конечно, технологические достижения, такие как гидравлический разрыв пласта («гидроразрыв») при добыче сланцевого газа, могут способствовать увеличению предложения и, следовательно, снижению цен. Однако обостряющиеся экологические проблемы и ограниченный доступ к товарам-заменителям свидетельствуют о том, что ослабления цен на сырье пока ожидать не стоит.
Присутствует постоянное искушение сосредоточиться на краткосрочных, тактических катализаторах цен на сырье (и даже переоценить их) в ущерб долгосрочным, структурным факторам. И хотя краткосрочные факторы – к примеру, политическая нестабильность, погодные условия и спекулятивная активность – являются важными определяющими цен, они дают лишь частичное представление о них. Экономические основы спроса и предложения остаются ключевыми факторами в определении направления движения цен и перспектив продолжения суперцикла сырьевых рынков. На практике это означает, что в течение следующего десятилетия, например, цены на нефть скорее будут колебаться вблизи отметки $120 за баррель, нежели $50; и вряд ли мы когда-нибудь снова увидим нефть по цене $20 за баррель.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу