Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Слабый евро для слабой Европы » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Слабый евро для слабой Европы

Что можно сделать, чтобы помочь кризисным экономикам Южной Европы сократить внешние дефициты? Споры вокруг этого вопроса часто представляются как конфликт между задолжавшими странами PIIGS - Португалией, Италией, Ирландией, Грецией и Испанией - и странами Еврозоны с профицитом текущего счета, в частности, Германией. Однако за последние годы появился еще один, куда более важный дисбаланс: торговый дефицит между странами PIIGS и Китаем, который подразумевает возможное решение экономических проблем в Южной Европе - более сильный юань.
12 августа 2013 InoPressa

До 2004 года у стран PIIGS самый большой торговый дефицит формировался с остальными странами Еврозоны. Но в 2005 году их совокупный дефицит с остальным миром достиг отметки 37.2 млрд. евро (48.6 млрд долларов), превысив тем самым совокупный дефицит с остальными участниками валютного союза на 4 млрд. евро. Затем, в 2008 году, еще до начала сокрушительного финансового кризиса, дефицит PIIGS на мировом уровне достиг исторических высот - 116 млрд. евро, из них 34.8 млрд. приходилось на Китай, больше, чем дефицит с Германией на 2 млрд. евро. Такое случилось впервые.

Но есть и еще один ключевой факт: за последние четыре года совокупный дефицит стран PIIGS с Германией, Еврозоной и остальным миром значительно сократился, но дефицит с Китаем по-прежнему оставался огромным - 33 млрд. евро в 2010 году и 29 млрд. евро в 2011 году. Объяснить этот феномен нам помогут два фактора: Первый - это стремительное укрепление евро против юаня, начавшееся на заре 2000-х. Единая валюта укрепилась от среднего значения 7.4 юаней в 2011 году до 10.4 юаней в 2007 году, но затем снизилась к 7.8 к августу 2012 года. Отчасти, такая динамика связана с привязкой юаня к доллару, который резко упал в цене против евро в период с 2002 по 2004 годы. Еврозона стала гораздо менее конкурентоспособной из-за столь значительного номинального удорожания валюты. Страны PIIGS особенно остро почувствовал на себе эти перемены, потому что их процветающие экономики привлекали масштабные потоки капитала, которые вели к росту инфляции и уровня зарплат. Негативные последствия утраченной конкурентоспособности сочетались с появлением второго фактора. Экономики Юга Европы сильно зависят от текстильного, швейного и обувного секторов промышленности, которые оказались не готовыми к борьбе за место под солнцем с дешевым китайским импортом. Согласно результатам исследования, проведенного Международным валютным фондом, огромные торговые дефициты Португалии, Италии, Греции и Испании возникли в основном из-за массового ввоза китайского текстиля. Между тем, текущие счета Германии, Финляндии, Австрии и Франции пострадали гораздо меньше, сумев укрепить свой экспортный сектор, опять же, за счет Китая, где производство машинного оборудования все еще хромает на обе ноги.

В другом исследовании МВФ говорится, что помимо взлета китайской экономики не последнюю роль сыграла интеграция Центральной и Восточной Европы, а также высокие цены на нефть - эти факторы по-разному отразились на торговом положении стран Еврозоны, при этом PIIGS пострадали больше других. Худшего удалось избежать, потому что страны с профицитами текущего счета финансировали внешние дефициты PIIGS, несмотря на значительные торговые дисбалансы с остальным миром. Инвесторы за пределами Еврозоны просто повысили свои требования к Германии, Франции и другим профицитным странам. Но что могут сделать европейские политики, чтобы исправить ситуацию? Низкие процентные ставки, высокие долги и масштабные дефициты не оставляют возможности для дальнейшей монетарной или фискальной экспансии. Давление на заработные платы, скорее всего, сохранится. На самом деле, в этой ситуации оно контрпродуктивно, поскольку разрушает внутренний спрос и, соответсвено, повышает риск рецессии. Однако кризисным экономикам, вероятно, будет легче провести необходимые внешние корректировки при трех условиях: рост внешнего спроса, менее агрессивная финансовая среда и слабый евро. Большей их части можно добиться путем ревальвации юаня против евро и валют других ключевых торговых партнеров.

Таким образом, экономики Южной Европы получат хороший стимул для роста внешнего спроса, и больше места для политических маневров, направленных на сокращение фискальных и внешних дефицитов. Да, именно высокий внешний спрос помог Германии сократить свой фискальный дефицит в последние годы. Возможно, политикам Еврозоны стоит задуматься о том, чем грозит Южной Европе слабый внешний спрос и китайский экспорт. В этих обстоятельствах слабый евро - то, что нужно для слабой Европы.

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу