31 декабря 2013 InoPressa
Совокупный профицит торгового баланса этих небольших стран в годовом исчислении превышает 250 млрд. долларов, что немного больше показателя одной только Германии. Кроме того, их профициты носят более устойчивый характер по сравнению с Германией: десять лет назад Германия обладала дефицитом текущего счета, а вот ее языковая семья уже тогда обладала профицитами, аналогичного размера с современными. В течение последних десяти лет эта группа небольших стран совместно накопила профицит, который по размеру превышает профицит Китая. Неужели все эти страны виновны в ведении меркантильной политики? Может все они ввязались в конкурентное ограничение заработной платы? По большей части, глупый политический совет – скорректировать профицит Германии – кажется бессмысленным, если подробно рассмотреть устойчивые профициты такой разнообразной группы стран. Некоторые, как Германия, находятся в Еврозоне (Нидерланды); другие в одностороннем порядке привязали свою валюту к евро (Швейцария), а третьи сохраняют гибкий обменный курс (Швеция).
В пределах Еврозоны противовесом немецкого профицита обычно служили дефициты периферийных стран (в основном, Испания, но также и Португалия и Греция). Все изменилось. На сегодняшний день противовесом чрезмерному тевтонскому сбережению служит "англо-саксонское" расходование сбережений: большинство англоговорящих стран обладает дефицитами текущего счета (и достаточно продолжительное время). Вместе – сумма дефицитов текущего счета США, Великобритании и основных стран Содружества – составляет более 800 млрд. долларов или, грубо говоря, 60% мирового размера всех внешних дефицитов. Неудивительно, что национальные политики (и средства массовой информации) в большинстве англоязычных стран жалуются на профицит Германии. Но действия со стороны одной только Германии не сильно повлияют на судьбу этих стран, поскольку их дефициты намного больше.
Главный вопрос заключается в том, кто окажется в выигрыше, если Германия увеличит объем импорта. Периферийные страны Еврозоны составляют всего около 10% от доли немецкого импорта, по сравнению с почти 40% со стороны других профицитных стран северной Европы. Таким образом, выигрыш этих "других профицитных стран" (с низким уровнем безработицы) от роста внутреннего спроса в Германии окажется в четыре раза больше выигрыша периферийных стран (с гораздо более высоким уровнем безработицы). Другие страны, обладающие структурным профицитом, например, Россия, Китай и Япония, извлекут больше пользы из роста спроса со стороны Германии, а не Испании или Греции. Получается, что обсуждение немецкого профицита вносит двоякую путаницу в этот вопрос. Во-первых, несмотря на то, что немецкая экономика и ее профицит выглядят угрожающее в контексте Европы, одна только корректировка в Германии не слишком сильно поможет периферийным странам Еврозоны. Во-вторых, в мировом контексте корректировка в одной только Германии лишь незначительно поможет многим странам, в то время как другие профицитные страны извлекут непропорциональную выгоду. Корректировка всех северных европейских стран удвоила бы воздействие любого роста спроса в одной только Германии, ввиду высокой степени интеграции между "тевтонскими" странами.
Это применимо как в европейском, так и в мировом контексте. Согласования в пределах Еврозоны (к примеру, с помощью процедуры чрезмерного дисбаланса, которую могут применить по отношению к Германии), по всей видимости, недостаточно, если цель заключается в том, чтобы помочь периферийным странам. На мировом уровне англоязычные дефицитные страны также гораздо больше выиграли бы от увеличения внутреннего спроса во всей северной Европе. Германия уже давно является лакомым куском для стран с внешним дефицитом в Европе и за ее пределами. Но нападать на одну только Германию – не лучший способ добиться результатов.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу