Как предотвратить войну между Китаем и Японией » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как предотвратить войну между Китаем и Японией

Китай и Япония, две крупнейшие страны Азии, проявляют все больше агрессии как в небе, так и в море рядом с архипелагом спорных островов. Хотя их экономики остаются тесно взаимосвязанными, отношения между правительствами двух стран, похоже, вошли в опасную нисходящую спираль.
30 декабря 2013 InoPressa
На прошлой неделе премьер-министр Японии Синдзо Абэ дополнительно обострил отношения, посетив часовню Ясукуни - исторический памятник с противоречивым значением, который посвящен погибшим японским солдатам, включая четырнадцать командиров, считающихся военными преступниками.

Разумеется, ни одна из сторон не заинтересована в восстановлении дружеских отношений. Это печально, поскольку ухудшение связей между странами наступило относительно недавно, а его причиной стал единичный инцидент, касающийся островов, находящихся под управлением Японии и называющей их Сенкаку. На острова заявляет свои права Китай, который, в свою очередь, называет их Дяоюйдао. Один символический, но широкий жест мог бы приостановить охлаждение отношений.

Хотя Абэ и является бесспорным сторонником жесткой позиции по отношению к Китаю, он не имел никакого отношения к событию, вызвавшему кризис. В сентябре 2012 года тогдашний премьер-министр Японии Ёсихико Нода приказал своему правительству выкупить несколько спорных островов у частного владельца. По мнению Китая, это действие позволило фактически национализировать их.

Нода не планировал провоцировать китайцев. Скорее наоборот: он намеревался предотвратить более агрессивный жест со стороны ярого националиста Синтаро Исихары, тогдашнего губернатора Токио, который хотел заставить муниципалитет Токио выкупить острова и начать их застройку для демонстрации японской власти над территорией. Впрочем, всего за два дня до решения Ноды, президент Китая Ху Цзиньтао попросил его не исполнять сделку. Опасения Ху были вполне правомерными: в течение многих лет Китай молча принимал фактическую оккупацию Японией данных островов, несмотря на то, что он оспаривал их принадлежность. Покупкой островов Япония подтверждала свое юридическое право собственности. С учетом роста националистических настроений в Китае правительство в Пекине не могло проявить слабость, не ответив на внешний вызов.

Если бы Абэ действительно хотел прервать эскалацию напряженности, которая с тех пор сопровождает двусторонние отношения Китая и Японии, он бы в одностороннем порядке вернул все к прежнему состоянию. Ему лишь требуется продать острова обратно частному японскому фонду или природоохранной группе под предлогом сохранения естественной красоты этой местности.

Сторонники жесткой линии в Японии, несомненно, сочли бы такой шаг капитуляцией перед Китаем. Однако это вовсе не так: даже после продажи Япония все равно продолжала бы фактическую оккупацию островов, как делала это в течение многих десятилетий. Поскольку покупка островов была выполнена предыдущим правительством, либеральные демократы Абэ не чувствовали бы на себе груз ответственности за это обязательство. После того, как Абэ удалось утихомирить своих сторонников-националистов посещением Ясукуни, он, как бы странно это ни звучало, находится в более прочной позиции для достижения компромисса по вопросу островов.

В интервью, данном ранее в этом месяце, Абэ призвал провести встречу на высшем уровне с президентом Китая Си Цзиньпином, а также отметил: «Сейчас пришло время вернуться к начальной точке». Здесь Абэ намекает на двустороннее соглашение, которого ему удалось добиться с Ху в 2006 году, когда он также занимал пост премьер-министра Японии: продажа островов стала бы важнейшим шагом на пути к улучшению отношений.

Если бы Абэ стремился к более решительным мерам, он мог бы сделать Китаю такое же предложение, какое было сделано Японией Южной Корее в отношении еще одного спорного архипелага, а именно решить вопрос в Международном суде ООН. Однако шанс на то, что Китай согласится на такое предложение, является минимальным. Впрочем, получив моральное первенство в этом вопросе, Япония могла бы как доказать обоснованность такого решения, так и выполнить основное условие проведения саммита Абэ-Си, предъявленное Китаем: признание спорного статуса территориальной принадлежности островов Сенкаку/Дяоюйдао.

Естественно, если тяжело представить, что администрации Абэ удастся достучаться до Пекина, то так же невероятно и то, что реакция Китая будет конструктивной. Однако, проведя простой анализ затрат и выгод, у Си также достаточно стимулов свернуть агрессивную программу морского и воздушного патрулирования вод, окружающих острова. Китай лишь недавно анонсировал комплекс тяжелых и потенциально далеко идущих экономических преобразований. Хотя он не может дать слабину во внутренней политике, он также не может допустить и геополитического кризиса, который будет нарушать экономические процессы в Китае и мировую торговлю.

В Азии постепенно проводится коренная перебалансировка по мере того, как экономика Китая становится все больше «японообразной». Но слишком резкие перемены также не входят в интересы Китая; интенсивность опасений по поводу агрессивной позиции Китая удивляет. Чем сильнее давление Пекина, тем быстрее Япония будет стремиться увеличить свои оборонные способности и укрепить свой альянс с США и странами, окружающими Китай.

Обеим сторонам требуется возможность отказаться от своих слов и поступков. Япония может и должна сделать первый небольшой шаг вперед, отступив и отказавшись от покупки островов. Любой японский лидер, который сомневается в мудрости этого шага, должен задать самому себе вопрос: разве эти острова сейчас лучше, чем два года назад?

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter